Махмуд Сайкал: “Терроризм и экстремизм на данный момент происходят из Пакистана”

Экс-вице-министр иностранных дел Афганистана о безопасности региона и мирном процессе, который стоит

В Алматы с журналистами встречался Махмуд Сайкал, экс-вице-министр иностранных дел Афганистана и экс-посол Афганистана в Австралии. В Казахстане он находился по линии Фонда Фридриха Эберта больше в качестве частного лица и эксперта. Если убрать дипломатические обороты, то позицию он высказал достаточно ясно, будь то мирный процесс, талибы, президент Махмуд Карзай и внешняя геополитическая обстановка.

“На данный момент мирный процесс стоит, – так Махмуд Сайкал охарактеризовал ситуацию внутриполитического урегулирования. – За последние три года этот процесс ни к чему не привел. Талибы все время что-то выигрывают, а мы теряем”.

Насчет переговоров с талибами в Катаре г-н Сайкал сообщил следующее. Американская сторона обещала афганскому правительству, что размещаемый там офис будет называться Бюро для мирных переговоров. На деле его назвали Бюро Исламского эмирата Афганистана (фактически это официальное название Талибана в период его правления до американского вторжения). В Кабуле это вызвало возмущение и правительство Афганистана отреагировало приостановлением переговоров в Катаре.

Экономика Афганистана состоит из трех главных блоков. $110 млрд в год составляют траты международной коалиции на войну. На втором месте находится внешняя экономическая помощь Кабулу и третий блок приходится на наркотики. По словам Махмуда Сайкала Афганистану нужно где-то $10 млрд в год – половину на безопасность и половину на развитие.

Международное сообщество по специальному многолетнему плану обещало $81 млрд. “Но обещание – оно и есть обещание. Никаких конкретных гарантий что мы получим эти деньги – нет”, – подчеркнул экс-вице-министр иностранных дел. Американская помощь, например, зависит от того, какое решение примет Конгресс. До 2015 года в Кабуле не ожидают существенных доходов от добывающих отраслей. Поэтому 2014-ый год для Афганистана во всех финансовых смыслах получается проблематичным.

“Терроризм и экстремизм на данный момент происходят из Пакистана”, – заявил г-н Сайкал. По его высказываниям, в этой стране на данный момент происходит промыв мозгов сотням смертников. Бывший дипломат отметил, что использование насилия в Пакистане стало частью политической культуры. “Талибан – это агент Пакистана”, – один из тезисов Махмуда Сайкала. Пакистан потратил на талибов миллиарды долларов и фактически остается их руководящим центром. “Мы не видим, что талибы являются серьезной силой. Если Афганистан будет сильным государством (пограничные войска, спецслужбы) – он с ними справится”, – указал эксперт. При этом Махмуд Сайкал признал, что в своем нынешнем виде структуры безопасности Афганистана не являются достаточно устойчивыми и обеспеченными необходимыми ресурсами.

Среди прочего, Афганистан выступает заложником пакистанско-индийского противостояния. Г-н Сайкал заметил, что Пакистан против всего индийского в Афганистане, тогда как Дели пытается наладить продуктивные контакты с Кабулом. Имея 1200-километровую границу с Ираном, Афганистан находится в сильной зависимости от американо-иранских отношений, а те из-за иранской ядерной программы продолжают обостряться.

Что касается региона Центральной Азии, то Махмуд Сайкал сказал следующее: “Нам нужна любая форма поддержки. Безопасность Афганистана – это безопасность региона”. Ежедневно тысячи грузовиков идут транзитом через Афганистан в направлении Центральной Азии, Ирана и Пакистана. Афганистан представляет собой перемычку между богатой на энергоносители Центральной Азией и остродефицитной на энергоресурсы Южной Азией. В свете избрания премьер-министром Пакистана Наваза Шарифа, г-н Сайкал считает, что тот находится перед дилеммой: “Либо энергия, либо талибы”. Существует проект газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия), проект переброски больших объемов электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан транзитом через Афганистан. От государств Центральной Азии Кабул хочет такой позиции на пакистанском направлении: “Хотите энергию – уничтожайте талибов”.

Отдельная тема – Центральная Азия как жертва наркотрафика, при котором наркотики идут с территории Афганистана. В этой стране только замена опийного мака на шафран дала положительные результаты, а другие культуры мак вытеснить не могут. Также Кабулу нужны договоренности по Амударье, поскольку без межгосударственных соглашений международные финансовые и донорские организации не выделяют Афганистану ресурсы на водохозяйственную инфраструктуру.

Махмуд Сайкал считает, что из-за многократных нарушений президентом Махмудом Карзаем закона в Афганистане не смогло установиться верховенство закона. По его мнению сейчас основная забота – это проведение нормальных выборов президента, потому что в обществе большое недоверие к избирательному процессу. “У нас две угрозы для Афганистана – талибы и Карзай”, – заявил г-н Сайкал.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.