«Россией должен управлять человек, не запятнанный кровью»

(Один ответ на все семь вопросов)


Прежде чем говорить об отставке Бориса Николаевича, давайте вернемся к событиям, предшествующим ей. Я имею в виду парламентские выборы. О выборах в казахстанский парламент можно сказать уверенно, что картина ясна: глава государства подобрал людей, которые будут выполнять его команды. В российском же варианте все намного сложнее: в Госдуму вновь прошло подавляющее большинство левых сил, в частности, коммунисты. При этом вспомним, что и добрую половину верхней палаты – Совета Федерации – составляют губернаторы “красного пояса”. Между тем большинство российских СМИ и федеральные власти на весь мир раструбили о победе правых сил и блока “Единство”, официально поддержанного Владимиром Путиным. В то же время результаты выборов говорят, что демократические преобразования в России не повернуть вспять. Власти сами стремятся к демократическим реформам, что проявляется в гласности, свободе СМИ, существовании политических партий и общественных движений самого разного толка. Политические реформы, конечно, сопряжены с трудностями, но развиваются.


Сейчас многие говорят о том, что “партия власти” вновь победила. Но посмотрите на проценты при подсчете голосов. Большинство мандатов получили коммунисты — как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Это означает, что федеральные власти хорошо представляют себе сложившуюся в обществе ситуацию и пытаются привести общество к консолидации через диалог и взаимодействие различных сил. Понятно, что при нынешнем раскладе сил в России будет продолжаться курс, близкий к политике Ельцина.


Процесс развития общества, экономики идет по предсказанию Карла Маркса, как бы это многие ни отрицали. Каждый претендент на власть должен будет начать с выполнения своих предвыборных программ, с решения социальных проблем, иначе в обществе возникнет напряженность. Следовательно, все-таки каждая страна вынуждена под давлением общественности, избирателей обращаться к социальным принципам производства. Если не производства, то распределения, обмена и потребления. Ведь в распаде СССР, социалистических государств Восточной Европы виновата не сама система социализма, а верхушки, которые управляли совершенно безграмотно, недостойно. Сегодня мы во всем мире наблюдаем интерес к идеям Маркса. Появилась тенденция к приходу к власти социалистических партий в большинстве стран Европы. А возьмем Китай, который преобразовывает экономику, не отказываясь от социалистических идеалов.


Заслуга Ельцина перед обществом состоит в том, что он вынужден был считаться с оппозицией. Практически все политические силы России, включая правых и левых, выступали за демократические перемены. И Борис Николаевич с этим не мог не считаться. Первый президент России согласился уйти досрочно. И это говорит о том, что процесс демократизации в России развивается глубже, чем это кажется на первый взгляд, даже несмотря на то, что курс политики в принципе не изменится.


Я считаю, что весь мир (надо сказать, кроме самой России) выступает за то, чтобы преемником Ельцина стал Путин. Но существует одна оговорка: на Западе тоже есть какие-то правила, по которым первые лица страны должны были быть гражданскими персонами, но уж никак не из внешней разведки. Разведка, контрразведка, армия пугают Запад своей непредсказуемостью. Элемент настороженности стран Европы, США по отношению к новому президенту в случае избрания Путина неизбежен из-за этого.


Давление российских СМИ, формирующих общественное мнение в поддержку Путина, имеет и обратный эффект. Идет отторжение, и возникает мысль о свободе выбора, что учитывают и соперники Путина.


Владимир Путин уже сейчас должен дистанцироваться от ельцинского окружения и признать те просчеты и ошибки, которые имели место. Тогда он будет поддержан массами. Если же он станет говорить о том, что реформы есть и они продолжаются, то будет совершенное неприятие со стороны общества. Поэтому в данной ситуации необходимо, чтобы объединялись другие силы в стране, например Примаков и Зюганов. Если не они, так другие политики, известные российской общественности и в мировой политике. Они должны способствовать избранию президентом России иного человека, который не будет вызывать у Запада предубеждение из-за принадлежности к спецслужбам.


Тот факт, что Путин не позвонил Назарбаеву в первые дни после своего назначения и.о. президента России (хотя Исламу Каримову и Сапармурату Ниязову телефонные звонки были чуть ли не на вторые сутки), говорит о многом. Я бы не хотел говорить так, но это жестко по отношению к Назарбаеву. Видимо, эта жесткость будет присутствовать и в позиции России по отношению к Казахстану в целом.


Лично я не хотел бы, чтобы во главе такого государства, как Россия, были такие люди, как Путин, запятнанные кровью. Ведь все, что творится сегодня в Чечне, страшно. Мирное население осталось без крова, пищи, без воды и света. Глупость федеральных властей заключается в том, что они подают боевые действия в Чечне, как войну между противниками. Но ведь это – война с собственным народом. И я считаю, что в истории России война в Чечне останется позорной страницей. Это кровавые люди. Их приход к власти чреват последствиями для Казахстана и других соседей и может спровоцировать розыгрыш “русской карты”. Я не уверен в том, что к взрывам в Москве и других городах причастны сами чеченцы. Ведь сейчас терактов нет, а казалось бы, что разъяренные террористы типа Басаева должны устраивать взрывы по всей территории России.


И я хотел бы, чтобы к власти в России пришли люди мудрые, уравновешенные, незапятнанные. Россией должен управлять человек, на котором нет крови своего народа. Сейчас ни в России, ни в Казахстане не нужны популисты, реформаторы, демократы. Нам нужен глава государства — опытный, взвешенный политик, которому бы доверяли массы.