Так называется некогда популярная песня на слова Евгения Евтушенко. Выдающийся президент США Рональд Рейган начал свое выступление перед студентами МГУ со ссылки на нее. «Хотят ли русские войны?» — повторил он. Сам же ответил: «Нет!»
Мудрый президент сказал, что ни русские, ни американцы, ни один другой народ войны не хотят. Войны развязываются не народами, а их амбициозными правителями.
С рейгановских слов я начал потому, что возникла конфликтная ситуация между Ташкентом и Астаной, чреватая непредсказуемыми последствиями. И если завтра придет война, то только по вине неимоверно амбициозного президента Узбекистана Ислама Каримова. Я не раз ставил его в пример Нурсултану Назарбаеву. Мне нравятся каримовские целеустремленность, твердость и бескомпромиссность в вопросе о независимости Узбекистана. В то же время меня настораживает его тяжелый характер.
Казахи и узбеки еще в XVI веке — один народ. Как по случаю заметил президент Назарбаев, мы даже ближе, чем русские и белорусы. И это чистая правда.
Сколько у нас, казахов и узбеков, ни на кого непроменяемых друзей и даже близких родственников. Да не подымется у меня рука против узбека — так же, как он в меня целиться не станет. Но вспомним слова Рейгана — войны развязываются не народами, а их правителями.
Узбекско-казахские отношения никогда не были свободны от инцидентов. По вине правителей Ташкент из рук в руки переходил, столетиями находился под контролем казахских ханов. И не случайно, что немало казахских знаменитостей во главе с Толе-би похоронены в Ташкенте. Не случайно и то, что совсем недавно по распоряжению узбекских властей с его мавзолея бесцеремонно снята табличка. В отличие от президента Назарбаева, чутко реагирующего на малейшие события национально-этнического значения и даже занимающего в них ущемляющую интересы казахов позицию, Ислам Каримов идет и пойдет напролом.
В Узбекистане проживают около полутора миллионов казахов — потомки тех, кто фактически был хозяином места поселения. Они вдруг оказались в Узбекистане в результате выделения в августе 1920 года Киргизской (Казахской) республики в составе РСФСР. Национальное размежевание Туркестанской республики в 1924 г. окончательно оторвало среднеазиатских казахов от своих корней, превратив их в диаспору. Многие из них принудительно записаны в паспортах узбеками. К Узбекистану отошла и Каракалпакия, всегда находившаяся в составе Казахстана.
Это обстоятельство в свое время являлось серьезным вопросом, обсуждавшимся по инициативе правительства Алаш-Орды в Наркомнаце РСФСР.
3 апреля 1918 года во Bсекиргизский народный Совет Алаш-Орды по прямому проводу поступила телеграмма за подписью председателя Наркомнаца И.В.Сталина с предложением признать власть Совнаркома. Однако правительство Алаш-Орды, в целом приняв данное предложение, поставило условие включить в состав автономии Алаш густонаселенные этническими казахами Ферганскую область, Джизакский уезд Самаркандской области, Амударьинский отдел Сыр-Дарьинской области, казахов Бийского, Славгородского, Змеиногородского уездов Алтайского края.
Данные требования алашордынцев взяты не с потолка — они подкрепляются историческими фактами.
И при Советах по воле Кремля Узбекистану дважды передавалась территория Казахстана. В последующем Кунаеву удалось вернуть два района.
Узбекистан, пользуясь всеобщим хаосом в государстве и раздраем в казахском обществе, безответственностью и даже продажностью акимов Южно-Казахстанской области и приграничных районов, уже успел прихватить немало квадратных километров. Я вел разговор об этом с новым акимом области Бердыбеком Сапарбаевым чуть ли не в первые часы его назначения. Прошло полгода, а воз, судя по тому, как развертываются события на казахско-узбекской границе, и поныне там — вернее, инцидент принимает взрывоопасный характер. Узбекистан в явочном (читай: в начхательском на Казахстан) порядке уже начал демаркацию границы Казахстаном. К настоящему времени узбекская сторона уже установила пограничные знаки на территории Сарыагашского района Южно-Казахстанской области.
Интернет сообщает ужасающие подробности инцидента. Узбекские пограничники сопровождали оккупацию Казахской земли зверскими избиениями пастухов, пасших баранов в степи.
Казахская сторона ограничилась беззубой нотой протеста правительству Узбекистана, робко процитировав азбучный текст из учебных пособий дипвузов: «Установление пограничных знаков на спорных территориях обычно производится в условиях полного двустороннего согласования». А что Узбекистан? Он молчит да продолжает продвижение вглубь казахской территории. Изрядная часть территории Сарыагашского района давно оккупирована экспансивным соседом и даже освоена.
Что все это означает? Это своеобразная подготовка к двусторонней встрече по лиминации госграницы. С одной стороны, подстраховка от законных претензий Казахстана на свои ранее отошедшие территории, а с другой — расчет на слабость и уступчивость Казахстана в территориальных спорах. Ведь продвижение вглубь Сарыагашского района шло не один день, даже не один год, в открытую и внаглую. Полное отсутствие реакции со стороны казахского правительства разожгло аппетиты соседей.
Если до сих пор оккупация шла тихой сапой, без стрельбы по нашей территории и без избиений людей, то теперь, после приема Путиным Каримова с особым почетом, видимо, решили не церемониться с постулатами дипломатии.
«Казахская правда» давно и постоянно предостерегала главу государства о реальной опасности со стороны соседа. Сегодня она все больше принимает зловещую форму. Если завтра разразится война, она принесет великое несчастье двум братским народам и на века посеет у них семена недоверия и вражды. Военный конфликт преступен и недопустим. Но верно и другое: мир завоевывается не слабостью правительства. И демонстрация силы необходима. Не для острастки братьев-узбеков, а для того, чтобы привести в чувство их безответственных правителей.
Если тамошние лидеры не угомонятся, продолжат облет и обстрел нашей территории, то почему бы нам не предпринять адекватные меры: по всем правилам выставить посты на всем 230-километровом протяжении границы, нацелить на Ташкент тысячи ракет, хотя его запросто достать и обычными пушками времен гражданской войны. Не вредно бы ввести постоянное патрулирование в воздухе нашими истребителями. Вот тогда, думается, господин Каримов вспомнит, как казахи воевали в Великую Отечественную, и поостынет.
В переговорах о границе с правительством Узбекистана надо жестко поставить вопрос о ранее отошедших к нему наших землях. Казахстан вправе поставить вопрос даже о Ташкенте как исторически казахском городе, которым правили казахские ханы и султаны.