Слово — не воробей, или Между нами Андреями говоря

Жуткие завидки берут, когда изумленно лицезреешь по телеку невозмутимо-самонадеянных юношей, почему-то способных безответственно-запросто, с детским, назидательно-саркастическим пафосом высказывать якобы собственное мнение в адрес многострадальной южностоличной прессы. Некто Андрей Антоненко, с волооко-насупленной миной на озабоченном челе еженедельно одаривает не такое уж наивное казахстанское население младожурналистскими откровениями при действенной помощи очень даже демократичного телеканала КТК в трибунальной передаче «Дословно». Окончательно утомившись без особой на то нужды, честно говоря… — от явно ангажированной «поливы» в беззащитный адрес своих коллег-профессионалов, ваш покорный слуга, искренне и с любовью отдавший лучшие годы жизни сиюминутным прелестям бесконечной газетной круговерти, осмелился, однако, устроить заочно-проникновенное рандеву со своим тезкой, но пока еще явно начинающим коллегой по совместной, тернистой стезе вербального ремесла. Захотелось, знаете ли, конструктивно и в целом сострадательно высказать робкие индивидуальные соображения по поводу «дословных» претензий, заполонивших терпеливое общественное сознание из уст молодого, но раннего ментора в облике господина Антоненко.


С первого взгляда ясно, что целенаправленная «выкройка» передачи «Дословно» удручающе проста и примитивна. Двучастный стереотипный «сценариус» компонуется следующим немудреным образом: в первой половине передачи нужно во что бы то ни стало «опустить» две-три газеты, ловко и беспардонно используя те неизбежные «слабины», которые бывают во многих журналистских текстах, издевательски прокомментировав оные таким образом, чтобы автор казнимого материала выглядел чуть ли не полным идиотом. При этом все мы, смотрящие очередную передачу (в большинстве своем), конкретную публикацию либо не читали, либо не запомнили во всех подробностях, учитывая непредсказуемое изобилие ежедневной газетной информации. Этот неизбежно уязвимый момент, на мой взгляд, хладнокровно учитывается дословно привередливый ведущий становится истиной в последней инстанции, поскольку с автором ошельмованной статьи никто и никогда не собирается вступать в открытую дискуссию, и даже его фамилия «стыдливо» не упоминается — будто бы из морально-этических соображений. Такая вот лукавая, хитроумная комбинация используется в итоге. Вторая часть передачи «Дословно» построена с точностью до наоборот, когда осуществляется обзор очередного номера всенародно-любимой «толстушки» «Караван», которая, по моему разумению, самостийно присвоила себе столь высокое звание, ибо республиканского референдума на сей счет не было. Так вот, все тот же Андрей Антоненко, сменив гнев на милость, бархатно-елейным голосом чуть ли не поет с оперной мощью восторженную арию в адрес своих, надо полагать, кормильцев, проникновенно беседуя иногда с некоторыми авторами из редакционной команды объемистого бумажного «Титаника», величественно плавающего в ориентальном море нашей отечественной прессы. Столь откровенно лоббированная сущность передачи «Дословно» позволяет задать её авторам несколько задумчивых вопросов любознательного свойства.


Первый: может быть, стоит параллельно с критикой различных материалов хоть иногда замечать и светлые стороны в казахстанской прессе, обрамляющей недостижимое «каравановское» совершенство? Второй: не выглядит ли безудержная похвальба в адрес «Каравана» подхалимской медвежьей услугой? Третий: не считают ли авторы передачи «Дословно», что сама личность ведущего должна быть весомой, очень авторитетной среди журналистского корпуса и самих читателей?


Последний вопросительный пункт лично мне интересен больше всего. Обреченно, но внимательно слушая стеснительно-обвинительные размышлизмы Андрея Антоненко и сочувственно глядя на него самого, нетрудно догадаться, что его провинциальный экранный имидж это римейк из таких московских новостных «профи», как Михаил Леонтьев и Сергей Доренко. Совокупно-конечный результат в облике Андрея Антоненко лично для меня не убедителен, к сожалению. На то есть свои вполне объективные причины. Во-первых, чем примечателен сей молодой человек в мире казахстанской журналистики? Может быть, ему стоит самокритично и дословно убедительно рассказать в одной из собственных передач о личных подвигах на ниве газетной словесности? И вообще, для того чтобы обзор прессы на КТК смотрелся веселее, может быть, после аплодисментного обзора «Каравана» нужно запускать видеоклип с песней Леонида Утесова, а зрители дружным хором будут подхватывать знаменитый припев: «Все хорошо, прекрасная маркиза! Все хорошо, все хо-ро-шо!..»


Последняя передача «Дословно» (от 4 мая), на мой взгляд, оказалась самой скучной из тех, что удалось посмотреть ранее. Для начала Андрей Антоненко с ехидно-многозначительной ухмылкой проехался по недавно закончившемуся международному экономическому саммиту в Алматы. Эка невидаль, если учесть, что давным-давно, в хрестоматийной басне Крылова «по улицам слона водили…». Затем с неиссякаемым энтузиазмом он накинулся на газету «Экспресс К», раздраконив на этот раз материал Ирины Тельман «Всего вам доброго», полемически осмысляющий выпуски новостей на различных телеканалах. При этом бесхитростный ведущий не удержался и тут же оговорился, что его интересует только абзац про КТК вот она, корпоративная сверхзадача что-то пробурчал насчет бревна в собственном глазу и торжествующе выдал в конце концов шитое белыми нитками интригующее резюме о том, что нынче, мол, много пишут о телевидении, пророчески заявив, что все эти публикации вроде как написаны одной рукой. Может быть, вы кого-то конкретно имеете в виду, господин мой хороший?..


В итоге но не насовсем хочется попрощаться с моим рандевушным визави, пожелать ему в дальнейшем еще большего профессионального совершенства и не слишком ожесточать свое беспокойное сознание на урожайных просторах республиканской прессы, встречая каждое новое утро с замечательной песней на устах: «Эх, Андрюша, нам ли жить в печали!..». И не забывать о том, что слово не воробей. Вылетит не поймаешь.