Обзор аналитических итоговых программ телевидения

27 августа 2000 г.

“Хабар – Жетi кун”


О саммите в Бишкеке. Военные события на юге СА названы “рецидивом афганской войны”. Джума Намангани определен как “азиатский римейк Басаева”. А Рахмонов назван “великим немым СНГ”. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) ассоциировано с глаголом “иду”. Каримов критикует Акаева за прошлогодний военный инцидент, но все же поддерживает его. Акаев, осознавая свою беспомощность, сильно надеется на помощь России. Назарбаев заявил, что военные прецеденты – это не отдельные хаотические акции, а хорошо спланированная кампания, и призвал к бдительности. Сюжет подчеркнул серьезность происходящего на южных границах СА.


О положении на юге Казахстана. Идет укрепление границы. Функционируют слухи о том, что где-то поблизости замечены вооруженные люди, но ведут они себя пока спокойно. Силовые структуры приведены в состояние повышенной боевой готовности. Чувствуется напряжение.


О трагедии с АПЛ “Курск”. Изложены известные события в хронологическом порядке. Рассказаны старые секреты о подводных лодках в бывшем Союзе. Наиболее вероятной причиной трагедии посчитали взрыв в торпедном отсеке. Не очень хорошо отозвались о российских военных.


Правительство внесло в парламент законопроект о консолидированном надзоре за деятельностью финансово-промышленных групп (ФПГ). Проект закона подготовил Нацбанк, он же и должен будет осуществлять этот надзор. Впервые очень внятно и по делу выступил главный банкир Марченко. Он ясно объяснил, что этот закон позволяет проверять ФПГ как бы комплексно, а не только их отдельные подразделения. Сейчас в смысле проверок ФПГ “непрозрачны”. Конечно, закон направлен против олигархов, которые подозреваются в “уходе” от налогов. Президент Назарбаев поддерживает данный закон.


О плачевном состоянии отечественного спорта (в частности, хоккея на траве) перед Олимпиадой. Комментировать здесь нечего.


“31 Канал – НЕДЕЛЯ”


“Конец национального диалога”. В пятницу в прямой линии “31-го” Ермухамет Ертысбаев заявил о том, что национальный диалог не состоится. Конечно, обвинил в этом оппозицию, которая предложила неприемлемый для президента формат встречи. Однако внимательный зритель мог уловить в словах Ертысбаева весьма различимые нотки сожаления. И, конечно, оппозиция с силой обрушилась именно на Ертысбаева, как будто лично он принимает решение о проведении национального диалога. Думается, что Ертысбаев действительно желал этого диалога, интенсивно к нему готовился, и его отмена явилась даже для него неожиданностью. Не вызывает сомнения, что в отмене этого диалога реальной вины Ертысбаева нет. Понятно, что решение об отмене было принято буквально в пятницу после обеда, и совсем не Ертысбаевым. Но он это решение озвучил и поэтому оказался “крайним” в глазах оппозиции. Конечно, немного странно, что оппозиция не поняла таких простых вещей. Вызвало удивление заявление Амиржана Косанова “о расколе в обществе” и возможных “баррикадах”. Какой “раскол”, какие “баррикады” — ведь у нас не Польша, и народ одинаково не поддерживает как власть, так и оппозицию. Странные обольщения господина Косанова… Если сопоставить заявления и некоторые практические шаги власти по борьбе с олигархами и отказ власти от национального диалога, то можно предположить, что власть хоть медленно, но все же определяется со своими будущими союзниками. На этот раз “реверанса” в сторону западной демократии сделано не было.


Сюжет о том, что правительство не управляет национальной экономикой. Произошел рост ВВП на 10,5%, который правительство занесло в свой актив. Однако “неправительственные эксперты” в лице Исахана Алимжанова и Петра Своика (вот так и оказались бывшие конкуренты в одной компании!) относят этот рост за счет благоприятной конъюнктуры на мировых рынках и не видят в этом никакой заслуги правительства. А правительство не решает ничего и не может больше управлять экономикой, которая большей частью теперь принадлежит иностранным компаниям. Свежий пример тому – летний бензиновый кризис. Подчеркнута “гиперлиберализация экономики”, которая произошла в бытность премьером Акежана Кажегельдина. Отмечено, что реальная власть сейчас сосредоточена в администрации президента.


Военные события в ЦА. Боевики активизировались. Центральноазиатский батальон, который раньше предполагалось использовать только для миротворческих функций, теперь готовится к активным боевым действиям. Кыргызстан ждет от России технической (и не только технической) помощи. В заключение почему-то сказано, что саммит дает надежду на скорое разрешение конфликтов. Хотя очевидно, что от республик СА теперь зависит очень немного, и скоро явно на арену выйдут настоящие игроки.


Трагедия с АПЛ “Курск”. Ничего нового. Зачем-то подчеркнуто, что “норвежцы лучше русских”.


“31-й” отнес себя к категории “неугодных СМИ”. Причиной этому послужили конфликты, а точнее, игнорирование канала пресс-службой президента.


Делегация компартии Китая посетила Казахстан. Ее принимала почему-то партия ОТАН. Также с делегацией встречались министры иностранных дел и информации и общественного согласия. Компартия Казахстана с ней не встречалась.