Ермухан молодец! Но зачем принижать Василия?

Комментарии к уникальным победам казахских боксеров на Олимпиаде и к празднованию 1500-летия города Туркестан, можно сказать, задвинули в тень итоги путинского визита, т.к. ничего напоминающего более или менее развернутый анализ по созданию Евразийского экономического сообщества (а это и есть главный итог путинского визита!) ни на страницах казахскоязычного официоза (“Егемен Казакстан”), ни в других изданиях встретить не удалось. Впрочем, здесь отличилась “Ана тiлi” (19.10.2000). Любопытное интервью относительно образования нового межгосударственного объединения дал Надир Каримулы Надиров — вице-президент Инженерной академии, один из лидеров Курдской общины в Казахстане, прекрасно говорящий на казахском языке. Его мнение однозначно: “Любое государство должно иметь союзников и близких партнеров. Таков мир сегодня. Без этого мало кто мог существовать в прошлом”.


Таким образом, на прошлой неделе создалось впечатление, что если бы не темы, связанные с олимпийскими успехами казахов в боксерском турнире или с празднованием полуторатысячелетнего юбилея Туркестана, то и писать больше было бы не о чем.


Великолепное выступление сборной Казахстана по боксу на последних Олимпийских играх двадцатого века – самая благодарная тема для журналистов. Для казахских — в особенности. Двадцать лет тому назад, когда на московской Олимпиаде борец Жаксылык Ушкемпиров выиграл золотую медаль, в священном городе Туркестане родился Бекзат Саттарханов, принесший вторую золотую олимпийскую медаль казахам в Сиднее. Буквально через несколько часов после победы юного Бекзата казахам принес третье “золото” Олимпийских игр испытанный боец Ермухан Ибраимов. Интервью с приглашенными в редакцию “Егемен Казакстан” чемпионами опубликованы в номере газеты от 17.10.2000. В тот же день “Жас Алаш” (17.10.2000) в очередной раз напомнил о победе Б.Саттарханова, отметив тот факт, что Бекзат является студентом истфака Южно-казахстанского университета им. Ходжи Ахмеда Яссави, а серебряный призер двух последних Олимпиад и действующий чемпион мира Болат Джумадилов — студентом Жамбыльского госуниверситета. Очерк о Ермухане Ибраимове опубликован в другом номере “Жас Алаш” (от 21.10.2000). Автор очерка хвалит Ермухана за то, что он не стал бежать в свое время за длинным долларом, т.е. не стал профессиональным боксером, добился главной победы в любительском боксе и пошел навстречу просьбам актюбинского руководства возглавить боксерский клуб “Джанибек” и своим примером увлекать казахских ребятишек в спорт. Одно осталось непонятным и вместе с тем оставило неприятный осадок в очерке Бахтияра Тайжана — с какой же целью он задел Василия Жирова, другого казахстанского боксера, олимпийского чемпиона Атланты. Мол, Ермухан, не то, что другие ради денег не ушел в профессионалы и не уехал, как Жиров. Спорт мирового уровня, безусловно, соприкасается с политикой, с идеологией. Но сопрягать эти вещи таким образом, как это сделал журналист Тайжан, по меньшей мере ничего не прибавляет к закономерной гордости казахов за Ермухана Ибраимова… Вообще стоит заметить, что практически все материалы о боксерах весьма утомительны в своей однообразности. Допустим, если даже кто-то догадывается обмолвиться насчет тех трудностей, которые существуют в деле поддержки бокса, все дело сводят к отдельным персоналиям. Аким Актюбинской области Мусин — хороший человек и патриот, потому что дал Ермухану боксерскую школу. Депутат мажилиса и известный меценат Мухтар Кул-Мухаммед — хороший человек и патриот, потому что тоже оказал существенную практическую и моральную поддержку тому же Ермухану во время подготовки к Олимпиаде. А в чем же в таком случае заключается роль государства?! Разве не государство именно с идеологически-политических соображений должно быть заинтересовано в высоком уровне подготовки спортсменов международного класса? Разве не оно должно восстановить хоть на 50% то положение в детско-юношеском спорте, которое существовало каких-то десять лет тому назад? На патриотизме и энтузиазме отдельных людей, пусть даже состоятельных, далеко не уедешь, ибо акимство и деньги не вечны. На Кубе всегда были великолепные боксеры, но лишь после того, как правительство Фиделя Кастро взяло бокс и другие виды спорта под государственную опеку, кубинцы превратились в гегемонов любительского бокса. В этом смысле неожиданна статья, опубликованная в приложении газеты “Ана тiлi” под названием “EurAsia” (№24/2000) Заслуженный тренер РК Омирзак Жолымбетов в своей статье “Уроки Сиднея, или Как нам реформировать казахстанский спорт” сумел обозначить практически все проблемные вопросы казахстанского спорта и физкультурного воспитания: от отсутствия в спорте высоких достижений девушек титульной нации до отсутствия отечественной спортивной индустрии…


На неделе сам Аллах велел большеформатному еженедельнику “Туркiстан” в связи с юбилеем одноименного города впервые выйти в цветном оформлении. Разумеется, весь номер был посвящен этому событию. Вызывают интерес исторические сведения о том, что создателем знаменитого архитектурного ансамбля Тадж-Махал является выходец из казахских степей.


Издание “Алтын Орда” (13.10.2000), видимо, в силу календарных нюансов – она ведь поступает в южную столицу с четырехдневным опозданием, если исходить из даты выхода в свет и поступления в киоски южной столицы, а фактически на целую неделю, если иметь в виду сроки, когда формируются обзоры “Навигатора” (а они формируются по окончательному сбору периодических изданий за полную неделю) – оказалось наименее ангажированным… Депутат мажилиса парламента РК доктор философии Амангельды Айталы выступил в “Алтын Орде” с жесткой статьей, название которой само по себе звучит погребально: “Призрак неоколонизации”. В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в основных экспортных отраслях экономики Казахстана, феномен влияния западной масс-культуры и негативные стороны процесса всемирной глобализации во всех сферах бытия человечества… Статью А.Айталы дополняет краткое эссе “Нам необходимы индейцы из племени кри!..”. Основная мораль и суть этого эссе заключается в том, что индейцы из канадской провинции Квебек, чья численность несравнима с десятимиллионным казахским народом, более прагматичны и стойки в отстаивании своих кровных интересов, чем казахи. Ибо они отстояли свои охотничьи угодья, живут жизнью, завещанной им предками, остановили гидроэлектростаницю (свой Семипалатинский полигон), и на их территории государственный гимн исполняется не только на английском и французском (провинция Квебек!), но и на языке индейцев… кри! А у казахов, у которых родной им язык официально носит статус государственного, казахскоязычные же дикторы телевидения его и коверкают — в качестве примера приводятся имена популярных Ляззат Тынысбай и Махата Садыка… “Не позвать ли нам на помощь индейцев кри?” — спрашивает в итоге редакция “Алтын Орды”…


Как курьез можно рассматривать тот факт, что на неделе “Жас Алаш” и “Adam”-“Haya” (№7/2000) (“Адам” и “Ева”) с перерывом в несколько дней опубликовали один и тот же рассказ классика казахской дореволюционной и революционной эпохи Ж.Аймуытова “Паранджа”, сюжет которого связан со строительством мавзолея и женой властелина, поцеловавшей мастера… Вернувшийся из дальнего похода властелин обнаруживает, что его любимая жена флиртовала с мастером, ибо его легкий поцелуй не сошел с щеки красавицы, и, как она его ни пыталась скрыть под паранждой, грозный эмир все понял.


А в “Казак эдебиетi” (20.10.2000) продолжаются дрязги между редакцией казахской “Литературки” и одним из секретарей Союза писателей РК Габиденом Кулахметом. Искра этого противостояния разгорелась после того, как журналист Куанбек Бокай задался вопросом: “Кто является хозяином Алматы?” и сам же на него ответил – согласно его пониманию, хозяевами южной столицы оказались акимы городских районов, начальники городских ведомств неказахской национальности. Ему, используя интернациональную риторику, перемешанную с суверенитетным самолюбованием, ответил Г.Кулахмет. После чего Бокай обрушился на писателя с тяжелыми обвинениями: “Своим непониманием моей статьи Габиден в моем представлении встал на одну доску с теми деятелями, которые выступают против казахских традиций, казахского языка и широкого привлечения во власть казахских кадров”. Было сказано, также, что Г.Кулахмет имеет какие-то базары и фирмы и входит в долю с истинными хозяевами города Алматы. В ответ на это Г. Кулахмет (в номере от 20.10.2000) вновь ответил Бокаю и заклеймил того, как злого клеветника. Он готов продекларировать свои доходы и полностью открещивается от “базаров” и “фирм”. Словом, скандал в благородном семействе казахских литературно-журналистских изданий, сосредоточенных в здании СП РК, разгорается.


Если итожить прошлую неделю сквозь призму чтения казахскоязычной прессы, то это была на редкость скучная неделя. В “Казак эдебиетi” отсутствовал ставший уже привычным опус поэта и публициста Аманхана Алима, который в последнее время неустанно громит на второй полосе (одна из основных стилистических особенностей этих опусов в том, что автор активно использует цитаты из трудов русских и иностранных классиков литературы и философии) то казахский космополитизм и нигилизм, то пространно рассуждает о том, что надо предпринять, чтобы повысить патриотический тонус титульной нации. А в “Жас казак унi”, скажем, не было статьи о Нурболате Масанове, которому в газете посвящен целый конкурс (!) под рубрикой: “Масановщина – беда казахского народа” (первый конкурсный материал был опубликован 06.10.2000.-“Н”).