«Медные трубы» газовиков

В последние годы тема нефти обрела столь всеобъемлющий смысл, что затмила другие, не менее важные. Между тем даже самым преуспевающим нефтяным компаниям, прошедшим «огонь» и «воду», предстоит еще пройти через «медные трубы». Что в данном случае означает решение проблемы утилизации попутного газа. Сегодня добывать нефть, сжигая при этом газ,уже преступление.



В противном случае «черному золоту» лучше покоиться смиренно, как и прежде, в недрах для будущих более сознательных потомков. Пылающие факелы и дымящие трубы, бывшие на заре советской власти символом индустриализации, теперь уже не просто немой укор, а позор, грозящий глобальной экологической катастрофой. В Казахстане о газе копеечном, но сути, продукте говорилось лишь как о сопутствующем нефти, мешающем компоненте. Когда бурильщики обнаружили на азербайджанском месторождении Шах-Дениз вместо вожделенной нефти много газа, мировые нефтяные гиганты даже испытали некоторое разочарование относительно будущих инвестиций. Между тем газ, как продукт, необходимый для семейного очага и для работы многих предприятий, достоин лучшего к себе отношения. Если учесть, как важны сегодня газовые контракты для Европы, как усложняются из-за него взаимоотношения некоторых стран СНГ, то вполне уместно утверждать, что он является не менее важным инструментом в политике, чем сама нефть.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА


Газовая отрасль в Казахстане, но мнению специалистов, проблематична. Газифицировано 8 областей. Остальные Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская зависимы от экибастузского и карагандинского угля, а также электроэнергии. Отчасти используется и сжиженный газ, завозимый из России. Поскольку данный продукт менее технологичен и взрывоопасен, ТЭЦ не могут использовать его для отопления. Уголь и мазут также загрязняют атмосферу. И в этом смысле, кажется, нет альтернатив дешевому природному газу. Причем не только в качестве топлива. Научные лаборатории предлагают способы получения из природного газа дизельного топлива, полиэтилена, труб и прочих изделий, в которых нуждается страна.


Проблема отрасли в Казахстане аналогична нефтяной в том, что месторождения расположены на западе страны, а основные потребители в основном на юге и севере:


там, где высокая плотность населения, или в промышленно развитых регионах. Основные объемы газа сконцентрированы на Карачаганакском и Тенгизском месторождениях, а также на Жанажольском в Актюбйнской» области. Газ, добываемый на Узеньском месторождении, в основном поставляется на Мангышлакский атомный энергокомбинат. На Кумколе в Кызылординской области газ сжигается в больших объемах в факелах. Проблема его утилизации сегодня настолько важна, что может в значительной степени приостановить развитие нефтяного сектора, поскольку разработка месторождений сопряжена с необходимостью переработки попутного газа. Если не найти способа утилизации на Карачаганаке, там не смогут добывать газоконденсат в больших объемах. С этой же проблемой столкнется и СП «Тенгизшевройл», когда выйдет на проектную мощность. Собственно, уже сегодня данная проблема стоит остро, а к 2010 году вместе с нефтью ожидается выход 10 млрд. м3 газа. Естественно, что такие объемы должны найти применение в экономике страны. Как показало бурение консорциума OKIOC, кашаганская нефть но своей структуре также похожа на тенгизскую. Ожидается, что объемы газа составят от 30 до 70 млрд. м3 в год. Это примерно столько, сколько Россия и Украина покупают в Туркмении.


Головная боль нефтяников состоит в том, что прежде чем получить нефть они должны знать, куда деть газ. Попутный газ должен перерабатываться, либо продаваться. На Карачаганаке разрабатывается проект строительства к 2003 году своего перерабатывающего предприятия, как и в Кызылординской области. В отношении этого месторождения рассматриваются разные проекты. Первыйстроительство газотурбинных станций и производство электроэнергии, а второй ввод трубопроводов и газификация поселков. Рассматриваются пути транспортировки газа в Жезказган, Лениногорск или Кызылорду. Один из перечисленных городов планируется газифицировать. Они находятся примерно на равном расстоянии от месторождения, но одинаковы и сомнения в их платежеспособности. Газификация всех городов и сел пока остается лишь голубой несбыточной мечтой казахстанцев, уносимой пылающим факелом куда-то ввысь, видимо, к озоновым дырам.


РЫЧАГ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ


Как известно, до 1997 года экономика отрасли выстраивалась на транзите но магистральному газопроводу «Средняя АзияЦентр», через который туркменский и узбекский газ шел в Россию. Получаемый Казахстаном за осуществление транзита газ шел на потребление в южные области. Если технологически поставка была неплохо отлаженной, то финансовая часть этого проекта страдала из-за неплатежей. В конечном счете в 1997 г. Туркмения была вынуждена прекратить поставку газа России и Украине, о чем «ДН» сообщала. Тем не менее транзит как становой хребет отечественной отрасли на данном этане привлекает Казахстан. Карачаганакский газ идет но сложившейся традиции на переработку в Оренбург в сыром виде. Эти два объекта создавались в свое время как единая система. В целом отечественный рынок газа еще недостаточно структурирован. Отрасль разрознена. Региональные распределительные сети находятся в коммунальной собственности под контролем местных властей, поскольку его социальная значимость велика. А мелким частным предприятиям сложно вести переговоры с внешними госмонополиями, поскольку рыночные силы неравны. Хотя долги хозяйствующих субъектов разных стран, но идее, не должны переводиться в плоскость межгосударственных долгов.


Поскольку бартер порождает вопросы цены, продажи и своевременной оплаты, проблем с взаиморасчетами немало. «Трактобель» за период управления газовыми сетями смог отладить эти вопросы. Сбор денегважнейшая статья для частного инвестора. Но занимаясь эксплуатацией и обслуживанием сетей, частный инвестор не мог решать стратегических вопросов государственной отраслевой политики и выступать на межгосударственном уровне. А все пограничные партнеры представлены монопольными госкомпаниями. В реформах они отстали от Казахстана, и это сказывается на внешнем уровне отраслевого взаимодействия. Основной бизнес но транзиту через Казахстан на севере делает дочерняя компания российского Газпрома «Итсра», а на юге госкомпания Узбекистана.


С созданием госкомпании «Казтрансгаз» эти проблемы, по всей вероятности, будут сняты. Разработка и внедрение новых технологий, привлечение финансирования для стратегических программ утилизации газа частных инвесторов также станет ее прерогативой. Совместно с другой национальной компанией ЗАО «КОРЭМ» должны, видимо, решаться вопросы строительства электростанций и продажи электроэнергии с учетом того, что Казахстан работает в параллельной системе со странами Средней Азии и Россией. Хотя для национальных компаний важно решение социальной задачи обеспечение населения газом или светом, но при этом вес проекты должны быть коммерчески выгодны.


Особой проблемой и для государственных компаний остаются неплатежи населения. Сложность не только в социальных катаклизмах, но и в механизме взаимоотношений потребителя с поставщиком. Тут есть своя специфика, состоящая в том, что отключить газ или воду квартиросъемщику технически сложно. Специалисты-газовики считают, что можно в будущем ставить перемычки но квартирам неплательщиков, но для этого надо, во-первых, получить доступ в квартиру, поставить перемычки, пломбу, а потом проверять ее. Организация учета по-новому требует изменения подходов соответственно произошедшим изменениям в экономике страны. Необходимо менять топологию системы снабжения газом. Реорганизация системы учета требует средств, а для изменения «архитектуры» существующих сетей в соответствии с производственной и социальной инфраструктурой нужны немалые инвестиции. Когда у газовиков появятся приборы учета, система биллинга, база данных и прочие инструменты воздействия, они смогут работать с каждым потребителем индивидуально, а это уже рычаг прямого действия.


ПАРТНЕРЫ


С Газпромом Казахстан сотрудничает но вопросам создания СП, взаимообмена Карачаганакского газа, получения квот на осуществление транзита и другим направлениям. Сейчас в России есть проблемы нехватки собственного газа, поскольку она своевременно не инвестировала в разработку месторождений. По запасам Россия лидер, но время утеряно, а контракты надо выполнять. Получить дешевый газ она может только в Туркмении. Санармурат Ниязов же объявил, что контракты на поставку газа будут подписываться не более чем на три года, возникают и ценовые разногласия с Газпромом. Транскаснийский трубопровод «Голубой поток» но дну Черного моря пока вызывает немало сомнений. У президента Туркмении есть также варианты сотрудничества с Ираном, Пакистаном, Афганистаном. Но туркменский газ для Газпрома важен не только экономически, но и стратегически. Он обеспечит России сохранение влияния на юге и выход на Индию. Для Азербайджана после обнаружения своего газа на месторождении ШахДениз его транспортировка в ту же Турцию будет более экономичной, чем для Туркмении.


В рамках сотрудничества с Газпромом в Казахстане рассматривается вопрос строительства газопровода, но которому с севера будет подключен и российский газ. Согласно этому проекту предусматривается газификация Петропавловска, Кокшетау, Астаны. К 2010-15 году мы получим от 30 до70 млрд. кубометров избыточного газа, и республика может столкнуться с проблемой экспорта. Учитывая конкуренцию, придется отрабатывать схемы поставок. Казахстанский газ можно но выгодным ценам экспортировать в Европу, хотя эту нишу «стережет» Газпром. Однако времена экономического диктата проходят, и приходится делиться квотами, поскольку Казахстан открывает ей ворота на юг. Прежние республики стали самостоятельными государствами, и рынок, открывающий альтернативы, толкает их к равноправному партнерству.