Выборы президента в Кыргызстане закончились, а споры продолжаются

Новым поводом для обсуждения недавних президентских выборов в Кыргызстане стало заявление партии “Ар-Намыс”, размещенное на сайте «Евразия». В нем говорится, что, несмотря на жесткость оценок ОБСЕ и других международных организаций, выборы в стране состоялись, и потому надо надеяться на то, что избранный президент сделает все, чтобы Кыргызстан и дальше продвигался по пути демократии. В заявлении также говорится о том, что все политические партии и общественные движения не должны допустить того, чтобы в Кыргызстан перестали поступать международные кредиты, дестабилизировалась обстановка. Феликс Кулов, подписавший это письмо, призывает своих товарищей по оппозиции действовать слаженно и на благо республики, не допускать опрометчивых заявлений и столкновений с властью.

Кажется довольно странным, что самый видный из оппозиционеров призывает к миру и согласию — более того, поддерживает Аскара Акаева в его стремлении сохранить спокойствие в стране. Однако ничего удивительного в том нет, если вспомнить биографию самого Феликса Кулова, который до недавнего времени был самым верным соратником президента. В последние два года их пути разошлись, а в прошлом году против Феликса Кулова было сфабриковано уголовное дело по обвинению в злоупотреблении служебным положением на посту министра национальной безопасности. Однако на суде, как известно, адвокаты Кулова сумели доказать несостоятельность обвинения, и он был оправдан. Но еще во время суда некоторые аналитики сделали вывод о том, что, возможно, Кулов будет оправдан в обмен на неучастие в президентских выборах. Возможно, такой сговор имел место, потому что сразу после окончания судебного процесса опальный экс-министр занялся организационными вопросами по строительству собственной партии и отказался сдавать обязательный для всех кандидатов в президенты страны экзамен по кыргызскому языку. Естественно, что после такого отказа Кулова не допустили к выборам, а сам он согласился на предложение Омурбека Текебаева объединить усилия и выступить единым фронтом во время президентских выборов. Феликс Кулов возглавил предвыборный

штаб Омурбека Текебаева, заместителя Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша.


К этому союзу присоединился и Алмазбек Атамбаев, “владелец пароходов, заводов”. Самым любопытным в этом союзе является то, что Атамбаев и Кулов родом из северных областей республики, а Текебаев – уроженец южной Джалал-Абадской области. Уже из этого можно понять, для чего Кулову понадобилось идти на такой союз. Создание такой коалиции на период выборов можно рассматривать как тактический ход Кулова на пути к стратегическому партнерству со всеми оппозиционными партиями республики. И естественно, что такой прожженный политик, как бывший министр внутренних дел и национальной безопасности, не мог не учесть и родовую принадлежность лидеров политических партий. Это ведь не секрет, что в Кыргызстане, как и в Казахстане, кланово-родовая принадлежность определяет политический вес многих государственных деятелей. Исходя из этого, можно констатировать, что Кулов вовсе не собирается сдаваться. А сговор с действующим президентом или его окружением вскоре будет забыт, так как вперед выйдут другие интересы. К слову, недаром в последнее время Кулов много говорит о коалиционном правительстве, может быть, создание оного и было одним из условий сговора, если тот и был.

Победа Аскара Акаева в любой момент может обернуться пирровой. И это, очевидно, отчетливо понимают в окружении главы государства, и прежде всего Феликс Кулов. Сразу после объявления результатов выборов Омурбек Текебаев заявил, что доказать фальсификацию оппозиция не сможет, и потому надо принимать результаты выборов как они есть. Но некоторые земляки Текебаева явно были недовольны и организовали митинги протеста. Волна митингов схлынула после того, как сам Омурбек Текебаев призвал к спокойствию своих земляков. Однако оценки международных наблюдателей с констатацией нарушений во время выборов только подогрели настроения отдельных избирателей, не прекращающих пикеты протеста. И вот последовало заявление партии “Ар-Намыс”. Следует ожидать, что после этого в Кыргызстане волна протеста по поводу результатов выборов пойдет на убыль. Очевидно, что до весны оппозиция не предпримет каких-либо заметных шагов, которые бы повлияли на настроение общества. Вместе с тем следует ожидать, что во время инаугурации Аскара Акаева оппозиция может выступить единым фронтом с каким-нибудь заявлением, дезавуирующим действия власти.

По большому счету, Аскар Акаев все больше становится пленником собственных демократических установок. В Кыргызстане есть многое от международных демократических стандартов, но некоторые демократические принципы, помноженные на национальную специфику, здесь выглядят весьма причудливым образом. Например, свобода печати одно время доходила до абсурда. Некоторые издания позволяли себе оскорблять главу государства, искажать факты, а затем, будучи привлеченными к ответственности, эти газеты начинали кричать на весь мир о том, что демократию якобы губят. Между тем вряд ли бы где-то в США разрешили оскорблять кого-либо. Одно дело – факты и критика действий, другое – голые призывы, ничего общего со свободой слова или критикой не имеющие. Сам президент прост в общении, открыт, а ребята из охраны главы государства далеко не так резки в своих действиях и словах, как, к примеру, в соседних с Кыргызстаном государствах СНГ.


Взять даже саму процедуру выборов в стране. С утра 29 октября в Бишкеке ничего не напоминало о том, что идут выборы президента. Редкие прохожие спешили по своим делам, оживал огромный базар, расположенный на стыке автомагистралей. На улицах не было видно милиции (она появилась ближе к вечеру). И только толпы журналистов, наблюдателей носились туда и сюда, стремясь поспеть всюду. На самих избирательных участках царила деловая обстановка, которую изредка нарушала музыка, раздающаяся из динамиков. К слову, никаких бравурных мелодий, а только современные песни на трех языках – русском, кыргызском и английском. Избиратели же тянулись допоздна, но ровно в восемь вечера избирательные участки были закрыты, и начался подсчет голосов. Увы, автору этих строк, равно как и корреспонденту и оператору “31 Канала”, не повезло. На участке № 1158, расположенном в школе № 24, голосовал президент страны вместе с семьей. И нам показалось интересным проследить за процедурой подсчета голосов именно на этом участке. Встретили нас достаточно приветливо, хотя и несколько настороженно. От корреспондентов и наблюдателей здесь за целый день устали, но, узнав о том, что мы из Алматы, к нам отнеслись с теплотой. Однако присутствовать при открытии урны с бюллетенями и подсчете голосов мы не смогли, потому что внезапно председатель НПО коалиции “За демократию и гражданское общество” Толекан Исмаилова потребовала предъявить документы, разрешающие нам находиться на избирательном участке. Когда же документы такие были предъявлены, г-жа Исмаилова вместе с представительницей Национального демократического института США, не пожелавшей представиться, заявили, что журналисты не имеют права находиться на участке во время подсчета голосов. При этом ни г-жа Исмаилова, ни американка не смогли указать нормы международного права, запрещающие нахождение журналистов на избирательных участках. В общем, раздосадованные, мы вернулись в ЦИК, где уже все знали. Перед нами извинились члены ЦИК, но настроение было испорчено. И тогда впервые подумалось: стоит посочувствовать президенту Акаеву, вынужденному мириться с такого рода оппозицией. Кстати, г-жа Исмаилова вела себя крайне агрессивно, равно как и американка. А когда из ЦИК позвонили в представительство Национального демократического института и хотели узнать фамилию наблюдателя, присутствовавшего на участке № 1158, там ответили весьма грубо и назвать фамилию отказались. Вот такой вот случай.


Отметим несколько моментов во время президентских выборов в Кыргызстане. Для того чтобы придать видимость демократии, власть выдвинула своих кандидатов. В частности, наверное, можно говорить, что Бакир уулы Турсунбай, возглавляющий комиссию по правам человека при президенте республики, являлся ставленником власти. В то же время никто не ожидал появления в качестве кандидата предпринимателя Алмазбека Атамтаева. Что касается правозащитника Турсунбека Аканова и владельца газеты “Асаба” Мелиса Эшимканова, то никто и не планировал, что они наберут голоса избирателей больше 5%. В общем-то, так оно и получилось.


Нельзя не отметить и то, что в преддверии выборов власти оказали максимальное давление на прессу (правда, в частных беседах некоторые журналисты признавались, что в том есть и вина самих газетчиков — уж слишком часто в прессе появлялись сообщения, не соответствующие действительности, а потому дискредитирующие свободу слова, что и дало повод власти давить на прессу), с тем чтобы об оппозиционных деятелях и партиях не упоминалось вообще.


Сюда надо добавить, что к выборам не подпустили три партии под различным предлогом, а также отказ Феликса Кулова сдавать экзамен по государственному языку. Многие аналитики сходятся во мнении, что отдельные действия властей напоминали сценарии в Казахстане и Белоруссии. Но вместе с тем есть и отличия — это отметили, кстати, и наблюдатели ОБСЕ в своем заявлении, указавшие, что в сравнительно короткий срок ЦИК исправил недочеты, приняв нормативные акты, улучшающие выборное законодательство. Надо сказать, что ЦИК действовал весьма оперативно, слаженно, организовал все условия для работы журналистов и наблюдателей. Через каждые два часа проводилась пресс-конференция, а на табло высвечивались результаты предварительного подсчета голосов. И даже досадный инцидент с 701 бюллетенем в пользу Аскара Акаева, обнаруженным сторонниками Кулова и Текебаева на участке № 1145 Первомайского района, не смог сбить ЦИК с взятого ритма работы.


19 октября в интервью газете “Собеседник” Аскар Акаев заявил: “Сегодня нам всем не хватает самой главной веры – веры в самих себя”. По наблюдению аналитиков такой веры не хватает прежде всего самому президенту. И столь самокритичное признание свидетельствует, что сам Аскар Акаев осознает свои промахи, однако вряд ли это может послужить поводом для того, чтобы он добровольно отказался от президентского поста. Хотя у некоторых наблюдателей и складывается впечатление, что сам президент порядком устал и ему не нужна власть. Но окружение президента не даст ему уйти в отставку – так считают политологи и аналитики. Сегодня президент и его окружение празднуют победу. Однако завтра Акаев остается один на один с проблемами, среди которых безработица, создание рабочих мест, миграция, выплата внешнего долга (а он составляет 1, 2 млрд. долларов, что больше бюджета республики) выдвигаются на первый план. Что предпримет президент? Вот тогда, наверное, ему придется пойти на контакт с оппозицией и создание коалиционного правительства, как того требует оппозиция. И очевидно, что нынешнее заявление лидера кыргызстанской оппозиции о признании итогов выборов действительными указывает на то, что Феликс Кулов намерен самым решительным образом влиять на формирование правительства и на политику государства в целом.


Уже сейчас некоторые аналитики говорят, что победу Акаеву обеспечила Россия в обмен на промышленные предприятия. Даже если это и так, то не все ли равно, как решать проблемы безработицы и создания рабочих мест. Мало кто в Кыргызстане станет сопротивляться приходу российского капитала, более того, в республике ждут этого. Вот только как быть тогда с выплатой внешнего долга? В общем, вопросов у президента больше, чем ответов на них.