Еврейская история… покинула пределы Казахстана

О совещании правительства, посвященном вопросам борьбы с преступностью и коррупцией, на прошлой неделе из всей казахской прессы сообщили только официозный “Егемен Казакстан” (10.11.2000) и “Жас Алаш” (11.11.2000).

“Егемен…” приводит слова президента страны, который выразил крайнее недовольство состоянием дел на этом фронте: “Передо мной лежат факты, о которых нельзя говорить без стыда. Продолжаются вопиющие несправедливости — как, например, избиение подследственных. Множатся случаи суицидов на этой почве… За коррупцию осуждено 483 человека, и никто не знает этих людей. Одни кильки в сетях…”. “Жас Алаш” отметил, что Генпрокурор РК Хитрин и глава МВД Сулейменов получили помимо высокого нагоняя еще некоторое время на исправление ситуации. А то, что она выглядит весьма безрадостно, иллюстрирует статья журналиста Казбека Куттымуратулы, основанная на уголовном деле. В Западно-Казахстанской области, в селе Томпак, группа из пяти человек в поисках денег на спиртное забралась в дом семьи Султановых и зверски убила всех домочадцев: старика со старухой, их сына и невестку. Судя по опубликованной в газете фотографии, семья была не самая зажиточная. В живых был оставлен только двухлетний ребенок. Преступники были найдены и спустя шесть месяцев осуждены. Двоих суд приговорил к высшей мере наказания. Остальных к длительным срокам заключения. Примечательный факт: первые двое ранее были осуждены за изнасилование, причем один из них изнасиловал пожилую женщину. А так, в принципе, это обыкновенные сельские парни. Журналист в финале своей статьи ставит диагноз: “Раньше такого рода ЧП в аулах практически не случались. В последнее же время что ни тяжелое преступление, то обязательно оно происходит в сельской местности. В чем причина такой тенденции? Не кажется ли вам, что между крушением аульной экономики и падением морали в ауле есть самая прямая связь?”.


Шымкентский “Айгак” (№35/2000) сообщает о совещании, аналогичном тому, что прошло в Астане, но только областного масштаба. И на нем аким Южно-Казахстанской области Бердибек Сапарбаев произнес практически точно такие же слова, что и президент страны: “Укравшие миллиард ходят на свободе, а попадаются одни кильки (по-казахски – шабак. — Прим.)”.


Последние инициативные предложения экс-министра Мухтара Аблязова, вынесенные им на рассмотрение парламентариев, по-прежнему анализируются казахской прессой. Так, республиканский еженедельник из Актюбе “Алтын Орда” (03.11.2000) в лапидарном материале под красноречивым заголовком “Алимжанов, Аблязов – Правительство 2:0” считает, что депутат Исахан Алимжанов своими расследованиями в области госбюджета и Мухтар Аблязов своими новыми идеями дезавуируют определенную несостоятельность правительства. “Жас Алаш” (11.11.2000) в лице своего обозревателя Берика Бейсенулы считает, что вряд ли идеи “младотюрка” Аблязова претворятся в жизнь. Ибо такие предложения, как национализация “Тенгизшевройла”, не найдут понимания ни у иностранных инвесторов, ни у сегодняшних руководителей правительства. Не заметно к тому же, чтобы на сторону экс-министра балгимбаевского правительства Аблязова дружно встали парламентарии…

В связи с тем, что парламент принял в первом чтении “Закон о земле”, “Алтын Орда” опубликовала альтернативный законопроект, предлагаемый известным общественным деятелем, аксакалом Сапабеком Асипулы. Его суть состоит в ограничении частного землевладения, в специальном отношении к районам пустынь и полупустынь, в которых в основном проживает казахское население. Со страниц этой газеты выступил и другой общественный деятель, на этот раз молодежный. Некий А.Биманганбет из Мангистауской области, член молодежного движения “Алдаспан” (“Меч”), обрушился на казахскую желтую прессу, которая представлена такими газетами, как “Маххабат” (“Любовь”), “Кызык газет” (“Интересная газета”), “Кун мен тун” (“День и ночь”). Он пишет: “Чего ныне вдоволь, так это газет. Радуешься появлению новых газет на казахском языке. У нас в области сегодня помимо государственной “Мангистау” выходят “Мунайинформ”, “Уш киян”. Последняя является близкой по духу “Алтын Орде”. С недавних пор появились такие газеты, как “Айгак”, “Маххабат”, “Кызык газет”. Раньше о прессе говорили: “Газета – зеркало жизни народа”. Но если за зеркало считать газеты “Маххабат” и “Кызык газет” – остается воскликнуть: до чего же мы дожили! Газета – источник информации. Но эти газеты никакой информации не дают, они полны всяких пошлостей, криминальных и прочих “черных” историй. По сути, это пропаганда легких отношений и бездумного времяпрепровождения. Когда нет крепкой идеологии, рушатся моральные устои общества. Вот уж точно — “Дай волю рабу, так он нагадит тебе на шапку”. Лично для меня цена такой демократии и пяти копеек не стоит”. Обидно, что некоторые казахи столь падки стали на дешевые развлечения, бездумное потребительство низкопробного юмора, на рассматривание газетной порнографии, что, в свою очередь, указывает на их убого духовное развитие”.


Еженедельник “Туркiстан” (10.11.2000), в последнее время потолстевший до восьми полос формата А2 (т.н. формат “Правды”. — Прим.), рассказал одну интересную архивную историю. Оказывается, в 1965 году, когда Генеральным секретарем КПСС стал Л.И.Брежнев, некоторым фронтовикам спустя десять лет после войны были присвоены звания Героев Советского Союза. Наградной лист был отправлен и на Касыма Кайсенова, прославленного “украинского” партизана. Все были «за», в том числе и в Москве, но почему-то был против некий высокопоставленный генерал, который, кстати, никогда во время войны не соприкасался с К.Кайсеновым. Однако его мнение оказалось решающим. Несостоявшийся Герой Советского Союза К.Кайсенов сказал журналисту “Туркiстана” по этому поводу следующее: “Ладно про меня говорить. Спустя 50 лет после окончания войны правительство уже суверенного Казахстана наградило меня высоким званием Халык Кахарманы. Но мне всегда было обидно за Бауржана (Бауржан Момышулы. — Прим.) и Рахымжана (Рахымжан Кошкарбаев — Прим.). Возможно если бы тогда, в 1965 году, они получили свои заслуженные Золотые Звезды, то прожили бы намного дольше”. Когда-то Рахымжан Кошкарбаев, первый советский солдат, водрузивший на Рейхстаге Красное Знамя, подарил Касыму Кайсенову трость и сказал: “Каске, я вряд ли доживу до тех пор, когда придется ходить с палочкой. А вы вполне можете дожить до почтенного возраста, ибо ваш отец девяносто лет прожил”. Так оно и случилось, а ведь Р.Кошкарбаев был моложе К.Кайсенова на шесть лет…


Юный журналист “Туркiстана” Мухтар Жанузакулы написал небольшой обзор прессы под названием “Кому дорог суверенитет?”, посвященный тому, о чем писали в канун Дня Республики и празднования 1500-летия священного города Туркестана некоторые издания. Если исходить из логики автора, то такие газеты, как “Республика (видимо, та самая, которая Деловое обозрение”), “Экспресс К”, “Время”, “Наш мир” и в какой-то степени “НП”, трудно назвать патриотическими. Далее приведен длиннющий отрывок из “Комсомольской правды”, в которой “очарованный странник” Варсегов делится с читателями впечатлениями о своем вояже по безлюдным степям Западного Казахстана. Собранный материал, наблюдения сами по себе интересны, но не более. Ничего нового нельзя узнать и из опроса, проведенного газетой по поводу современного состояния казахского языка. Писатель Нуркасым Казыбек, этнограф Жагда Бабалык, филолог Нурлан Аскаров банально ответили на такие же банальные вопросы. Опять большая часть вины возложена на русскоязычных казахов и казахских чиновников.

Казахская “Литературка”, еженедельник “Казак эдебиетi” (10.11.2000), продолжает разбираться с версией писателя Кабдеша Жумадилова, который утверждал в прошлом номере газеты, что под Астаной захоронен не Кабанбай-батыр — точнее, другой Кабанбай. Против нее выступил на целой полосе некий Камал Абдирахман. Одни из “железных” аргументов в пользу официальной версии звучит так: “Кабдеш ага! На мавзолей Каракерей Кабанбая не ушло ни одной государственной тиынки. Все народом собирали. На празднование приехало огромное количество народа. С Алаколя (родина Кабанбая.Прим.) прибыло 17 человек. Были делегации из Семея, Восточного Казахстана, Караганды, Жезказгана, Павлодара. И все эти люди сами приехали, в частном порядке. Что там скрывать, не раз слышали: “Почему с нами нет Кабдеша?”.


Продолжаются чествования казахских олимпийских чемпионов по боксу Бекзата Саттарханова и Ермахана Ибраимова. Женская газета “Ак босага” (11/2000) опубликовала интервью с юным чемпионом из Туркестана. Судя по интервью, Бекзат — скромный и неприхотливый в быту человек, и нравятся ему девушки, схожие с ним по характеру – скромные и спокойные.

А “Жас Алаш” (09.11.2000) дал интервью “два в одном”: о себе, о боксе и многом другом рассказали отец Ермахана Саги-аксакал и сам Ермахан. Оказывается, боксер взял с собой пятнадцать литров кумыса, и они были выпиты за те десять дней последних тренировок перед началом турнира непосредственно в Сиднее: “После тренировки выпьешь кумыс — и сразу спокойно засыпаешь”.


В отличие от олимпийского чемпиона, наладившего крепкую дружбу с “жасалашевцами”, похоже, нарвался на отношения иного рода директор Театра юного зрителя, известный актер театра и кино Досхан Жолжаксынов. 7 ноября газета анонсировала, что в следующем номере будет опубликована запись прямой телефонной линии с артистом, давшим свое предварительное согласие на это мероприятие. Однако оказалось, что Жолжаксынов забыл о своем обещании быть в назначенный срок, затем, сославшись на неотложные дела, обещал прийти позже и… в итоге не появился вовсе. А в последнем за прошлую неделю номере “Жас Алаша” (11.11.2000) в рубрике слухов “Гу-гу…” можно прочесть: “Некоторые видели, как один не сдерживающий своих слов артист бегал перед неким пришедшим к нему в гости областным акимом и лично поливал тому на руки!..”.


Из других, менее официальных и текущих материалов “на злобу дня” в “Егемен Казакстан” (09.11.2000) на неделе привлек внимание материал Жанболата Аупбаева. Как говорит известный профессор филологии Михаил Мадзигон, преподаватель Казахского госуниверситета им. Аль-Фараби, в Алматы всегда были библиографические ценности. В том числе и в библиотеке КазГУ. Однако в последнее время многие раритеты исчезли. Речь шла о сорокатомном собрании сочинений Чарльза Диккенса от 1906 года, изданном в Лондоне. В связи с чем журналист Ж.Аупбаев вспомнил, как в начале девяностых в “Вечерней Алма-Ате” появилась заметка о том, что в тогдашней столице республики находится двенадцатитомная “История еврейского народа”. Тома были… проданы и увезены в Тель-Авив. В этом смысле Алматы и впрямь превращается в провинциальный город.