Что общего между падениями Павла Бородина и Сата Токпакбаева?

Если министра не трогать, то со временем он упадет сам.


Конфуций




Внешне – ничего общего! Более того, внимательный читатель может даже обнаружить в заголовке логическую ошибку, называемую омонимией, когда одно и то же слово “падение” имеет два самысла: в случае Бородина – переносный, в случае Токпакбаева – прямой. Но мы попытаемся все же показать, что два этих падения имеют нечто общее между собой и к тому же весьма существенной.



Для нас, казахстанцев, безусловно больший интерес представляет не только анализ причин, породивших падение вертолета казахстанского министра обороны, но и сущность самого случая падения. Что касается причин падения вертолета, то дело наверняка закончится выявлением недоработки какого-нибудь “стрелочника” из летно-технического и летно-командного состава.



Что же касается выявления сущности падения, то обнаруживается два, прямо противоположных подхода по отношению к поиску этой сущности. Первый подход, присущий военному ведомству, заключается в том, что сам факт падения вертолета подается всего лишь единичным случаем и поэтому по своей сущности является чистой случайностью. В связи с последним, мол, нельзя выводить из этой чистой случайности некую необходимую закономерность, нельзя этот единичный случай небоеготовности вертолета обобщать до небоеготовности вооруженных сил.



Второй подход, присущий критически настроенным аналитикам, заключается, наоборот, в том, что этот случай подается как “удачно взятая” капля морской воды, которая сохраняет в себе минеральный состав всего моря. И в этой связи делается вывод, что если уж министр обороны не может обеспечить свою собственную безопасность, то как может он обеспечить безопасность народа и государства!? Если он не может добиться от своего ближайшего окружения обеспечения боеготовности вертолета министра обороны, то как может он добиться от командования на местах обеспечения боеготовности воинских частей и соединений!? Иначе говоря, утверждается, что падение вертолета – это как раз та самая случайность, которая выпадает с необходимой закономерностью. То есть действует закономерность “Где тонко, там и рвется!”.



Думается, что эти два противоположных подхода как раз демонстрируют тот случай, когда неверны обе крайности, но их заслуга по крайней мере состоит в том, что они содержат истину где-то посередине.



После такого введения как раз самое время вернуться к нашему обещанию показать нечто общее между падениями Бородина и Токпакбаева.


Главным и общим в обоих случаях является то, что оба эти высокопоставленных чиновника достигли пика своей карьеры при одинаково авторитарных режимах власти в обоих государствах, где при подборе и расстановке кадров действует главный принцип – принцип высокоугодности. А высоконравственность и высокопрофессиональность – это уже дело более чем второстепенное. Глядя на Павла Бородина, конечно, трудно заподозрить его в непрофессионализме на посту управделами Кремля. Но также трудно “заподозрить” его в высокой нравственности. Иначе говоря, его прохиндейская сущность так и прет наружу. Эта сущность его и подвела! Что же касается Сата Токпакбаева, то трудно заподозрить его в безнравственности: он не был замечен ни в коррупционных делишках, ни в преступной торговле военным имуществом и т. п. Что же касается его профессионализма, как министра обороны, то здесь возникают серьезные сомнения, связанные не только с падением вертолета, но и с военной доктриной, всего лишь рекламной по своему существу, с невнятной военной политикой, — когда неизвестно до сих пор, с кем и против кого Казахстан должен дружить, — с необоснованным строительством некоторых новых военных округов, а точнее, создания новых “рабочих” военных мест, прежде всего, генеральских, и т. д. и т. п.



Но мы так и не сказали полной правды хотя бы в рассматриваемом аспекте, если бы не добавили то, что при втором российском президенте время бородиных, кажется, проходит. И будем надеяться, надолго, если и небезвозвратно. Но зато наша казахстанская политическая действительность, в отличие от российской, остается неизменной. Значит, казахстанские токпакбаевы и бородины так и будут продолжать падать… И главной заботой властей при подобных падениях своих чиновников будет забота о том, чтобы они не ударяли лицом в грязь!