Это сладкое слово… Свобода слова На неделе сквозных тем практически не оказалось, если не считать материалов, в том или ином ракурсе касающихся журналистики как профессиональной сферы. Еженедельник “
Понятно, что случившееся с
NS не могли обойти в “АиФе” (№8/2001), старых соседей (в прямом смысле слова) радиостанции. Александр Рожков считает странной позицию, которую заняла прокуратура: ей следовало бы проверить юридическую целесообразность и сообразность в целом таких действий финансовой полиции… В этом же номере “АиФ” опубликовано интервью с президентом международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамарой Калеевой. Ее мнение: “Пока у нас журналисты готовы за тенге вцепиться в глотку друг другу, нами будут манипулировать, покупать, продавать, шантажировать”.Виктор Сапожников из “Республика 2000” , которая теперь “В
XXI веке” (на газете теперь логотип “XXI века”. Прим.) провел небольшой мониторинг, задав десятку людей два вопроса: “…Есть ли в Казахстане свобода слова?” и “…Можно ли доверять информации наших СМИ?”. Наиболее образно и емко ответил коллега Сапожникова, журналист Михаил Пак: “Самое независимое издание в нашей стране – это забор с надписями типа “Ваня плюс Маня – любовь”. Сам организатор мониторинга считает: “Действительно, в Казахстане нет свободы слова. И есть две причины этого. Первая – в стране почти все СМИ куплены. Неважно кем – властью или финансовыми структурами: важно, что с потрохами. Вторая – даже честные, независимые журналисты остерегаются писать материалы на определенные темы, ибо это грозит физической расправой. И это только начало. Встретимся в 2030 году”.Примерно об этом же толкует и известный “обозреватель и исследователь казахстанских СМИ” Андрей Свиридов.
Проблемах, касающихся напрямую СМИ, как уже говорилось выше, на неделе в прессе хватало с избытком. Оказывается, проблемы имеет даже могущественный “Хабар”. Перед этим каналом и государственным каналом “Казахстан-1”, как сообщает пятничный номер “Экспресс К” (23.02
.01), встала “реальная угроза сокращения их вещания – как по географии, так и по времени. Причина – связисты в лице Казтелерадио повысили тарифы на трансляцию на 40 процентов для ТВ и на 30 – для радиостанций”. Об этой же проблеме говорит на страницах “Каравана” (23.02.01) и Айгерим Мекишева в своей заметке “Телевидение уходит из аула”: “Повышение тарифов грозит и чисто географическим сокращением национального вещания. Что уже и без того происходит в глубинке, где люди практически ничего не знают о том, что происходит у нас в республике, зато хорошо знают, что происходит в России. С передачей сигнала Российского ТВ проблем покуда не наблюдалось”. Вот такие пироги… У связистов свои проблемы – у них износился парк передатчиков, а средств на модернизацию нет… Получается какой-то замкнутый круг.Одному 20, а другому 6 лет заключения…
В Алматы завершились два громких процесса. Алматинский городской суд приговорил к 20 годам лишения свободы бывшего главу РГП “Казспецэкспорт” Эрсу Кошкарова. Он признан виновным в организации убийства своего предшественника – Талгата Ибраева, а также в том, что получил взятку в размере 95 тысяч американских долларов. Кроме “Каравана” этой печальной, но захватывающей темы коснулась “Республика 2000”. Еженедельник Лиры Байсеитовой дал перепечатку из “Московского комсомольца”. А вот Алмалинский райсуд г.Алматы осудил другого бывшего руководителя не менее специфического учреждения – Алматинской городской судебно-медициснкой экспертизы – Нурсипата Нусупбаева на 6 лет лишения свободы. За продажу органов покойников. Но самая соль этой достаточно необычной истории в том, что если бы Нусупбаев, грубо говоря, не воровал заработанные его учреждением средства, исправно платил налоги, то ему, по сути, ничего не было бы… Нет такой уголовной статьи. Дело о “потрошении” трупов таким образом превратилось просто в дело, связанное с коррупцией, словом, хозяйственное дело… Словом, замкнутый круг…
Главный живодер страны — это госуправленцы
Именно к такому выводу приходишь после прочтения аналитического материала Марата Асипова в еженедельнике “Время” (22.02.01) под недвусмысленным названием: “Мимо денег, или Кому в Казахстане жить хорошо?”. На основе документальных данных (показаны денежные объемы практически всех “валютоприносящих” предприятий, отданных в управление иностранцам-Прим.) журналист показал, что лучше всех живется в Казахстане иностранным инвесторам за счет всяческих льгот, а то и освобождения от некоторых видов налогов, а также нашим госуправленцам, у которых осталась одна задача – управлять не страной, а… населением. Через налоги. Предполагаемые суммы от того, что могли бы перечислять в бюджет иностранные управленцы, скромно этак набегают в совокупности на еще один бюджет. А это означает, например, что пенсионерам в таком случае можно было бы спокойно накинуть добавку в 4 000 тенге… Между тем государство, освободив от налогового беремени иностранцев, имеющих на природных ресурсах сверхприбыли, “добирает” на жизнь тем, что откровенно дерет три шкуры со своих граждан, с каждым годом усиливая налоговый пресс: “Наверное, власти считают нас, жителей страны, полными кретинами. Поэтому позволяют себе так бессовестно нас обманывать и обворовывать – нас и наших детей – аж два раза. Первый раз – растаскивая национальные богатства и позволяя – очевидно, небесплатно – не платить налогов, а второй раз – заставляя нас оплачивать расходы на содержание государства”. Таким образом, чтобы использовать имеющиеся возможности для того, чтобы облегчить жизнь своих граждан, наши правители будто нарочно ведут все к тому, чтобы осложнить нелегкое существование большинства. Но зато сами процветают все больше и больше. Для кого это государство? Прямо очередной замкнутый круг…