Арифметика для акима

В конце прошлого века, а точнее 20 декабря 2000 года, аким Южно-Казахстанской области г-н Б. Сапарбаев подписал решение № 448 с несколько длинным названием “О перечне органов областной, городской и районных администраций, структуре аппаратов акимов городов и районов, лимитах общей численности работников, количестве легковых служебных автомобилей”. И в свете недавнего совещания президента страны с акимами всех уровней будет интересно разобраться в нововведениях Бердибека Машбековича. Итак, что предлагает сей государственный муж?


В области появятся семь новых органов управления, многие из которых, к счастью, просто реорганизованы из имеющихся уже. Возможно, нетерпеливый читатель не обнаружит в этих эволюциях ничего предосудительного. Но, как известно, в Казахстане существует и, надеюсь, действует Закон “О государственных служащих”. Одна из его задач создание механизма, способного урезонить прыть “новой метлы”. Проще говоря, чтобы каждый новый бастык не имел возможности лишать работы профессионалов, доставшихся ему в наследство от предшественника. И лишь всякого рода реорганизации и оптимизации, подсказывают знатоки, позволяют избавиться от неугодных господину начальнику работников.


В этом ракурсе исследуемое решение южного акима весьма любопытно. Допустим, зачем понадобилось Бердибеку Машбековичу распускать в 1999 году Комитет по торговле и госзакупкам, чтобы в 2001-м возрождать его в виде департамента инфраструктуры и государственных закупок? Между тем учреждение, судя по задачам, замысливается очень серьезным, так как департаменту индустрии, транспорта и торговли, реорганизованному тем же решением в департамент индустрии, предписано “передать полномочия в области транспорта, торговли и телекоммуникаций департаменту инфраструктуры и государственных закупок”. Туда же департамент по стратегическому планированию и реформам, который будет называться департаментом экономики, передаст полномочия по вопросам государственных закупок. Поле деятельности нового учреждения, как можно видеть, обширно и, что немаловажно, урожайно. Следовательно, можно предполагать: просто раздражал начальник прежнего комитета, поставленный на эту должность еще прежним акимом г-ном Абдуллаевым. Скоро мы сможем определить, кто же является новым фаворитом акима ЮКО.


Дальше. Обязательный конкурс не объявлялся в одной из семи номинаций на должность начальника департамента финансов. Так как г-н Дюсембиев, об этом писали шымкентские газеты, является давним приятелем г-на Сапарбаева, то на пост руководителя управления финансов назначили именно его. Президент Назарбаев, некогда оставляя Бердибека Машбековича в нынешней должности, рекомендовал ему не ходить в гости к южанам, намекая о непостоянстве шымкентцев. Но не успела осесть пыль под машиной лидера страны, как г-н Сапарбаев отправился домой к г-ну Дюсембиеву. Какой уж тут конкурс?


Нетронутые сотрудники “нового” департамента объяснили свое неучастие в “тендере госслужащих” тем, что якобы функции вновь образованной структуры не изменились. Однако те же сотрудники департаментов экономики и индустрии, для того чтобы продолжить работу, обязаны писать заявления на участие в конкурсах. Хотя остались при тех же функциях.


Кстати, если верить прогнозному плану исполнения расходной части бюджета области на 2001 год, новой конторе на госуслуги общего характера намечено выделить больше 10 млн тенге. Аналогичные расходы на управление по поддержке и развитию предпринимательства составят 7 млн 400 тысяч тенге, а, допустим, по управлению здравоохранения — 9 млн 988 тысяч. И уж вовсе обидно за управление занятости населения, которому по упомянутой статье расходов планируется отпустить 6 млн 788 тысяч.


Окольными путями мне в руки попал еще один интересный документ, в котором даны некоторые сведения об исполнении расходной части бюджета ЮКО за 1998 и 2000 годы. Глянул я в эти бумаги и, признаться, загрустил. Да и как, скажите, не впасть в меланхолию, если расходы на аппарат управления в нашей области чуть ли не единственный стабильно растущий показатель? Скажем, в 1998 году на 16 органов управления мы (вернее, они) истратили 182 млн тенге, а в 2000 году эти расходы вообще зашкалили за полмиллиарда и составили 524 млн 242 тысячи в отечественной валюте на 20 органов управления. Причем непосредственно на аппарат акима области в 1998 году было затрачено 84 млн 21 тысяча, в 2000 году — 204 млн 922 тысячи. Другими словами, благосостояние аппарата Бердибека Машбековича выросло в 2,4 раза. Вряд ли южане попроще за это время стали жить хотя бы раза в полтора лучше. Отстаем, выходит, от собственных “слуг”. Обратите внимание: в 1999 году отмечено снижение затрат по данной статье. Получается, г-н Абдуллаев, которого после снятия не пинал только ленивый, был скромней г-на Сапарбаева, резко увеличившего расходы на своих “рыцарей”.


Между прочим, если я ничего не путаю, Нурсултан Абишевич призывал своих назначенцев к скромности и житью по средствам. “Хватит хапать” — призывал он подчиненных, однако, судя по нашим делам, кое-кто рискнул оставить лидера страны вопиющим в пустыне. Так я, господа, о скромности наших “слуг”. Да будет вам известно, Южно-Казахстанская область возглавляет печальный список областей-субвенциаров, или, проще говоря, дармоедов, коих в суверенном Казахстане всего шесть. В 1999 году доля субвенций в собственных расходах в ЮКО составляла 43%. В 2000-м — 48,4%. По прогнозам, в 2001 году этот показатель должен достигнуть уже 52,9%. То есть, если в 98-м область получила из республиканского бюджета 6,1 млрд тенге в виде помощи на бедность, то в 2001-м в планах у администрации заполучить в областной карман 10,6 млрд тенге. И это, заметьте, говорится о регионе, живущем в наиболее мягком климате, в сочных предгорьях, обладающем мощным промышленным потенциалом и хлопкосеющими хозяйствами.


Если вы, читатель, когда-либо знакомились с бравыми отчетами в беспричинно жизнелюбивых государственных областных газетах “Южный Казахстан” и “Панорама Шымкента”, то, наверное, обратили внимание, что по всем данным наша область неуклонно движется к процветанию. Какой же это к черту, простите, рост, если мы, живя по горло в винограде и персиках, сидим на шее у других регионов страны, к тому же перманентно увеличиваем расходы на собственных чиновников?!


Своеобразно откликнулась администрация ЮКО и на призыв президента не приобретать больше новых автомобилей. Под новый, 2001 год в Шымкенте был объявлен тендер, и в январе уже в гараж обладминистрации поступили 24 новенькие “Волги” и 8 иномарок.


Помнится, г-н Назарбаев, привезя нам г-на Сапарбаева в качестве нового акима, хвалил южан за трудолюбие и предприимчивость. Шымкентцы, утверждал Нурсултан Абишевич, не какие-нибудь северяне, пасущие баранов на “К-700”. Выясняется: эти ленивцы нас еще и кормят. Судя по прогнозам, сделанным нашими специалистами, и дальше будут кормить. Надо полагать, Бердибек Машбекович свою деятельность на посту руководителя области не считает откровенно провальной. Увы, знакомство с цифрами не позволяет мне разделить его оптимизм. Не знаю, как кому, а мне лично стыдно кормиться за счет братьев-северян, даже если они пасут баранов на тракторах, а хлеб убирают шашками, оставшимися от Алиби Джангильдина. Мы гордо зовем себя техасцами, на деле же, выходит, мы какие-нибудь пуэрториканцы, не способные дать стране что-либо серьезней Рики Мартина. Нормально, Бердике!