Политических тяжеловесов в Казахстане нет, кроме Нурсултана Назарбаева


Шестой номер журнала “КонтиненТ” может вызвать бурю в политическом истеблишменте республики. На страницах издания наконец-то во всеуслышание было объявлено то, что давно уже не является тайной для аналитиков. Политолог Людмила Адилова, специализирующаяся на политическом имидже, в своей статье указывает: “Политическим тяжеловесом в Казахстане является только Президент Н. Назарбаев. Масштаб его личности, высокая компетентность и природная харизма обеспечивают возможность максимально реализовать ресурсы власти, адекватно ситуации выбирать стратегию поведения, не прибегая при этом к силовым методам”. Увы, лидеров такого же масштаба в стране больше нет и констатация этого факта вызывает не просто грусть, а тревогу за будущее государства. Ибо не сегодня завтра встанет вопрос о том, кто станет преемником действующего президента страны. И тогда окажется, что “лепить из того, что было” не из кого: уж больно мелок масштаб. К тому же менталитет казахстанцев таков, что “Привлекательность политиков для казахстанцев выражается прежде всего в их человеческих качествах. Политические, деловые, профессиональные параметры хотя и принимаются во внимание, но не преобладают”. Именно поэтому все попытки отдельных лиц стать во главе каких-то общественных структур и попытаться оказать влияние на решение вопросов в масштабе государства выглядят неубедительными, поскольку нет высоких человеческих качеств. При отсутствии харизмы (которая, к слову, кроме Нурсултана Назарбаева, присутствует лишь у Акежана Кажегельдина) вряд ли кто сможет стать общенациональным лидером.


Ученый указывает на несколько аспектов, которые помогают человеку привлечь к себе внимание и стать крупным политиком. Очень важен внешний облик человека, который претендует на ведущие роли в обществе. Однако “Внешняя сторона – это стиль, который обусловлен внутренним содержанием личности. И если отсутствует это внутреннее содержание, то политику не сможет помочь ни один имиджмейкер”. Увы, последнего – то есть внутреннего содержания – как раз недостает у многих претендентов. Между тем, нельзя не согласиться с Людмилой Адиловой, что “Общество нуждается в ярких личностях, возвышающихся над серостью и посредственностью”. По мнению политолога, “Главное – всегда быть у руля режиссуры и суметь первым выйти на сену, дабы стать ориентиром, и последним ее покинуть«. Необходимо показывать себя, быть всегда на виду. Именно это блестяще использовал, к примеру, Гани Касымов. В то же время есть опасность, когда из-за слишком активного поведения и пребывания на виду в обществе политик утрачивает авторитет: “Чем больше его видно и слышно, тем более обыденным он кажется”. Последнее объясняет, почему все меньшей популярностью пользуются отдельные политики, хотя по телевизору их все больше показывают.


Людмила Адилова считает: “В таких обществах, как Казахстан, где доминируют патриархальная и подданическая политическая культура, способность воздействовать на решения правящей элиты существенно ниже, чем при преобладании культуры активистской. В условиях посткоммунистической трансформации именно тип политической культуры детерминирует модель восприятия и интерпретации социальной реальности массовым сознанием. В ее основе лежит комплекс социального бессилия, уверенность в том, что состояние общества едва не всецело определяется действиями власти, несущей ответственность за все, что происходит в стране”.


“КонтиненТ” продолжает обсуждение одной из самых острых тем марта – принятие закона об амнистии теневых капиталов. В тот момент, когда номер готовился к печати, глава государства подписал уже соответствующий закон, однако осталось еще неопределенным время введения закона в действие. Принятие такого закона нецелесообразно, поскольку неизвестно, куда и как будут ли инвестироваться деньги, на приток которых в страну рассчитывает правительство. По мнению многих специалистов, “Денег в экономике достаточно, и привлекать “теневые капиталы”, да еще на очень льготных для их владельцев условиях не только экономически нецелесообразно, но и политически достаточно опасно”. Дмитрий Маслов – автор публикации по этому вопросу – убежден: “Если они (деньги – Н.) не нужны экономике, если подвержены повышенному риску, если, наконец, их просто некуда вкладывать, то цель легализации становится более чем прозрачной”. Наверное, стоит прислушаться к выводу, который сделан журналистом: “Россия, экономика которой нуждается в деньгах больше, не рискует объявлять амнистию теневых капиталов, понимая, что за ней последует. Если, по мнению некоторых членов правительства, казахстанской экономике срочно нужны деньги, то получить их можно более цивилизованным и менее опасным с политической точки зрения путем – снизив налоговое бремя”.


Главной темой же номера стала внешняя политика. “Большая игра”, которую ведут в Центрально-азиатском регионе ведущие страны мира, заставляет Казахстан все больше внимания уделять внешней политике. Ключевым вопросом на сегодня являются наши отношения с Россией. Россия сегодня предпринимает ряд шагов, которые бы обозначили ее прежний статус на международной арене в качестве самостоятельного и сильного игрока с влиянием прежде всего на соседей по Евразийскому континенту. Новые альянсы России рождают и новую расстановку сил не только в регионе, но и в целом в мире. Визит президента Ирана Мохаммада Хатами в Москву, по мнению доктора политических наук Константина Сыроежкина, “больше, чем официальный визит главы государства”. Как считает ученый, прагматизм сегодняшних руководителей Ирана оказался сюрпризом для многих. Иран сегодня активно налаживает отношения с Россией, прежде всего на экономической основе. Продажа военной техники Ирану для России нынче является одним из приоритетных направлений торгового сотрудничества. Но экономические связи порождают и политические союзы. Именно поэтому визит президента Ирана в Россию продолжает находиться в центре внимания аналитиков. Нельзя не согласиться с авторами публикаций журнала, что реалии мира во многом нынче будут определяться тем, на чьей стороне окажется Иран. Государство, которое сумело не просто выжить в условиях международной изоляции, но и существенно укрепить экономику, наладив при этом производство современного боевого оружия, развивая кораблестроение и авиапромышленность, чего-то да стоит в этом “безумном мире”. И с этим не могут не считаться ни Москва (которая, судя по ее действиям, отчетливо понимает это), ни Пекин, ни Вашингтон.


Любопытна точка зрения московского политолога Тимура Полянникова на происходящие в России бои вокруг НТВ. Если верно предположение политолога о том, что бои вокруг НТВ являются местью Владимира Путина за передачи с критикой в его адрес, то становится немного страшно от одной мысли, что гофманские персонажи никуда не ушли, а напротив – рядом с нами и более того, прикрываясь риторикой с апелляцией к патриотизму, вере в Бога, творят свои дела. Расклад сил, приведенный политологом, должен насторожить всех нас: “… в случае неблагоприятного для России поворота международных отношений и нарастания внутриполитического кризиса идеологическая трансформация режима из либерально-демократического в авторитарно-националистический становится более чем вероятной”. В свете этого еще больше тревожит будущее Казахстана, ибо реального преемника, равного Нурсултану Назарбаеву, у нас, как подчеркивают политологи (кстати, далекие от подхалимства), нет. Думается, то, что сегодня пытаются предпринять люди из окружения главы государства, верно по сути, но вызывает недоумение формой исполнения. Не так, очевидно, надо искать преемника…