Путь в потемках и в песках беспамятства…

Язык – это обыкновенный фашист:

он не запрещает, но понуждает говорить нечто.


Ролан Барт


Есть ли у нас идеология? Есть ли у нас общественное мнение? Как сопрягаются эти вещи и, самое важное, каким образом они влияют на государственное строительство? Такие, казалось бы, на первый взгляд риторические вопросы в год празднования десятилетия независимости Казахстана, наверное, все-таки уместны. И в известной степени даже актуальны…


Существует мнение, что у нас в стране управление происходит посредством “административной идеологии”. Фигурально выражаясь, от коммунистической идеологии мы избавились, а от командно-административного стиля менеджмента не только не избавились, но и подменили им всю идеологическую сферу. Некоторые заходят еще дальше и утверждают, что определенная мировоззренческая схема в общественной природе Казахстана все же существует, более того, эта схема практически и подразумевает под собой идеологию. Но поскольку она зиждется на родоплеменном и клановом факторе, назвать ее государственной язык не поворачивается. Ведь в такой схеме нет места даже общенациональному, общеказахскому, а значит и государственному порыву… Казахская идея оказалась растаскана по клановым квартирам. Поэтому никто внятно и ясно не может установить, где же в сложившейся схеме место нации казахов как нечто цельного; от какой печки плясать в определении ее судьбы и смысла существования. Утверждать, что казахская общественная мысль, если угодно неформальная, не пыталась в прошедшие годы что-то родить, конечно же нельзя. Но утверждать, что какая-то из попыток удалась тоже нельзя…


А что же власть предержащая? Разумеется, на официальном уровне всегда говорится о некоей общей идее, помнится, еще 7 лет тому назад вышла в свет целая программа “Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана”. Но кто ее помнит? Увы, реальная жизнь идет совсем под иными лозунгами, которые не увидишь на биллбордах, в шапках официоза. И эта реальность в юбилейный для суверенной республики год входит в острейшее противоречие с бессистемными попытками воплотить в жизнь некие “общеказахстанские” (не говоря уже об “общеказахских”!) идеалы. Одним из главных идеологических (но не идейных!) коньков власти по сию пору является заезженный рефрен “Межнациональное спокойствие – превыше всего”. Хотя, если абстрагироваться от того, что из пяти миллионов русских примерно два составляют люди пенсионного возраста и эта трата, несмотря на естественную и иную убыль, не уменьшается (зато уменьшается слой экономически активных), то даже непонятно — в соотношении с кем в ближайшем и далеком будущем (когда русских вообще не останется…) коренному этносу надо будет придерживаться этого самого “межнационального спокойствия”?!.. С китайцами?


Но самое противоестественное происходит все-таки в сфере поиска общеказахской идеи, которая по задумке наших идеологов должна была стать, в свою очередь, общей уже для всех казахстанцев. А теперь, в связи со стремительно изменившейся этнодемографической обстановкой, казахская идея по определению должна стать государственной. Однако имеющиеся тенденции в развитии национального духовно-целостного архетипа таковы, что его трудно назвать государственным, тем более, он всеобъемлюще присущ, прежде всего, менталитету казахских верховодящих группировок. А за десятилетнюю историю мы уже не раз становились свидетелями того, как узкоклановый образ мышления и эмоции родоклановых элит самым негативным образом влияли на процесс государственнного строительства, на идеологическую сферу.


Одним из краеугольных камней для основания казахской национальной идеи, несомненно, стал Декабрь 1986 года, потрясший не только казахстанское общество. Но фундамент не есть здание. Иными словами, национальная идея сегодня выглядит как недостроенное здание – сиротливо торчит один фундамент… У власти, пытающейся что-то возвести, ничего не выходит, получаются химерические конструкции. Вот она решила Кайрату Рыскулбекову, ставшему символом непокоренного народного духа, активному участнику декабрьских событий, который был приговорен к высшей мере наказания, а затем помилован и погиб в лагерном заключении, присвоить звание “Халык Кахарманы”. Тем самым, без всяких оговорок и обиняков, мы на самом высоком уровне признаем, что Кайрат Рыскулбеков, не задумываясь, принес себя в жертву во имя свободы и независимости Казахстана. Он стал символом. Национальным героем. Возвеличивание мученика свободы, вполне вероятно, принесет его близким даже какие-то блага. И это понятно — ибо в свое время будущая опора своей семьи, родителей был уничтожен в самом начале самостоятельной жизни… Словом, казалось бы, наконец, пусть и запоздалое, но некое подобие торжества справедливости состоялось. Но только подобие! И так, наверное, кажется не только автору этой статьи. Ведь даже с точки зрения логики, не говоря о каких-то морально-нравственных критериях, воздаяние посмертных почестей Кайрату Рыскулбекову отдают какой-то неискренностью. Ибо многие представители правящей элиты, которые тогда не только не поддержали декабристскую молодежь, а попросту предали ее, и после событий участвовали в расправах, гневно клеймили молодое поколение, по-прежнему живут припеваючи, занимают высокие должности, считаются солью общества, ее элитой… Об этом немало говорилось. Но с них – как с гуся вода. Пять лет тому назад республиканский еженедельник “Бiрлiк” (29.06.96) писал: “Мы можем и гласно, и на кухнях обсуждать, а то и предавать осуждению то или иное решение нашего уважаемого президента, возможно, иногда абсолютно незаслуженно, поскольку не знаем многих тайных пружин и целесообразности его действий. Но одно его решение вызывает чувство самого горького сожаления, ибо прямо связано с десятилетним юбилеем декабрьских событий и так или иначе бросает тень на память того же Кайрата Рыскулбекова. Речь идет о назначении в верхнюю палату парламента республики бывшего министра молодежи и спорта г-жи Айтимовой… Будучи представителем слабого пола – что само по себе давало этому человеку великолепную возможность не высовываться – она тем не менее десять лет тому назад была едва ли не главным лицом среди комсомольских бонз по части проявления верноподданнических чувств перед карательным синклитом порученца Москвы товарища Соломенцева. В чем заключалось “верноподданничество” Б.Айтимовой доказательно показал два года тому назад в своей документальной статье известный казахстанский журналист Эрик Нуршин. Последнего, кстати, очень трудно заподозрить в симпатиях в адрес “казахского национализма”, как, впрочем, и саму соцпартию, чьей газетой была “Республика”, где и был опубликован материал… После обнародования таких фактов, о которых раньше знали только единицы, г-же Айтмовой следовало бы не гневить Бога и сделать то, что обычно практикуется на Западе. Просто исчезнуть из общественно-политической жизни. Но нет, никаких покаяний, отставок… Почему у нас чем беспринципней политик, тем лучше всех он держится на плаву?”.


Разумеется, общественное мнение осталось побоку и в 1994-м, и в 1996 году. Единственная реакция – Б.Айтимова была “сослана” в благодатный Израиль. Послом… Сегодня нет уже ни “Республики”, ни “Бiрлiк”. Но как теперь быть с тем, что Кайрат официально признан Героем, а Казахстан за рубежом представляют такие личности, как Бирганым Айтимова или Акмарал Арыстанбекова и еще ряд лиц?! Одна Посол РК в Израиле, другая — представитель РК в ООН. Иными словами, если следовать содержанию официально-исторической оценки Декабря-86, дипломатический корпус у нас забит коллаборационистами. И не только дипкорпус, но и другие властные отрасли.


Нам остается только вспомнить, как цивилизованные европейцы отнеслись к своим коллаборационистам – Мосли, Петену, Квислингу… Да что там говорить: нам и до других показателей цивилизованности еще далековато, зато дискомфортное раздвоение общественного сознания, обусловленное разницей между декларируемым и настоящим, судя по всему, обеспечено надолго. И настолько долго, сколь долго у нас на вопросы идеологии, на сферу принятия государственно важных решений будут влиять узкоклановые интересы. Ведь вышеперечисленные особы и те, кого мы не назвали, остались в “обойме” благодаря двум соображениям: первое — верхи опасались таких прецедентов, поскольку есть примеры гораздо хуже, чем айтимовский, и достаточно много персон могло в конце концов уйти в забвение и лишиться своего куска властного пирога; второе, а второе проистекает из первого и кровно с ним связано — никто не хотел нарушать устоявшихся на тот момент родо-племенных и клановых балансов. Это святое. В итоге главным казахским Иудой сделали даже не какого-нибудь крупного партийно-советского руководителя калибра Закаша Камалиденова, а Тлеужана Есильбаева, спецкорра газеты “Правда” 80-х годов… Он потом не остался без куска хлеба, но, во-первых, по своему потенциалу он (самый квалифицированный в советское время русскоязычный журналист из казахов) спокойно мог претендовать на большее, чем пост замдиректора умиравшего КазТАГа, во-вторых, когда кому-нибудь требовалась дежурная фамилия “предателя” казахов, непременно называлось эта фамилия (речь идет сугубо о казахскоязычной прессе).


Кстати, ситуация с этим журналистом тоже ведь весьма неоднозначна и она ярче всего иллюстрирует подлость трусливой казахской элиты, сформировавшей за эти годы выгодную прежде всего ей самой историю декабрьских потрясений и соответствующий постдекабристский ее ход. Что мог сделать Т.Есильбаев, будучи работником такой специфичной газеты, как «Правда”? Он делал свою работу, и трудно его обвинить в том, что этот человек плюс к партийному заданию проявлял айтимовскую инициативность. К тому же не он был заведующим корпунктом “Правды”, им являлся Григорий Дильдяев. Однако власть сначала посадила его в кресло главного редактора международной газеты “Азия”, а затем поставила во главе главной газеты республики – “Казахстанской правды”…По этому поводу в газете ПНЕКа “Время-Дауiр” (кстати, также ныне несуществующей!) в 1995 году отмечалось: “И вот такому агенту влияния отдаются крупные идеологические институты суверенного государства. Резюме: /…/ наше государство спонсирует собственное же “идеологическое” изнасилование”. Может, Есильбаева не простили как казаха? Но тогда почему такая принципиальность не проявлена в отношении сотен других его соплеменников, которые были облечены властными полномочиями и от которых зависело гораздо больше, чем от статей Есильбаева? Реальная власть и возможности были все-таки не в руках журналиста.


Такого рода непоследовательность подтверждает отправной тезис данного материала…


А новая общественно-политическая формация, так называемая демократия по-казахски, принесла сегодня не менее причудливые формы идеологического изнасилования. Вот недавно у стен Архитектурно-строительной академии была проведена пропагандистская акция. Главным действующим лицом на митинге в честь установления памятной знаков в честь Кайрата Рыскулбекова у Архитектурно-строительной академии был Азат Перуашев и возглавляемая им Гражданская партия РК. Это самая денежная политическая партия, и именно она спонсировала всю эту акцию. Которую, надо понимать, функционеры ГП РК занесли себе в актив как самую патриотическую. Здравомыслящие же люди, руководствующиеся сколь-нибудь системным подходом к практике бытия, расценили это действо по-иному. Азат Перуашев сказал, что во время событий он служил в рядах СА, тогда так и не понял подоплеку декабрьских событий и теперь, спустя 15, лет очень сожалеет об этом. Телеканал “ТАН” примерно так прокомментировал в своем репортаже с митинга слова А.Перуашева: дескать, как бы он не пожалел о своих нынешних мыслях спустя еще 15 лет… Получается, что политическая организация, обслуживающая интересы крупнейшей олигархической группировки, взялась теперь приватизировать и память о Декабре-86. Не общественное мнение, не чаяния большинства, которые отскакивают от невидимого защитного экрана, за которым существует прараллельный мир, сегодня правят бал в Казахстане. Неоколониализм и клановое мышление – вот современные реалии страны, стремящейся на словах к подлинной независимости и демократии…