Сразу несколько событий прошедшей недели вызвали самое пристальное внимание аналитиков. Во-первых, казахстанские странички “Известий” откликнулись на сообщение начальника следственного департамента КНБ республики Козы-Корпеша Карбузова о некоторых уголовных делах, связанных с коррупционными преступлениями в верхах, но об этом чуть позже. А во-вторых, в Астане прошло заседание коллегии Министерства энергетики и минеральных ресурсов. На нем в числе других вопросов обсуждалась работа электроэнергетического комплекса республики осенью-зимой 2000-2001 года. По сообщению пресс-службы министерства, в прошедшем году отмечен рост выработки и потребления электроэнергии. Произведено 51,4 млрд кВт/ч электроэнергии, потреблено 54,4 млрд кВт/ч. Это больше, чем за соответствующий период 1999 года. Как указано здесь же, рост выработки электроэнергии продолжился и в первом квартале текущего года, что позволило снизить ее импорт на 64%. В прошедшем году энергосистемы России, Казахстана и Центральной Азии функционировали параллельно, что повысило надежность работы энергосистемы Казахстана. Пресс-конференция начальника следственного департамента КНБ Республики Казахстан Козы-Корпеша Карбузова стала своего рода сенсацией. Чуть ли не впервые объявлено о том, что спецслужбы расследуют коррупционные преступления и таких дел уже 300. В числе прочих идет расследование по факту приватизации Экибастузской ГРЭС-2. По словам г-на Карбузова, “стоимость предприятия была сильно занижена” и потому ущерб в ходе приватизации крупнейшего энергетического объекта составил 759 млн тенге. Напомним, что ранее в электронных и печатных СМИ сообщалось, что разыскивается бывший президент национальной компании КЕГОК Асет Наурызбаев. Ему инкриминируется злоупотребление служебными полномочиями при приватизации Экибастузской ГРЭС-2, следствием которых стал ущерб, нанесенный государственной казне. Упоминалось и о том, что свидетелем по этому делу вроде проходит бывший министр энергетики, индустрии и
Однако создание СП затормозилось. Как сообщают те же “Известия”, это произошло из-за того, что казахстанские чиновники, принимавшие участие в переговорах, предложили россиянам занизить оценочную стоимость имущества Экибастузской ГРЭС-2 и ВЛ-500 (линия электропередач Экибастуз-Омск) “в обмен на определенную долю участия в СП некоторых частных структур”. Именно “Надеждой на то, что эти предложения будут приняты, как выяснилось позже, и объяснялась сравнительная легкость подписания столь невыгодного для Казахстана протокола о создании СП”.
Сегодня один из участников тех переговоров — Асет Наурызбаев — разыскивается Интерполом, а экономика республики в результате этой сделки пострадала на сумму около 400 млн долл. Сумма же долгов Казахстана за поставку электроэнергии российской стороне растет, процесс реструктуризации долгов приостановлен. Об СП также говорить не приходится.
Осенью 1999 года в республике сменилось правительство. Новому составу правительства во главе с Касымжомартом Токаевым пришлось расхлебывать долги предшественников. Сегодня двум вице-премьерам – Даниалу Ахметову и Владимиру Школьнику – в некоторой степени удалось восстановить отдельные позиции. Как заявляют “Известия”, “По настоянию нового правительства условия соглашения о создании СП были пересмотрены в пользу казахстанской стороны – теперь она получает свои законные 50%”. А Даниал Ахметов сумел убедить российскую сторону в том, что линию ВЛ-500 выгоднее оставить Казахстану.
Но на этом дело не заканчивается. В СМИ, за которыми, как указывают, стоит бывший министр энергетики Мухтар Аблязов, развернулась жесткая критика действий нового состава правительства и, в частности, первого вице-премьера Даниала Ахметова, якобы отдающего за бесценок энергетическую систему республики России. Что ж, критиковать правительство и уж первого вице-премьера, отвечающего за энергетику, всегда есть за что. Но, думается, здравый смысл начинает изменять журналистам, когда они пытаются навести тень на плетень. Если уж говорить о том, кто отворил ворота казахстанской энергетики РАО “ЕЭС России”, то нельзя не упомянуть имя Мухтара Аблязова. Не кто иной, как именно он, начинал переговоры о передаче Экибастузской ГРЭС-2 (которая, по оценкам специалистов, являлась одной из самых современных и оснащенных станций в СССР, несмотря на то, что отдельные блоки не были задействованы) за долги российской стороне. И то, что сегодня предпринимают Даниал Ахметов и Владимир Школьник, так или иначе связано с тем самым протоколом по итогам совещаний у президента страны и у премьер-министра, который подписал Мухтар Аблязов. Естественно, что, будучи министром энергетики в тот момент, г-н Аблязов принимал участие и в разработке текста этого протокола.
Сегодня ситуация выглядит следующим образом: реструктуризация долгов не произведена. СП не создано, а между тем это СП должно было не только импортировать электроэнергию в Казахстан, но и экспортировать ее в перспективе даже в Китай. Бывший президент ОАО КЕГОК Асет Наурызбаев, как уже указывалось выше, находится в бегах за границей, предварительно переведя большие суммы денег на заграничные счета. Экономике республики нанесен значительный ущерб. Вопрос с возмещением долгов не разрешился, а еще более усугубился. И все 2,5 года, прошедшие после подписания того протокола, казахстанская сторона вынуждена расхлебывать кашу, заваренную г—ном Аблязовым, если можно так выразиться. Ведь при любом аргументе казахстанской стороны россияне вытаскивают на свет божий текст протокола, и тогда приходится признавать, что есть своя сермяжная правда в доводах Анатолия Чубайса. Правда, при этом некоторые казахстанские СМИ пытаются свалить все проблемы с больной головы на здоровую, например, обвинить Даниала Ахметова в том, что он попустительствует российской стороне и выступает ее апологетом. Мы далеки от того, чтобы защищать г-на Ахметова (он в том и не нуждается), а пытаемся просто выяснить истину и узнать, когда же решится вопрос с Экибастузской ГРЭС-2, а этим и занимается г-н Ахметов.
Похоже, что ситуация с разрешением этой проблемы (весной этого года Ахметов и Школьник побывали в Москве и урегулировали ряд спорных вопросов) кого-то явно не устраивает и потому в печати вновь возникает вопрос о том, что некто из казахстанских чиновников продает за бесценок энергосистему страны россиянам. Между тем нам показалось любопытным сравнить биографии двух главных героев битвы вокруг Экибастузской ГРЭС-2. Итак, Анатолий Чубайс, которому в июне этого года исполнится 45 лет. Он является кандидатом экономических наук, преподавал в вузе. На волне перестройки в 1984-1987 гг. являлся неформальным лидером кружка молодых экономистов в Ленинграде, где был замечен Международным институтом прикладного системного анализа, находящемся в Вене. Заметим, что во многом авторитет Чубайса на Западе был создан специалистами этого института, считающими его одним из проводников либеральных ценностей. Работал в аппарате у Анатолия Собчака, а в ноябре 1991 года был назначен Борисом Ельциным председателем Государственного комитета РФ по управлению госимуществом. Спустя шесть лет написал книгу о приватизации, в результате которой в частные руки было передано 70 тысяч предприятий, а в государственную казну поступило 9 млрд долларов. Для сравнения: при приватизации в Латинской Америке (на опыт которой ссылался Анатолий Борисович) в частную собственность было передано 279 предприятий за 30 млрд долларов. Приватизация по-чубайсовски давно стала нарицательной в России, однако Анатолий Борисович продолжает держаться на плаву, и в апреле 1998 года он был назначен председателем правления РАО “ЕЭС России”. Один из российских журналистов, занимающихся расследованиями, Леонид Крутаков, так охарактеризовал Чубайса: “… Чубайс, конечно, борется. Но борется он не за светлое будущее энергетики, а за свое право поделить РАО “ЕЭС России” по-братски, то есть приватизировать. При этом Анатолий Борисович не останавливается перед нарушением законов, должностным подлогом и откровенным враньем”. К этому надо добавить, что покойный Собчак однажды отозвался о своем заместителе как о “молодом человеке, у которого не очень хватает знаний, но есть огромное желание все поменять”. В какую сторону меняет Чубайс, давно всем понятно.
Мухтар Кабулович Аблязов всегда считался способным человеком. Впрочем, так оно и есть. Знающие люди отзываются о нем как о весьма толковом человеке, который своего не упустит. После окончания Московского инженерно-физического института работал в КазГУ, с 1991 года занялся предпринимательством. В 1993 году основал холдинговую компанию “Астана-холдинг”, откуда и был приглашен на должность президента казахстанской компании по управлению электрическими сетями “KEGOC”. С апреля 1998 года по октябрь 1999 года был министром энергетики, индустрии и торговли. Он младше Чубайса на семь лет, однако их обоих можно отнести к младотюркам (???) – реформаторам, которым одно время доверили управлять экономикой страны два опытных партработника – Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев. Однако доверие глав государств, кажется, оба реформатора не оправдали. Кроме эпопеи с Экибастузской ГРЭС-2, Мухтар Аблязов известен еще тем, что подписал распоряжение, согласно которому было введено ограничение на завоз российских и киргизских товаров с целью поддержки отечественных производителей. В результате этой акции снизился объем торгового оборота между нашей республикой и этими странами, потребители не сумели получить дешевые и качественные продукты, а отечественные производители таки и не смогли увеличить обороты. А в кулуарах правительственные чиновники шептались о том, что данная мера принесла явную выгоду только компаниям, в той или иной степени приближенным к министру торговли. Кстати, не это ли имел в виду президент страны, когда отметил в одном из своих выступлений, что некоторые бывшие члены правительства нередко путали свои коммерческие интересы с государственными (и “Известия” указывают на этот факт)? Не правда ли, нечто общее бросается в глаза при сравнении действий и биографий двух экс-министров? И вполне понятно, что два таких человека не могли не договориться между собой промозглой осенью 1998 года…