— Господин Чаудхари, не секрет, что сегодня на разных общественных уровнях циркулируют слухи о грядущем якобы переделе собственности, пересмотре ранее заключенных контрактов, с инофирмами в том числе. Некоторые казахстанские средства массовой информации подробно освещали атаки на компанию CCL в Павлодаре, “Харрикейн Кумколь” и ряд других. В этой связи не испытываете ли беспокойства за судьбу вверенного вам “Испат-Кармета”?
—
Нет, я не верю таким слухам. Наш опыт работы в Казахстане показал, что казахстанское общество уважает законы. За последние пять лет можно было наблюдать огромные изменения в качественном отношении, которые произошли в казахстанском законодательстве. И наше пребывание здесь полностью соответствует законам Республики Казахстан. И я никогда не поверю в то, что тот контракт, который был заключен правительством с нами на основании законов Казахстана, будет произвольно расторгнут в одностороннем порядке. Мы абсолютно не волнуемся по этому поводу, и я считаю, что это не более чем простые слухи.— Но объективным фактом остается то, что в общественном сознании казахстанцев растет интерес к деятельности иностранных фирм в нашей республике. Разумеется, он обусловлен многими причинами естественного характера. Есть и разные версии относительно появления вашей компании в Казахстане. Мы бы хотели получить информацию на этот счет, что называется, из первых рук.
— Если вы знакомы с нашей группой ЛНМ –
LNM Group, то должны знать, что мы являемся международной группой предприятий сталеплавильной промышленности. Она единственная в таком роде и является одним из четырех самых больших в мире производителей стали. Компании нашей группы производят металл в нескольких странах мира – США, Мексике, Ирландии, Германии, Канаде, Тринидаде, Индонезии… Традиционно металлургические предприятия располагались в одной стране, и работа велась только в ней. И это было уникальным для мировой металлургической промышленности, что группа “Испат” начала свою работу сразу в нескольких странах. И когда у нас появилась возможность заниматься этим делом в Казахстане, мы были готовы к тому, чтобы работать еще в одной стране. И я должен сказать, что это было для нас не очень мучительным и трудным решением, потому что мы привыкли к этому, имели опыт работы в других странах, и Казахстан был одной из таких.—
Вспомним 1995 год – время появления вашей компании на Карагандинском металлургическом комбинате. Что было и что изменилось?—
Экономическая и социальная ситуация на предприятии была очень плохой. В последние годы перед нашим приходом уровень производства на комбинате неуклонно падал. Состояние активов или, говоря по-другому, основных производственных средств тоже ухудшалось. Моральное состояние работников комбината было очень плохим, потому что люди не получали зарплату несколько месяцев. Никто из них не был уверен в своем будущем. И в это время многие люди покидали комбинат, оставляли Темиртау, уезжали в другие места. В 1995 году комбинат покинуло почти 14 тысяч человек. Вот таким было положение, когда мы приняли предприятие. Город практически был обречен на гибель. Были большие проблемы с поставкой горожанам электрической энергии, горячей, холодной воды. Прежнее благополучие было серьезно разрушено. В ту пору ситуация была действительно тяжелой…Сейчас вы сами можете убедиться в том, что в Темиртау постоянно поставляются электроэнергия и вода – основа существования всякого города. Кроме того, все эти годы росли объемы выпускаемой комбинатом продукции. На комбинате были произведены серьезные ремонтные работы. Мы сделали большие инвестиции в производство новой продукции, и она уже появилась на рынке. Очень трудно рассказать подробно, какие изменения произошли на предприятии, в такой беседе с вами, какой бы она долгой ни была, но я должен сказать, что этим мы обязаны огромным усилиям всего коллектива предприятия и только благодаря этому такой прорыв
мог случиться. Люди обрели уверенность в будущем, и тенденция их массового отъезда из города, оставления рабочих мест в Темиртау была остановлена. Кроме того, так как мы являемся крупнейшим предприятием в городе и в этом регионе, работающим стабильно, это позволило рядом с нами другим маленьким предприятиям работать стабильно. Это создало дополнительные рабочие места в городе. И вообще изменения, конечно, произошли огромные. И эти изменения продолжают происходить. Если вы приедете в Темиртау через год, увидите новые изменения и на предприятии, и в городе.— Раздаются, как я уже говорил, голоса, что иностранные компании работают только с одним расчетом – снять, по-русски говоря, вкусные сливки и помахать казахстанцам рукой. Это, я повторяю, только слухи. И все-таки, господин Чаудхари, что может служить точным и ясным доказательством того, что ваша компания намерена работать в Темиртау, в Казахстане долгое время?
— Я не буду комментировать первую часть вашего утверждения о том, что такие слухи существуют. Это мнение напрямую и тесно связано с прошлым этого общества, с тем, что было еще недавно. И для того чтобы изменить такое мнение, потребуется время, равное, по крайней мере, жизни целого поколения. И вот вы объясните мне или найдите хоть одну причину, по которой мы должны оставить предприятие после того, как мы нашли комбинат в ужасающем состоянии, (он был на грани остановки) и совершили такие огромные изменения и затраты. Теперь комбинат работает стабильно, мы сделали столько инвестиций, столько вложили в это предприятие. Почему мы должны его оставлять?
— Признаюсь, что это логично…
— Мы здесь надолго. Бизнес в металлургическом производстве – это необычный бизнес. Это не тот случай, когда у вас есть маленький цех или маленький заводик и вы решили его закрыть и уехать. Когда вы заняты в таком деле, как металлургическое производство, это требует от вас определенных обязательств. И определенных вложений. Причем вложений не только материальных, но и моральных, эмоциональных. Вы вкладываете в это огромные силы и как же можете все это бросить и уехать? Мы это не можем понять.
-Я понимаю, что есть соображения, связанные с коммерческой тайной, экономическими секретами. Но вы могли бы назвать, скажем, основные хозяйственные показатели деятельности вашей компании – прибыль, отчисления в бюджет, номенклатура и объем выпускаемой продукции?
— Ни одна история не повторяется из года в год. Она меняется. В то время, когда мы пришли сюда, я уже говорил, ситуация была сложнее. И она до конца, скажем, 1998 года оставалась очень трудной. Мы не имели практически никакой прибыли. Мы только вкладывали в производство и все усилия прилагали к тому, чтобы создать условия для нормальной работы. И только к 1999 году нам удалось достичь какого-то равновесия между прибылью и затратами, которые мы производили до этого времени. И выйти на уровень, когда можно получать хоть маленькую прибыль. В прошлом году ситуация для нас стала лучше. Для примера я могу сказать, что в 2000 году мы отчислили в бюджет Казахстана около 13 миллиардов тенге.
И здесь очень важно понимать такое обстоятельство – наш бизнес напрямую связан с ситуацией на мировом рынке. Потому что наша продукция на внутреннем рынке составляет не более пяти процентов. А международный рынок, как понимаете, очень динамичный организм. Иногда на нем бывает хорошая, надежная ситуация, а иногда она меняется в худшую сторону. И часто случается так, что ситуация бывает неблагоприятной. Она бывает плохой для производителей. И если ставить вопрос так, что сможем ли мы повторить, что было в прошлом году в этом, сейчас сказать очень трудно.
В минувшем году, например, мы произвели 3600 тысяч тонн проката. Кстати, в 1995 году, в самый пик своего падения и перед нашим приходом на предприятие “Карметкомбинат” получил 2150 тысяч тонн проката. Вы можете сравнить эти цифры и делать выводы. Мы увеличиваем номенклатуру нашей продукции. В частности, пустили в эксплуатацию участок по производству металлических полос с алюминиево-цинковым покрытием. В прошлом году произвели 350 тысяч тонн этой очень ходовой продукции с большим будущим. Наладили мы и производство труб и произвели их в 2000 году около 20 тысяч тонн. Словом, наши большие усилия, направленные на стабильную и ритмичную работу предприятия, приносят неплохие результаты.
— В советскую пору “Карметкомбинат” именовался еще и градообразующим предприятием. Металлурги и горожане являлись, по существу, одними и теми же лицами. Каковы взаимоотношения “Испат — Кармета” с городскими властями, каково влияние вашего предприятия на жизнь и быт темиртаусцев
?— У нас хорошие отношения с городской администрацией и с самими горожанами. Конечно, произошли огромные изменения в общественной системе, которая существовала до нашего прихода в Казахстан. Практически все в городе: и водоснабжение, и теплоснабжение, и электроэнергия, и содержание жилищного фонда, учреждений здравоохранения и образования — в общем, все объекты социальной сферы лежали на плечах “Карметкомбината” и других предприятий. При той системе сталеплавильный комбинат производил какие-то ресурсы, чтобы поддерживать городское хозяйство, общественную жизнь города и области. И если раньше государственная поддержка города проходила через наше предприятие, то сейчас времена изменились. И уже нет такого, чтобы мы получали какие-то правительственные дотации,
чтобы поддерживать город. Но все-таки мы взяли на себя обязанность поставлять в город электроэнергию, тепло и воду. Кроме того, у нас на содержании находится еще и трамвайный парк, который оказывает услуги населению. Мы оказываем также достаточную помощь медицинским учреждениям. Городские власти получают у нас поддержку в ремонте и содержании жилых зданий. И здесь надо знать, что все это не является обязанностью компании. В контракте, заключенном нами с правительством Казахстана, нет таких обязывающих нас пунктов. Но мы это делаем. Повторяю, что происходят большие изменения в жизни горожан, и это протекает при нашем активном участии. Я бы сказал, что “Испат-Кармет” является экономической базой Темиртау. И не только его, но и Караганды, и всего этого региона. Комбинат поддерживает не только работников нашего металлургического предприятия или угольных шахт, входящих в состав “Испат -Кармета”. Благосостояние, которое производит наша компания, распространяется на всех карагандинцев.— В начале этого года волею судьбы я оказался в Темиртау. Заведующая детско-юношеским центром “Испат — Кармета” Ольга Михайловна Кисличенко пригласила меня во Дворец металлургов на празднование православного Рождества Христова. Скажу честно, я давно не видел столько талантливой молодежи вместе – буквально несколько сот самодеятельных певцов, музыкантов, танцоров, которые оказали бы честь даже столичному городу. Получился прекрасный праздник для темиртаусцев. Мне рассказывали, как много делает руководство вашей компании для развития культурной жизни. Понимаю, что и к этому вас никто не обязывает. Какова побудительная тяга к поддержке такого рода?
Скажите, кто вообще не желает помогать культуре, помогать талантливым людям. Мне кажется, что таких людей очень мало. Это ведь прекрасная человеческая черта – выявлять и поддерживать способных людей – музыкантов, художников, писателей. И детско-юношеский центр, о котором вы упомянули, полностью находится на содержании нашей компании. Кроме того, в Темиртау есть много культурных студий, групп, заведений, которым мы также охотно помогаем. Много средств мы тратим на поддержку физкультуры и спорта. В высшей лиге казахстанского футбола выступает клуб “Испат-Шахтер”, и мы надеемся, что он станет первоклассной командой и в Казахстане, и во всей Азии.
Мы поняли, что в Темиртау живут высокообразованные и очень культурные люди. В городе много талантливых людей, и вы их видели. И это очень приятно — поддерживать талантливых людей, видеть, как они растут и совершенствуются. Конечно, очень трудно помогать всем, но все, что мы можем для них сделать, мы делаем охотно и с желанием.
Есть еще один серьезный вопрос. Вы знаете, что в Темиртау есть металлургический институт? Это очень хорошее учебное заведение, и в нем можно получить хорошее техническое образование. Молодые люди, окончив его, приходят работать к нам. И мы оказываем большую поддержку этому институту. Мы сейчас принимаем участие в строительстве нового учебно-лабораторного корпуса. Кроме этого у нас есть свой собственный учебный центр с хорошей учебной базой. Мы также используем его для подготовки нужных специалистов. Люди стареют, уходят на пенсию, и нам требуются молодые рабочие и инженеры, которые бы заменили естественным образом выбывающих высокопрофессиональных специалистов.
Мы думаем о будущем, поскольку, повторяю, мы намерены здесь работать долго и серьезно.