Сейчас довольно трудно представить себе телеканал без новостей. “Информбюро” родилось на “31 канале” в 1997 году. И с тех пор ежедневно новостная команда сообщает телезрителям о произошедших в нашей стране и за рубежом событиях. Любая команда – это маленькая семья. А в любой семье, соответственно, есть и свои проблемы. Потому разговор наш с “папой” семейства “Информбюро” Бекжаном Идрисовым начался с обсуждения текущих проблем.
- В сущности проблема одна – доставка видеоматериалов. И, естественно, связь с регионами. Мы сейчас активизировали эту работу. Налажены контакты с Уральском, Павлодаром, Актобе. В ближайшее время, я думаю, будет налажена связь с Шымкентом. Идет нормальная планомерная работа по созданию корреспондентской сети. Нам удалось открыть свое представительство в Астане на постоянной основе, и ребята наши уже приступили к работе. В ближайшее время они расширят это представительство, наберут туда еще корреспондентов. Теперь осталось только одно – каналы доставки видеоматериалов. Эта структура не развита.
- В “Информбюро” работают молодые ребята, которым не всегда удается ясно и четко выразить свою мысль. Как вы справляетесь с этой проблемой?
- Ну если бы наша “кузница кадров” – журфак – работала более активно и давала нам уже готовые кадры, тогда, наверное, у нас не было бы таких проблем. Приходится ребят после журфака учить всему по-новому. Они не умеют писать. Это — проблема не только наша, это — проблема любой редакции. Однако у нас есть определенные традиции, то, что мы особенно ценим. Молодые журналисты, которые приходят к нам со стороны, это сразу понимают и учатся работать в стандартах, заложенных еще Климовым и Бациевым. Они здесь развиваются быстрее, чем в других редакциях не потому, что все такие супергениальные, это просто необходимость, и они это понимают. У нас нет времени, конкуренция начинается жестокая. Не просто жесткая, а жесткая. И иногда удары получаем ниже пояса.
- Кстати, об ударах ниже пояса…
- Об этом я ничего говорить не буду, здесь без комментариев. Видимо, кому-то нужны эти удары. А раз трогают нас, раз о нас что-то пишут, значит, мы чего-то добились. Скажем, одна из газет написала, что мы затянули выпуск программы “Неделя” аж на пятнадцать минут. Это говорит о том, что они до конца смотрели наш выпуск и, наверное, смотрели не потому, что дал такое задание редактор, а потому что было интересно. Да, мы затянули эфир, мы намеренно пошли на это. Программа “Неделя” на особом положении в телекомпании, и, если нам есть что сказать, то руководство телекомпании не ограничивает нас в хронометраже. Кстати, в последнем выпуске “Недели” наши журналисты в пяти репортажах показали, что в стране началась официально необъявленная предвыборная гонка. В связи с этим хотелось бы сказать, что хоть и не хватает журналистов, не хватает опыта, но тем не менее наши коллеги справились с поставленной задачей. Они на самых разных примерах показали, что ничего в стране не происходит просто так. Мы уже живем выборами: будь то слияние банков — Казкоммерца и Народного — или выступление президента Назарбаева на Третьем съезде партии “Отан” – все говорит о том, что мы движемся к выборам. Уже обкатываются PR-технологии, уже обкатываются рекламные кампании, обкатываются социальные программы… Собственно, и эти укусы в прессе из той же серии – нас проверяют на прочность. Мы ни в какие драки ввязываться не намерены. Нам это не надо, это отнимает лишнее время. Наша задача – информировать людей о том, что происходит в стране, а не на другой телекомпании.
- “Информбюро” сейчас выходит семь раз в день. Как вы справляетесь?
- Семь раз в день – это достаточно серьезный объем, и мы ориентируемся на собственную информацию, лишь иногда забиваем выпуски сообщениями зарубежной прессы. Мы, сторонники того, что люди должны знать прежде всего, что происходит в Казахстане, и всего, что к нему относится. Скажем, недавно террористы захватили гостиницу в Стамбуле. Там находится наша съемочная группа. Она поехала освещать саммит глав тюркоязычных государств, а вот этот террористический акт наверняка каким-то образом связан со встречей на высшем уровне. И это тоже касается Казахстана, потому что захвачена центральная гостиница в Стамбуле, где будут наверняка останавливаться главы государств. Наши молодые журналисты уже достигли такого уровня, что могут снимать специальные репортажи. Олег Вадимович Квятковский, надо отдать ему должное, сумел выстроить систему финансирования дополнительных программ. Мы уже в мае сможем увидеть первый специальный репортаж – он будет открывать серию репортажей о Казахстане. О том Казахстане, какой он есть на самом деле, ничего не приукрашивая. Покажем, как живут люди. Правда, времени катастрофически не хватает. Скажем, ездили мы недавно на станцию “Казахстан” делать репортаж. Мы отработали там в жестком режиме съемок шесть часов. Это почти полный рабочий день. Единственное, чего нам не хватило, – это времени. И питания для камеры. Мы могли там задержаться еще на шесть часов, тогда привезли бы полный материал, а сейчас придется вернуться туда еще раз и провести дополнительные съемки.
- И, кроме времени, конечно же, вопрос упирается в финансы…
- Да, сейчас мы вкладываем деньги, грубо говоря, в репортеров, в поездки, в новости. То есть в свои программы. Будет от этого отдача или нет, мы сейчас просчитать не можем. Мы приобретаем компьютерную программу. Она называется “Фабрика новостей”. Программа позволяет систематизировать сбор, обработку и подачу информации в создании выпусков новостей. Подобные программы существуют во всех телекомпаниях мира. Это значительный шаг вперед.