Ко времени тверского купца Афанасия Никитина существовал лишь один безопасный путь из Европы к богатым странам Азии — через Россию и Каспийское море. Как уверяют местные журналисты, вторым после Никитина огромное значение этому пути придает глава администрации Астраханской области Анатолий Гужвин (на снимке — справа). Каспий кратчайшим путем соединяет европейскую часть России со странами бассейна Индийского океана. Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. Астраханский транспортный узел является одним из основных участков разрабатываемого международного транспортного коридора «Север-Юг». Поэтому недаром здесь с двухдневным визитом недавно побывал председатель Правительства РФ Михаил Касьянов (на снимке -слева), чтобы провести открытое совещание по проблемам переработки углеводородного сырья, сохранности каспийских биоресурсов и транспортного коридора «Север-Юг».
В совещании приняли участие руководители всех ответственных за каспийские проблемы федеральных ведомств. Среди них министр транспорта РФ С. Франк и его заместители В. Рукша, О. Скворцов, первый заместитель министра МПС А. Мишурин, заместитель министра иностранных дел В. Калюжный, первый заместитель председатель Государственного комитета В. Мещеряков и другие.
В своем выступлении глава Правительства РФ Михаил Касьянов отметил, что в настоящее время Россия активизировала привлечение международного капитала в коммуникации. Наши аргументы — экономические и природные предпосылки, наличие конкурентоспособной инфраструктуры, партнерские отношения с нашими соседями. Рост эффективности транспортной системы с государственной точки зрения выражается в увеличении налоговых поступлений в бюджет всех уровней, обеспечении занятости, создании благоприятных условий для экономического развития тех регионов, через которые проходят транспортные потоки.
Значительная часть транзитных грузов двигается с юга на север по железным и автомобильным дорогам, внутренним водным путям, которые начинаются здесь, в Каспийском регионе. Как известно, до начала 90-х годов доходы от южного иранского транзита оценивались в 5 млрд. долларов. И сейчас он значителен, но Россия не использует и 10 процентов этих доходов. Мы должны вернуть утраченные позиции в транзите грузов в евроазиатской торговле. За транзитный бизнес идет жестокая конкуренция. Создание альтернативных маршрутов привело к конкуренции по таким показателям, как скорость, гарантированность доставки, уровень сервиса, где мы имеем свои объективные преимущества. Не случайно Казахстан выразил желание присоединиться к соглашению «Север-Юг», проявляет интерес к нему и Узбекистан, и ряд других стран, где проходят традиционные пути евроазиатского транзита.
Наличие транспортной инфраструктуры укрепляет позиции России на рынке транспортных услуг, способствует нашему участию в международных региональных проектах развития трубопроводных систем, наземного транспорта, морских и внутренних перевозок. Хорошие перспективы Астраханского транспортного узла в развитии автомобильно-паромного сообщения с Туркменистаном, Ираном, а также перевалок углеводородного сырья. Имеются реальные предпосылки в росте грузопотока транзита нефти через порт Махачкала. В прошлом году грузооборот порта вырос в 4 раза, достигнув почти 1, 5 млн. тонн, причем его проектная мощность составляет 8 млн. тонн. Есть перспективы и у проектируемого порта Лагань в Калмыкии.
У России есть все возможности для развития воднотранспортных коридоров по доставке без перевалки, включая транзит нефти с использованием судов типа «река-море» из портов Волги и Каспия на порты придунайского бассейна, а также стран Балтии. Эффективная работа транспортных узлов невозможна без должной координации различных видов транспорта. Морские порты не смогут функционировать без железнодорожных и автомобильных подходов, также как наземный транспорт без морских и речных портов. На фоне активной работы иранской стороны по увеличению мощности своих портов на Каспии нам необходимо принять организационное решение по развитию Астраханского транспортного узла. Вероятно, следует обсудить целесообразность реализации капиталоемких, требующих межведомственной координации проектов по строительству контейнерных терминалов, новых причалов, а также железной дороги к порту Оля.
По результатам совещания транспортным ведомствам и администрации Астраханской области нужно будет разработать план конкретных действий по дальнейшему совершенствованию перевозок и привлечению грузов в российские порты Каспия и коридор «Север-Юг». Задание могло бы найти отражение в федеральной целевой программе модернизации транспортной системы России. Правительство будет поддерживать совместные усилия всех федеральных и региональных структур в организации транспортного бизнеса, поощряя предпринимательство и коммерческие организации в этой сфере.
Министр транспорта РФ Сергей Франк конкретизировал правительственную программу, изложенную премьер-министром. В частности, он сказал, что Россия, прикаспийские страны, где проживает свыше 100 млн. человек, нуждаются в надежном, экологически чистом транспорте не только для эффективного использования природных запасов, но и как шлюз между транспортными системами Европы, Среднего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии. Сопредельные России страны развивают свои коммуникации, направленные на создание транзитного коридора из Юго-Восточной Азии в Европу альтернативно традиционному морскому пути и российским транспортным коридорам.
Основой российской политики в регионе является международное соглашение о развитии транспортного коридора «Север-Юг». Он задуман как меридианная транзитная коммуникация, как транспортная ось, соединяющая Индию, Иран, Россию, страны Центральной, Восточной и Северной Европы. В период первоначального освоения основной его грузовой базы станут 8 млн. тонн грузов российской внешней торговли с главными партнерами по развитию коридора -с Индией и Ираном, а также Пакистаном и государствами Средней и Юго-Восточной Азии.
‘Сейчас основная часть этих грузов доставляется морем через порты Балтии, Финляндии и Украины. Одновременно по коридору будут наращиваться перевозки транзитных грузов в страны Центральной и Северной Европы. Их доставка с использованием коридора «Север-Юг» сократит на 20-30 процентов время и стоимость перевозки. Речь идет прежде всего о контейнерных грузах.
Российская транспортная инфраструктура на Каспии может эффективно использоваться не только для генеральных, но и наливных грузов для транзита казахской, туркменской нефти, а также экспорта российской Астраханского региона и шельфа. После подписания соглашения о коридоре «Север-Юг» значительно выросли объемы паромных перевозок российским флотом, введено в строй несколько объектов морских портов. Грузооборот Астраханского транспортного узла в прошлом году вырос более чем на 80 процентов.
Намерения таких стран, как Казахстан, Литва, присоединиться к соглашению является признанием потенциальных выгод, которые дают российские коммуникации. Однако следует учитывать, что вся деятельность на Каспии проходит в ожесточенной международной конкуренции. Из 11 основных торговых портов Каспия 3 принадлежат России, 5 — Ирану и по 1 — Азербайджану, Казахстану и Туркменистану.
Грузовладельцы и отечественные экспортеры при выборе порта в первую очередь руководствуются конкретными коммерческими соображениями. Поэтому прикаспийские страны делают все для того, чтобы изменить баланс грузопотоков в свою пользу.
Если за последние три года в развитие российских портов Астрахань, Оля и Махачкала вложено в общей сложности 12 млн. долларов, то в развитие портов Баку, Туркменбаши — по 15 млн. долларов в каждый, Амир-Абат -40 млн, Актау — 76 млн. долларов. В прошлом году объемы переработки в Актау выросли в четыре раза, причем в значительной степени за счет российских грузов. При этом Европейский банк реконструкции и развития, где есть и наш капитал, а в совете директоров работает наш представитель, поддержал этот проект. В то же время российские проекты, которые заявляются в банке, блокируются иногда под самыми надуманными предлогами.
Если на Каспии будет тенденция отставания России в развитии портовых мощностей, то перевозки начнут развиваться в широтном направлении, что замедлит реализацию концепции коридора «Север-Юг». Чтобы не допустить этого, необходимо развивать нашу транспортную инфраструктуру по единому плану, сконцентрировав ресурсы на главных направлениях.
В плане на следующий год следует предусмотреть увеличение финансирования на модернизацию портов Оля и Махачкала. На этого мало. Необходимо шире привлекать акционерный капитал. Прямое участие грузовладельцев в развитии портов -лучшая гарантия в развитии стабильных грузопотоков.
Сейчас общая транспортная ситуация в регионе Каспия настоятельно требует, как можно быстрее и с минимальными затратами направить грузы в меридианный коридор «Север-Юг», загрузив российские коммуникации, создавая устойчивый грузопоток. Нам необходимо применить здесь турбо-маркетинг, и у нас есть 1-1, 5 года, когда мы можем повлиять на ситуацию. Для чего необходимо решить вопрос о строительстве железной дороги Оля — Зензели.
Имеющиеся в полосе коридора «Север-Юг» дороги уже сегодня позволяют доставлять большегрузные контейнеры от Астрахани до Москвы менее чем за 2 суток, до Хельсинки, Варшавы, Берлина-за 4 дня. По этому коридору можно доставлять грузы судами типа «река-море».Пока баланс по флоту существенно в нашу пользу, вместе с тем мы видим, как Иран, Туркменистан и другие прикаспийские страны активно строят новые суда.
Постановление правительства о компенсации части процентной ставки по кредитам на судостроительные проекты создало дополнительные предпосылки для ускоренного обновления флота и в России. Но есть и другие возможности. Так, например, строительство лихтеровозов и лихтерных систем в счет частичного погашения долга России Чешской Республикой для последующего создания специализированной линии «Дунай — Черное море -Азов — Волга — Каспий».
В настоящее время каспийский транзит является одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений перевозок внешнеторговых грузов. По предложению МИДа и Минтранса России в сентябре этого года намечается международное совещание по проблемам развития транспортного коридора «Север-Юг» с приглашением широкого круга заинтересованных сторон.
Редакция благодарит пресс-службу главы администрации Астраханской области за помощь в работе.