Пятеро против террора.

Министры иностранных дел готовят переименование «шанхайской пятерки»


Вчера в «Президент-отеле» собрались министры иностранных дел стран, входящих в «шанхайскую пятерку». В июне это межгосударственное образование, включающее в себя Россию, Китай, Казахстан, Киргизию и Таджикистан, должно официально сменить название. Узбекистан, до этого ограничивавшийся ролью наблюдателя, намерен официально повысить свой статус, превратив «пятерку» в «шанхайский форум».


Пока предстоящая смена названия никак не отразилась на работе министров иностранных дел — под их совместным коммюнике стоит пять подписей.


Июньская встреча станет юбилейной: лидеры государств соберутся в пятый раз. Вместе с изменением формата «шанхайский форум» ожидает и некоторая корректировка основных целей — от сугубо политических заявлений (вроде реакции на возможность создания НПРО) лидеры государств намерены перейти к весьма конкретным вопросам обеспечения региональной безопасности.


Вчера основная часть встречи министров иностранных дел была посвящена подготовке договора о совместной борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Этот договор, который предполагается подписать во время июньской встречи глав государств, станет правовой вершиной усиливающейся военно-политической составляющей форума.


Представители Генштабов пяти стран, проведшие переговоры незадолго до встречи мидовцев, уже договорились о создании совместного антитеррористического центра. После одобрения этой идеи на высшем уровне будут проведены дополнительные консультации, где речь пойдет о конкретных деталях.


С задачами и функциями будущего антитеррористического образования все понятно — речь вновь идет в основном об афганской угрозе. Но аналогичная структура — Антитеррористический центр в рамках Договора о коллективной безопасности — уже существует, объединяя усилия примерно того же состава участников (минус Китай и плюс Белоруссия и Армения).


Так что двум антитеррористическим центрам придется либо «уживаться» на одной территории, либо сливаться в одну структуру. Первое выглядит не слишком эффективно (кому нужны лишние проблемы с координацией?), а второе подразумевает некоторое изменение принципов действия и «шанхайского форума», и ДКБ, что скорее всего в ближайшем будущем невозможно.


Борьба с терроризмом стала для «шанхайского форума» ключевой, но не единственной темой встречи в «Президент-отеле». Нашел свое отражение и столь любимый Россией и Китаем тезис о много полярном мире. Словно желая подчеркнуть, что «шанхайскую пятерку» нельзя расценивать как сугубо региональную организацию, МИДы пяти стран в совместном коммюнике призвали к снятию экономических санкций с Ирака.


Осенью должны состояться первые в истории этой организации переговоры премьер-министров, вчера же было решено создать еще и формат регулярных консультаций министров культуры.


А китайский министр иностранных дел Тан Цзюсуань после завершения переговоров остался в Москве дожидаться возвращения Путина из Вологды. Сегодня он на правах представителя хозяина предстоящего саммита (юбилейная встреча глав государств состоится в Шанхае) намерен встретиться с главой российского государства