Херой демократии.

Недавно граждане РФ имели возможность наблюдать сцены театра абсурда. В промерзшее Приморье приезжал главный виновник мучений жителей этого региона, организатор «веерных» и тотальных отключений электроэнергии по всей России Чубайс. Его радушно встречал один из уцелевших замов Наздратенко, еще несколько недель назад публично обещавший арестовать Чубайса в случае его появления в регионе.


Да и жители, недели назад перекрывавшие транспортные магистрали, благодушно, с доверием внимали очередным завираниям главного электроэнергетика, вроде и не пугаясь его идиотски звучащих в этой обстановке обещаний поднять тарифы на электроэнергию, как минимум, вдвое.


Атрофировалась в нашем народе нормальная, естественная реакция на такого рода планы и политику. Уж если не можем, как в Индонезии, только при одной угрозе повышения цен на бензин на несколько процентов, устроить достойный, заставляющий власти отступить, протест, то хотя бы, как во Франции добиться этого массовыми профсоюзными демонстрациями или, как в Англии — организованными и эффективными блокировками дорог, не говоря уже о соответствующем голосовании на выборах.


Вообще, ситуация с энергетикой во всей стране, как известно, критическая, запас прочности советской энергетики кончается, и грядет второй, после дефолта, грандиозный провал наших реформаторов. Энергетический кризис наглядно иллюстрирует бесперспективность либеральной модели для России. Не может быть у нас частной энергетики, шутки с подачей тепла и электричества в стране, где по полгода минусовая температура, а кое-где и градусник в минусе зашкаливает, гибельны. По этим же причинам тарифы на электричество и тепло, в принципе, не могут быть коммерческими, т.е. высокими, иначе половина населения просто вымерзнет, а большая часть промышленности и транспорт встанут.


С другой стороны, энергетика не может функционировать, как при социализме, в то время, когда потребляющие отрасли работают в рыночных условиях и накручивают цены на свою продукцию, в том числе на топливо и оборудование для той же энергетики. Деградация ей обеспечена, что сейчас мы наглядно и видим.


И никаким «эффективным менеджментом» положения в энергетике не исправить без изменения общей экономической ситуации в стране. Высмеиваемые реформаторами «красные» «совковые» директора в условиях советской экономики смогли создавать и успешно развивать мощную сбалансированную, единую для всей большой страны энергетику с доступными как для промышленности, так и для населения тарифами, функционирования которой по причине ее бесперебойности население вроде бы и не замечало (и, скажем сейчас, не ценило, как и бесплатного образования, медицины, дешевого жилья, достойной работы).


С удивлением наблюдали в СССР, как в Соединенных Штатах обесточивались большие города и целые штаты из-за перегрузочных аварий, а частные энергетические компании препятствовали созданию единой энергосистемы, позволяющей перекачивать электроэнергию по мере загрузки из региона в регион.


Сейчас Чубайс нам навязывает как раз передачу электростанций частным компаниям, представляя это очередным «прогрессивным» шагом и единственно возможным выходом для привлечения инвестиций.


«Эффективные менеджеры» Чубайса, забыв в каком климате они живут, в этом году попробовали в соответствии с рыночными канонами не «замораживать» оборотные средства в виде запасов угля на зимний период, надеясь снабжать электростанции углем с колес. В результате, вместо средств заморозили население.


Еще одним действом «эффективных менеджеров» (опять же при участии Чубайса и по требованию менторов из МВФ), повлиявшее на ситуацию в Приморье, было закрытие там «нерентабельных» шахт. Уголь — рядом, а привозить его сейчас приходится из Сибири.


Рентабельность для либеральных экономистов — бесспорный критерий нужности. В этой связи интересно подсчитать рентабельность самого нового менеджмента РАО ЕЭС. Выведем для наглядности за скобки результаты его бурной деятельности, такие как кризис в Приморье, будем сравнивать расходы на управление в советском прошлом с сегодняшними. Министр и его замы получали зарплату, наверное, в 1500 — 1000 рублей, соответственно — и другие сотрудники министерства.


Чубайс же, как сообщалось в прессе, за свой суперменеджмент имеет 30 000-40 000 долларов в месяц плюс соответствующая, надо думать, заработная плата его команды и региональных энергетических князьков, а также своры телохранителей, плюс стоимость автопарка из мерседесов и БМВ, плюс расходы на покупку REN-TV в 40 млн. долларов, плюс неизвестные, но, очевидно, немалые расходы на СПС и т.п. (а чего стоил предшественник Чубайса из той либеральной камарильи, уже забытый придурок Бревнов, гонявший самолет за своей американской тещей).


Понятно, почему РАО ЕЭС не хватает средств на замену изнашивающегося оборудования.


Выступая в Думе, Чубайс вновь грозит неминуемым, в разы, ростом тарифов, неизбежной «реструктуризацией» РАО ЕЭС и, ну, не наглец ли, ставит в пример реформирование энергосистем на Украине и в


Казахстане (как забыл назвать еще Грузию?), где народ уже давно вымерзает и вымирает, промышленность стоит, а иностранные «инвесторы», у Назарбаева по дешевке скупившие предприятия энергетики, ничего в нее не вкладывают, а только, заоблачно подняв тарифы, набивают мошну.


Однако значительная часть депутатов, причем не только СПС, с доверием внимает Чубайсу и готова согласиться на предлагаемые им реформы. Как же, ведь им талдычат про объективные законы рынка и перспективы получения, в результате этих реформ, иностранных инвестиций. А ведь в Думе, наверное, все, как минимум, слышали, «Почему Россия не Америка», если не прочитали всю эту книгу А.П. Паршева, и должны понимать, что никаких масштабных иностранных инвестиций в Россию, по определению, не будет.


Видя выступавшего Чубайса (слушать — так его многие уже не слушают, как того же, например, Починка, зачем отягощать свои уши лапшой), вспоминается фраза, вырвавшаяся у Явлинского во время дебатов с Чубайсом: «Вы уникальный лжец, Анатолий Борисович. Вы лжете в каждом своем слове». Сказать, что он еще уникальный наглец, так это почти что привести его характеристику. Исходя из своего богатого жизненного опыта, он в свое время авторитетно поучал партийцев Демвыбора проявлять в политической деятельности больше наглости.


Не во всякое, однако, время Анатолий Борисович позволял себе наглеть. Как начало перестроечной карьеры Чубайса многие вспоминают время, когда он разводил на продажу тюльпаны. А один мой знакомый ученый вспоминал ситуацию, когда уже в перестроечной Москве на партийном собрании рассматривался вопрос об осуждении идейно-политической незрелости молодого научного работника Чубайса. И Анатолий Борисович очень бледно выглядел, оправдывался, вел себя, как нашкодивший щенок, и санкций партии даже тогда еще серьезно побаивался. В общем, трудно было тогда увидеть в нем образ известного нам сейчас твердого, убежденного антикоммуниста, «Железного Толика». Интересно, есть ли в персональных анкетах партии Демвыбор России пункт «Состоял ли ранее в КПСС?»


Звездное время Чубайса наступило в эпоху ваучерной приватизации под присмотром полусотни американских советников (как в свое время в побежденной Японии) и последующих залоговых аукционов.


Итоги приватизации известны. И полумиллионные в долларах гонорары Чубайсу и его сподвижникам только за книгу об опыте приватизации даже ельциновской прокуратурой не могли быть расценены иначе, как откатные выплаты олигархов главным приватизаторам. А ведь были еще миллионные суммы за консультационные услуги, за т.н. «лекции» на Западе.


Интересно, что недавно арестованный в США за связь с СВР России Ханссен, по данным ФБР, якобы писал нашим «Джеймс бондам», чтобы они ему в прямом виде (даже на тайные счета) деньги не переводили, а оплату его услуг производили драгоценными камешками или в виде гонораров за лекции.


Ау, господа демократы, кто из вас не приглашался в США или Западную Европу для чтения пустопорожних лекций, типа «Ход демократических реформ в России»?


Из «подвигов» Анатолия Борисовича следует отдельно вспомнить и историю с коробкой из-под ксерокса с полумиллионом долларов. Чубайс тогда был главным пропихивателем полуживого Ельцина на второй президентский срок. С долларам были задержаны помощник Чубайса и Лисовский. Это был самый острый момент и без того грязной избирательной кампании. Чубайс тогда добился от Ельцина снятия Коржакова и, выступая ночью на НТВ, любезно предоставившей тут же экран, категорически отрицал факт выноса долларов, доказывал, что это-де провокация спецслужб, и, сообщив о снятии Коржакова, пафосно провозгласил это событие окончательным поражением коммунизма в России.


Потом в прессе появилась еще запись разговора Чубайса с сотрудниками ельцинской администрации о том, как вывести из-под удара своих помощников, засветившихся с коробкой.


Задокументированный факт незаконного использования таких денег и дальнейшие попытки замять это дело вообще могли иметь большой взрывной потенциал в плане аннулирования результатов выборов 1996 г., однако оппозицией он в этом качестве был недооценен и не использован. Повозмущались и забыли, как у нас часто это бывает. А ведь ситуация, в том числе и с опубликованной записью переговоров на эту тему Чубайса, очень напоминает события Уотергейтского дела. Не зря со стороны ельцинской администрации было оказано сильное давление на Скуратова, и этот «принципиальный» борец с коррупцией быстренько закрыл дело.


А была бы соответствующая раскрутка, пусть только и в оппозиционной прессе, постоянные напоминания об этом деле, соответствующие мероприятия в Думе, тогда подконтрольной оппозиции, вплоть до ухода из Думы и непрекращающихся уличных митингов, как это сейчас происходит на Украине, и неизвестно, как бы все, в конце концов, обернулось, особенно с учетом коматозного тогда состояния Ельцина.


Провал «великого администратора» ставил режим на критическую грань. Теперь кризис в энергетике, влекущий замерзание целых регионов и остановку промышленного производства, грозит в условиях нашей страны возникновением того, что В.И. Ленин как раз и называл революционной ситуацией.


Вот и у КПРФ, которая справедливо не выносит Чубайса, была возможность организовать ему на Дальнем Востоке такую обструкцию на улицах, что у Путина не было бы другого выхода, как его тут же снять и еще тысячу раз подумать над реформированием как энергетики, так и коммунального хозяйства. Но для этого нужно было не заседания и собрания проводить, как будто партия действует в Советское время, а выходить с боевым настроем на замерзшие улицы.


Многие задаются вопросом, как при таких провалах (а к Приморью и приватизации следует добавить еще дефолт, роль в котором Чубайса одна из самых главных, он участвовал в принятии решения о прекращении выплат, и именно он за несколько дней до дефолта договорился с МВФ о выделении 4 млрд. долларов, следов которых до сих пор найти не могут) Чубайсу удается удерживаться на самых ключевых политических и экономических постах в новом российском государстве.


Кем он так востребован? Ведь даже светоча экономической мысли и кумира либералов Гайдара стали в последнее время разумно скрывать от внимания россиян, а этот — все мелькает на экране и несет прежние благоглупости типа создания конкурентной среды в электроэнергетике, которая должна приводить, якобы, к снижению цен на электроэнергию. Это при общем-то дефиците электроэнергии.


Но есть, конечно, еще люди, которые верят в подобные басни, и опыта создания конкурентной среды, хотя бы в нефтепереработке, им мало.


После кризиса в энергетике лопнул миф и об управленческих суперспособностях Чубайса. Даже НТВ уже не рискует в последнее время впрямую славить этого великого реформатора, а ограничивается в стиле жидовствуюшей журналистики высмеиванием идиосинкразии на него у депутатов КПРФ.


Народ догадывается, что и Владимир Владимирович не снимает Чубайса после публичного признания его вины в Приморском кризисе не только потому, что он его «глубоко уважает», и не только потому, что Анатолий Борисович оказался вдруг членом Семьи, а по причинам протежирования Чубайсу более влиятельных сил мирового, можно сказать, масштаба, которым чем больше провалов в России, тем лучше.


И вымерзание населения при температурах в минус 30-40ш до потребных Западу 50 миллионов по своему эффекту может уступать только голоду.


Чубайс добивается передачи электростанций как раз в руки этих «инвесторов». Они-то вырубят рубильник вмиг, без оглядок на протесты населения и «туземную» власть.


Надо думать, что и в случае снятия Чубайса с поста председателя РАО ЕЭС, ему уже уготовано место, достойное его выдающихся управленческих возможностей, типа главы структуры по окончательному «реформированию» ВПК или осуществления Земельной реформы.