Казахи — это негры?..

День печати прошел, а размышления остались…


В текущем году журналисты Казахстана с размахом встретили свой профессиональный праздник, скажем, в южной столице под это мероприятие власти отдали целую площадь. Многие издания, выходящие на государственном языке, в связи с таким поводом взялись в очередной раз сравнивать национальную печать с русскоязычной и искать ответы на вопрос, как стать конурентоспособным по всем направлениям… Этот нескончаемый разговор продолжился и после праздника…


Как всегда, закоперщиком выступила “Алтын Орда”, не боящаяся раскрывать недостатки национальной прессы и всегда открыто говорящая о казахской проблематике в целом. К тому же еженедельник как всегда появляется в южной столице на пять дней позже своего выхода в свет, и поэтому чтение этой газеты оставляет особенное восприятие. Вот и в номере от 28 июня, поступившего в киоски Алматы только 3 июля, можно узнать, как восприняли “алтынордынщики” этот праздник… В своем интервью газете лауреат президентской премии для журналистов этого года Ахас Тажутов (разумеется, на момент интервью еще не лауреат) утверждает, что главным недостатком казахской журналистики является тот факт, что до сих пор отсутствует такое казахскоязычное СМИ, которое было бы настолько качественным и универсальным (в смысле разнообразия актуальных тем), что спокойно отвечало бы вызовам времени. Будь оно в реальности, можно было бы говорить о некой прогрессивной модели казахскоязычного СМИ. Увы, есть отдельные журналисты, появились новые газеты, эффективно завоевывающие аудиторию (“Айгак”, “Алтын Орда”), но сказать, что казахская журналистика имеет сферу влияния, сравнимую с тем, что имеют русскоязычные СМИ, пока нельзя…


О состоянии казахскоязычной прессы на страницах “Казакстан-ZAMAN” (06.07.01) рассказывает спецкор издания по Костанайской области Жайберген Болатов.


Недавно организованный известным политологом-аналитиком Ерланом Кариным пресс-клуб провел “круглый стол” “Настоящее и будущее казахских СМИ”. Обозреватель Берик Калдин из еженедельника “Казакстан” (05.07.01) недоумевает, почему этот “круглый стол” проигнорировали главные редакторы алматинских газет. Однако состоявшийся разговор, в котором приняли участие Кайнар Олжай (главное лицо “Хабар-2”), журналисты Нури Муфтах, Жумабек Жандильдин, философ Гарифолла Есим, оказался занимательным и полезным. Кайнар Олжай, например, указал, что слабым местом казахскоязычной журналистики является отсутствие даже намека на наличие “команды”. Например, сегодняшний костяк одной из самых высокотиражных изданий РК — газеты “Время” составляет команда, которая поднимала “Караван”. В казахских СМИ, по его мнению, такого даже понятия нет, как нет и “командного” издания. В ходе дискуссии выяснилось, что такая ситуация, наоборот, позитивна. Поскольку “команды” работают на определенные силы, а эти силы, в свою очередь, могут преследовать цели, которые несовместимы с интересами казахского народа… Еженедельник “Туркicтан” (07.06.01) тоже отметил этот “круглый стол”. Журналист Есенгуль Капкызы, хотя и отметила трезвые мысли К.Олжая, который прошелся по вечной казахской привычке пойти легким путем, в том числе и в журналистике, сделала акцент на других мнениях. Например, Ж.Жангелдин (странно, “Казакстан” назвал этого журналиста Жандильдиным.-Прим.) уверен, что со стороны государства необходимы резкие шаги, чтобы переломить такое состояние дел, когда русскоязычная журналистика набрала такую силу, что может даже угрожать – ни больше ни меньше! — национальной безопасности. Помнится, на заре независимости настроения у казахской журналистики были совсем иные, — победно-оптимистические. Но оказалось, что рынок ставит суровые оценки… Ученый Г.Есим считает: “Русскоязычные СМИ давно позиционируют себя прежде всего как товар и добились в этом больших успехов в то время, когда казахскоязычная печать всегда стояла на страже интересов суверенитета и национальной идеи. Поэтому не стоит даже сравнивать русскоязычную и казахскоязычную печать, у них разные задачи и цели”. Вновь был задет вопрос об изменениях в законе о рекламе, куда должны наконец войти статьи патерналистского характера, которые остановили бы демпинговые цены на рекламу в казахских СМИ. Плохую службу оказывают казахской прессе и в целом пропаганде государственного языка различные международные организации и фирмы, которые под лозунгом построения “гражданского общества” игнорируют казахский язык, выделяя средства только на русскоязычные проекты. Видимо, основываясь на замечаниях участников обсуждения и других своих впечатлениях, автор материала приходит к выводу, что пора бы официальной Астане четко очертить свою позицию относительно изданий, выпускающихся на государственном языке. А в будущем бороться за распространение казахского языка, избегать пропагандировать чьи-то групповые интересы… Все вроде бы правильно в данной статье, но почему тот же Г.Есим не учитывает того, что при желании и казахскоязычное издание можно сделать товаром и проводить в этом издании далекую от интересов казахского народа политику?! И еще по поводу этого “круглого стола”: – ни одно издание так и не осмелилось поведать, что некоторые участники весьма нехорошо отзывались о казахской прессе, в частности, “Егемен Казакстан” и “Жас Алаш”… Иными словами, информацию читатель получил уже отпрепарированной. Разумеется, и русскоязычные СМИ могут в подобных случаях подавать отцеженную информации, но казахским-то СМИ сегодня как воздух нужна именно правдивая подача информация: ты сначала расскажи в точности, что было, что сказали, а уж потом рассуждай и делай выводы…


С казахской журналистикой связан и материал в “Казак эдебиетi” (06.07.01), где напечатана рецензия Амирхана Мендеке на книгу публицистики главного редактора “Жас Алаш” Нурторе Жусипа. Называется сей сборник “А чем хуже иных?” Автор рецензии считает, что это — выдающаяся книга. Например, вывод Нурторе о том, что “Если Казахстану плохо, то они радуются (они – это оппозиция в лице Своика, Масанова, Алдамжарова, Куттыкадама и т.п.-Прим.), а если Казахстан радуется, то они горюют” представляет самую-самую точную и самую правдивую характеристику казахстанской оппозиции. Каждый эпитет в адрес автора книги, который и “мобилен”, и “глубок”, и “профессионален”, завершен восклицательным знаком. Между тем книга в основном собрана из статей последних лет, опубликованных в массе своей на страницах родной (роднее некуда!) для Н.Жусипа газеты “Жас Алаш” и что-то трудно припомнить, чтобы по их поводу кто-то сильно и заметно восторгался хотя бы формальным образом. Скажем, творчество таких коллег Н.Жусипа, как Уалихан Калижан, который тоже баловался красочными аналитико-натуралистическими зарисовками из аульной и прочей окружающей нас базарной жизни, отмечал даже русскоязычный “Караван”. А может, собранные в одной книге они и впрямь начинают жечь глаголом сердца читателей?! Да нет, ответ здесь прост и незатейлив. Зря уважаемый Кайнар Олжай говорит, что в казахской журналистике нет команд. Они есть, это целые идеологические направления, и сосредоточены они не в одном издании. Скажем, “Жас Алаш” и “Каазак эдебиетi” — это одна команда. И все, что ни делается за пределами этой команды, никогда не удостоится восклицательного знака и наоборот… Допустим, Н.Жусип сетует в одной из своих замечательных миниатюр, что слишком много выросло казахов манкуртов: “Они в основном выросли в благополучных семьях, имеющих достаток и доступ к власти”, которые презирают свой язык, увлечены Западом и т.п. Ради того, чтобы доказать несомненную ценность и величие “своего игрока” ,А.Мендеке ударяется в следующие аналогии: “Невольно вспоминаются шестидесятые годы в США, когда поднялись за свои права негры: “Мы тоже граждане своей страны! Почему нас нет на вершине пирамиды?” Особенно проявила себя негритянская молодежь. Что надо было делать? Правящая элита США нашла противоядие. Вся мощь и дерзания негритянской молодежи были направлены в спортивные и музыкальные достижения (а музыка при этом дешевая? Поп-, рок-, реп. Вот таким образом негры оказались вне властных мест. Сегодня молодые негры мечтают только об одном: как стать знаменитым спортсменом или музыкантом. Бороться за власть, вмешиваться во властные дела они давно перестали…”. Вот и у наших, как далее пишет автор рецензии, похожие проблемы: “Почему мы внизу? Почему политическая власть (воля) у нас низки? Кого мы хуже? Вот такие вопросы пробуждает в человеке Нурторе…”. От такой рецензиии поистине захватывает дух. Но, оторвавшись от нее и придя в себя, вспоминаешь, что все выглядит несколько по-иному. В том числе в коридорах власти. Там нет негров, но зато очень много казахов. И слава богу! Причем говорящих и понимающих по-казахски куда больше, чем казахов типа У.Джандосова. Соотношение примерно 1 к 10.


Газеты полны персонами современными и историческими


На неделе казахская печать была на редкость персонифицированной. В том смысле, что одни известные личности давали интервью, о некоторых подробно рассказывали, другие появлялись на страницах газет как авторы статьи, а о иных просто вспоминали…


В “Егемен Казакстан” сотрудник президентской канцелярии Махмут Касымбеков рассказал о своей работе и заодно чуть-чуть о президенте.


Народный писатель Абиш Кекилбаев и по совместительству государственный секретарь РК в связи с посмертной книгой поэта Жараскана Абдрашева выступил с пространной рецензией-реквиемом. Мырзатай Джолдасбеков, ректор столичного госуниверситета им. Льва Гумилева, дал обширное интервью журналисту “ЕК” Сулеймену Мамету. Главный мытарь страны Зейнулла Какимжанов не устает раздавать интервью – в этот раз он ратовал за налоговую культуру в интервью главному редактору “Егемена…” Ержуману Смайылу. Лауреат Госпремии народный писатель Дулат Исабеков поразмышлял о национальном духе и кульутуре. А шеф МКИОС Мухтар Кул-Мухаммед рассказал о значении ЮНЕСКО тюркоязычных стран – организации ТЮРКСОЙ. Это все было в “Егмен Казакстан”. А вот в “обыкновенном” “Казакстан”, видимо, в связи с выходом парламента на каникулы большое интервью дал депутат Оразалы Сабденов. В этом же номере “Казакстан” беседовал с журналистом Бериком Бейсенулы известный политик, лидер “Гражданской партии” Азат Перуашев. Он, в частности, отметил, что его партия не имеет побочных “заграничных” средств и что зря по этому поводу напускал на его партию проверяющие органы Своик…


“Жас Алаш” оказался не менее насыщенным, чем “Егемен”. Помимо текущей информации и хроники новостей, интеврью с официальными лицами (спикер верхней палаты) на неделе в газете было немало интересных материалов исторического характера. Так, журналист Макен Уактегi попытался восстановить обстоятельства смерти Кайрата Рыскулбекова: “Не мог человек, прыгавший от радости, что ему расстрельную статью заменили на двадцатилетний срок, покончить жизнь самоубийством…”. Версия журналиста – К.Рыскулбекова убил его сокамерник Васюк. А непосредственными заказчиками выступили те, кто осуждал его. Т.е. высокие чины из правоохранительных органов, которые, скорее всего, являются казахами по национальности. “Жас Алаш” опубликовал очерк сотрудника госмузея Акедiла Тойшанулы про Оспан-батыра, предводителя казахов, проживавших на восточной стороне Алтая. Этот человек широко известен в Китае и Монголии, воевал как против Гоминьдана, так и против коммунистического Китая. Последний реальный казахский батыр, павший жертвой больших геополитических игр между Пекином и Москвой в начале пятидесятых. А воевал за суверенитет проживавших в Китае и Монголии казахов почти 30 лет. В истории Китая и Монголии до сих пор он описан как “бандит”, “панисламист” и “пантюркист”. Им пугали детей. У монголов до сих пор сохранилось ругательство: “Будь ты проклят, отродье Оспана!”, которое применяется во время острой ссоры с казахом.


Журналист Жанарбек Ашимжан посетил Жанну Бакенову, юную артистку цирка, которая в апреле этого года разбилась, упав вместе с партнером по номеру (воздушная акробатика) Петром Трестиным из-под купола Карагандинского цирка… Она до сих пор не знает, что ее партнер и учитель П.Трестин мертв. Сама Жанна получила множество переломов и сейчас прикована к постели. Но самое печальное и неприятное заключается в том, что фирма “Астана-холдинг”, которая в эпоху кажегельдинских реформ взяла в аренду здание Госцирка на 20 лет, ничем не помогла артисту, который приписан именно к алматинскому цирку…