Преимущества коллективной безопасности.

О них рассказывает генеральный секретарь СКБ Валерий Николаенко


ИЗ ДОСЬЕ «НВО»


Валерий Дмитриевич Николаенко родился в 1941 г. Закончил Московский государственный институт международных отношений. На дипломатической работе с 1964 г. Работал в посольствах СССР на Кубе, в Мексике, США. В 1987-1988 гг. — посол СССР в Колумбии, в 1988-1990 гг. — посол СССР в Никарагуа. В 1991-1992 гг. — заместитель министра иностранных дел. Посол России в Греции в 1992-1997 гг., в 1997-1999 гг. — посол России в Казахстане. 24 мая 2000 г. на сессии Совета коллективной безопасности назначен генеральным секретарем СКБ. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет испанским, английским, французским и греческим языками. Кандидат исторических наук. Женат. Имеет дочь.


— Валерий Дмитриевич, 25 мая 2001 года в Ереване состоялась сессия Совета коллективной безопасности. Как бы вы охарактеризовали ее итоги?


— В целом, по моему мнению, сессия СКБ в Ереване подвела первый итог качественно новому этапу процесса военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ), охватывающему практически все основные аспекты такой интеграции. Осуществлен выход на конкретное определение параметров региональных систем коллективной безопасности и организацию их силовой составляющей.


Все президенты государств — участников ДКБ положительно оценили проведенную работу. Они выделили ряд важных моментов, которые характеризуют нынешний этап формирования системы коллективной безопасности. В частности, президент России Владимир Путин заявил, что Договор наполняется новым содержанием и все участники ДКБ без всякого сомнения и исключения заинтересованы в организации и объединении усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом любой формы, прежде всего с религиозным экстремизмом.


По словам президента, первый шаг сделан с созданием Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). Второй шаг — создание объединенной группировки. Но это движение должно быть постепенным, в зависимости от объективной ситуации, которая складывается в регионах, а в данном случае в Центрально-Азиатском.


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высоко оценил факт создания КСБР в Центрально-Азиатском регионе. Он отметил, что сессия СКБ в Ереване является прорывом, поскольку приняты три важных документа: о создании сил, о формировании КСБР, об организации управления этими силами.


— Таким образом, впервые за историю Договора речь идет о создании военной составляющей ДКБ?


— Да, в Ереване впервые принято решение о создании многосторонних сил — военной составляющей Договора для противодействия международному терроризму и воинствующему экстремизму. Это найдет свое выражение в формировании Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона как для участия в отражении внешнеполитической агрессии, так и для проведения совместных контртеррористических операций. На сессии подписаны соответствующие нормативно-правовые документы, которые позволят осуществить практическую реализацию данной идеи. Таким образом, создается материальная сила сдерживания, которая явится реальной преградой в борьбе с вооруженными бандформированиями. Параллельно будет продолжаться формирование региональных группировок на других направлениях — Восточноевропейском и Кавказском, создаваемых на двусторонней основе.


Принципиально важное значение имеет подписание главами государств Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств — участников ДКБ. На основе принципов международного права и с учетом международных обязательств по мерам укрепления доверия и безопасности заявлено о намерении сформировать единую систему коллективной безопасности.


В статье 2 Протокола зафиксировано, что в случае совершения акта агрессии против любой из сторон по просьбе одной или нескольких сторон формирования региональной группировки войск (сил) одного региона (района) коллективной безопасности могут участвовать в отражении агрессии (вооруженного нападения) в другом регионе (районе) коллективной безопасности в соответствии с положениями статей 4 и 6 Договора.


— Как вы считаете, на ереванской сессии удалось согласовать внешнеполитические позиции государств — участников ДКБ по вопросам общей ситуации в мире и проблемам укрепления стабильности?


— Безусловно. Ереванская сессия СКБ стала именно тем местом, где происходило согласование внешнеполитических позиций по вопросам общей ситуации в мире, по проблемам укрепления региональной, международной безопасности и стратегической стабильности. Можно констатировать, что складываются по-настоящему союзнические отношения между участниками ДКБ. В ходе дискуссии и в заявлении глав государств нашло свое отражение полное совпадение взглядов по ключевым моментам развития ситуации в мире. Эти общие позиции во многом подкрепляют ту практическую работу, которую проводят государства и в международных организациях (ООН, ОБСЕ, СЕАП и др.) по вопросам ПРО, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой оружия. Состоявшийся обмен мнениями об усилиях, предпринимаемых государствами в отношениях с европейскими и азиатскими организациями безопасности, несомненно, будет способствовать повышению роли Договора.


Такое единодушие, совпадение позиций и взглядов явилось некоторой неожиданностью для международных наблюдателей. Они также отметили отход от тенденции принятия декларативных заявлений и переход к практическим шагам по совершенствованию системы коллективной безопасности.


— А когда конкретно будут сформированы Коллективные силы быстрого развертывания?


— Срок формирования КСБР определен вполне конкретный. К 1 августа Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан выделят в КСБР по батальону с соответствующими силами и средствами, что составит около 1300 человек. В настоящее время формируется орган управления КСБР.


— Какова реакция руководства Киргизии на решение о дислоцировании штаба КСБР на территории республики?


— Президент Киргизии Аскар Акаев приветствовал решение о создании в Бишкеке постоянной оперативной группы штаба КСБР и заявил о том, что для ее деятельности будут созданы все необходимые условия.


— Как вы полагаете, в каком направлении будет развертываться дальнейшая интеграция стран-участников ДКБ?


— Что касается Центрально-Азиатского направления, то важный шаг, по моему мнению, сделан с созданием КСБР. Далее речь может пойти о создании объединенной группировки. Но это движение должно быть постепенным в зависимости от объективной ситуации, которая складывается в Центрально-Азиатском регионе.


Следующим этапом должно стать налаживание взаимодействия, образование системы управления региональными группировками войск (сил), которые созданы на различных направлениях. Правовой основой этого является Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств. В нем отражено, что каждая из региональных группировок должна найти свое место в общей системе коллективной безопасности, с учетом различий в законодательствах государств, их географического и стратегического положения.


По этому поводу президент Белоруссии Александр Лукашенко сформулировал общее понимание того, как должно организовываться взаимодействие различных региональных систем на данном этапе. По его словам, Белоруссия с учетом положений своей Конституции, не позволяющей использование войск страны за ее пределами, обеспечивает безопасность участников ДКБ всеми силами и средствами на Восточно-европейском направлении вместе с Российской Федерацией. В других регионах, как, например, в Центрально-Азиатском, Белоруссией остальным государствам-участникам ДКБ будет оказываться военная, военно-техническая, гуманитарная и другая помощь. Такая схема может применяться и для других регионов.


Исключительно важное значение имеет создание межгосударственного органа военного управления системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ. Принято решение сформировать такой орган в составе Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ на данном этапе в рамках его численности и выделяемых средств. Эта структура будет решать задачи практического формирования региональных систем коллективной безопасности и организации взаимодействия между ними.


— А что можно сказать о проблемах военно-технического сотрудничества?


— Этому вопросу уделяется в настоящее время не меньшее внимание. Соглашение по ВТС было подписано еще в июне 2000 года. Сейчас завершается процесс его ратификации в странах-участницах и создаются условия по его реализации. В частности, в Российской Федерации вскоре после саммита в Ереване утверждена Концепция государственной политики РФ в области ВТС со странами Договора, которая откроет возможность осуществлять сотрудничество с ними на льготных условиях. Есть и другие наработки в этой сфере. Кстати, межгосударственный орган военного управления сможет взять на себя задачи налаживания взаимодействия и в области ВТС.


— Видимо, после ереванской сессии задачи органов ДКБ будут конкретизированы?


— Новые задачи, стоящие перед государствами-участниками ДКБ, требуют более четкой организации работы Совета коллективной безопасности, его консультативных органов — Совета министров иностранных дел (СМИД), Совета министров обороны (CMO), Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) и рабочих органов: Комитета начальников штабов вооруженных сил государств-участников СНГ, Секретариата СКБ.


С этой целью учрежден пост председателя СКБ, в состав Совета введены секретари советов безопасности. На сессии с участием президентов будут выноситься наиболее крупные проблемы. Текущие оперативные вопросы, входящие в компетенцию СМИД, СМО и КССБ, будут в межсессионный период решать эти органы.


— Договору о коллективной безопасности исполняется уже 10 лет.


— В канун этой даты особо следует подчеркнуть, что Договор остается открытым для присоединения всех государств, разделяющих его цели и принципы. Участники ДКБ выступают за налаживание взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, с международными организациями безопасности. Ни одно государство не рассматривается ими в качестве противника. Они видят создаваемую ими систему коллективной безопасности как составную часть общеевропейской системы безопасности, а также формирующейся системы безопасности в Азии.


— Как вам видится будущее ДКБ?


— Основная цель ДКБ — поддержание стабильности и безопасности в зоне действия Договора. Тем самым вносится посильный вклад в общее дело обеспечения региональной и международной безопасности. Это, в частности, было признано на недавнем семинаре по вопросам военных доктрин и оборонной политики в регионе ОБСЕ, проходившем в Вене. Участники расценили деятельность, проводимую в рамках ДКБ по противодействию новым вызовам и угрозам, и прежде всего международному терроризму как вклад в общеевропейскую безопасность, а сам Договор — как важный элемент безопасности в обширном евразийском регионе.


Предстоит совершенствовать внешнеполитическое взаимодействие в рамках ДКБ с перспективой превращения его в региональную организацию коллективной безопасности. Я уверен, что у ДКБ большое будущее.