“Мегаполис” — центр притяжения казахской прессы

О национальной элите


“Казак адебиетi” — литературный еженедельник — продолжает дискуссию о казахской элите. На этот раз в спор ввязался академик Манаш Козыбаев. Он утверждает, что “у нас есть национальная элита”. М. Козыбаев приводит свою классификацию сливок общества. Первые — это предводители общества. Они наследники сформировавшегося во второй половине ХХ века великой кучки. К ним относятся писатели, последыши Мухтара Ауэзова, ставшие нынче сами классиками, или же продолжатели дела ученого Каныша Сатпаева, такие, как Салык Зиманов и А. Абдуллин. М. Козыбаев отмечает: “Нет слов, на сегодня казахская национальная элита, может, и истончилась, но, слава богу, она есть”.


Вторые — это те, кто имеет национальную гордость, честь. Они готовы встать на защиту Родины и никогда не пойдут на предательство.


Третьи — это люди, спевшиеся с зарубежным капиталом, подражающие иным традициям и не верящие в свой народ. Им выгодно иметь слабую национальную элиту, поэтому они пытаются переманить ее на свою сторону, суля призрачные дары в виде призов “Алтын адам” и “Тарлан”.


Четвертые — это те чиновники, которые имеют прекрасный внешний вид, но слабы умом. Они кормятся от власти, при этом хотят стать новыми буржуа.


“Как бы то ни было, казахское высшее общество неоднородно. Разделяет его и противопоставляет одну группу другой капитал, и в основном это зарубежный капитал. Зарубежному капиталу не нужно единство нации. Он веками привык повелевать, проводя колониальную политику и разделяя народ”, — делает вывод академик Козыбаев. Он считает мифом, сказкой, что “иностранцы несут цивилизацию и будут заботиться о нас”.


Не в первый раз казахская пресса обращает внимание на еженедельник “Мегаполис”. Не так давно газета “Туркiстан” попыталась обвинить нас в пропутинских, пророссийских устремлениях и антиказахских позициях. Нынче “Казак адебиетi” продолжила сию тематику. Куанбек Бокаев встал на защиту нашего автора Азимбая Гали, статью которого подверг критике также наш автор Казис Тогузбаев. Естественно, статья Гали “Прощание славянки” проказахская, а ответ Тогузбаева “Кто вы, доктор Гали, — мальчик Морозов или доктор Геббельс” антиказахская, в “условных” терминах. К. Бокаев считает, что сегодня всем должно быть понятно, что “мегаполисовцы” глушат голоса передовых мыслителей, защищающих национальные интересы, и хотят вернуть Казахстан под покровительство России. Наверное, стоит напомнить, что Азимбай Гали принес свою статью, написанную на русском языке, именно в “Мегаполис”, будучи уверенным, что его проказахский опус будет опубликован. Вызывает большое сомнение, что эта же статья могла бы быть напечатана в той же “Казак адебиетi” или другом казахском издании. Обильное цитирование из статьей, опубликованных на казахскую тематику, свидетельствует лишь, что “Мегаполис” надавил на больное место.


Теме принижения казахской журналистики посвящен материал журналиста Гани Бурканатдинулы в запоздало пришедшей в Алматы газете “Алтын Орда”. “Кто скрывает свою болезнь, тот умирает” — гласит казахская пословица. Для того чтобы вылечить болезнь, прежде необходимо поставить правильный диагноз. По мнению автора, чтобы поднять казахскую журналистику, нужна государственная идеология.


Отсутствие идеологии отражается и в школьных учебниках. Так, “Ана тiлi” приводит пример из учебника немецкого языка для 10-го класса казахских школ издательства “Рауан” 1998 года. На странице 61 пропечатано: немцы – внимательные, смелые, правдивые, дружелюбные, гостеприимные и т.д., казахи – рассеянные, трусливые, лживые, враждебные, негостеприимные. Авторы учебника А. Артыкбаева, К. Рсалды, Б. Есимова и У. Таникина. Как говорится, у казаха нет большего врага, чем свой брат казах.


Бюрократические непонятки


Газета “Жас алаш” поведала очень непонятную историю с переименованием Центрального концертного зала в Алматы. В сентябре 1999 года постановлением правительства очагу культуры было присвоено имя популярного композитора Шамши Калдаякова. Но уже в октябре на верхней части здания красовалась надпись: “Государственная филармония имени Джамбула”. Что произошло и кто виноват- неясно. Но до сих пор на фронтоне здания, которое официально носит имя Шамши, вписано имя Джамбула.


В том же номере “ЖА” помещена заметка из Караганды. В городе на улице Бухар жырау стоит памятник Ленину, который включен постановлением правительства в список исторических. Желание местных властей переместить его на улицу Ленина, рядом с кинотеатром имени Ленина, вызывает протест местных коммунистов.


И еще немного о личностях. “Жас алаш” предлагает присвоить звание “Халык Кахарманы” легендарному защитнику Москвы в годы Великой Отечественной войны Бауржану Момышулы.


Газета “Ана тiлi” пишет об осквернении памятников почетных граждан на Центральном алматинском кладбище охотниками за цветными металлами.


В постскриптуме информации о заочом судебном процессе над бывшим премьером Акежаном Кажегельдиным Ержан Абдирманов пишет, что ярый защитник прав человека Евгений Жовтис и мечтающий о власти Петр Своик запели привычную песенку о политической составляющей процесса. “Мы не понимаем: разве то, что ранее Кажегельдин был премьер-министром, потом ушел в оппозицию, дает право не быть судимым за преступления? Потом присвоенные Кажегельдиным миллионы долларов – народные деньги. Значит, в первую очередь нарушены права народа. Однако публике ясно, почему господина Жовтиса волнуют права Кажегельдина больше, чем права народа. Нам тоже…”, — написал автор.


Где друг, где враг…


Еженедельник “Казакстан-Zaman” опубликовал материал из Костаная Жайбергена Болатова “Угроза независимости от неопределенности друга и врага”. Автор считает, отсутствие идеологии может повредить национальным интересам страны. Говоря о арабо-израильском конфликте, Болатов считает, что телеканал КТК во всем обвиняет террористов арабов, которые гробят ни в чем не повинных израильтян. Такую же линию ведет и государственный канал “Хабар”, добавляет он. Список можно продолжить: НТВ, РТР и ОРТ. Сколько можно бежать следом за российской информацией? “Если уж мы не можем, открыто поддерживать единоверцев, то хотя бы могли защитить их от напраслины”, — пишет Болатов.


На страницах газеты “Казакстан” политолог Шарипбек Амирбеков рассуждает о политических играх вокруг Центральной Азии. Средняя Азия и Казахстан издавна были геополитически важным регионом. Тому подтверждение новая энергетическая стратегия США, где нефти Казахстана уделено особое внимание. “Афганистан сейчас одно из государств, которое представляет угрозу стабильности Центрально-азиатским странам. Не будет лишним, если скажем, что в ввод 1979 году советских войск в Афганистан был одной из мер, организованных США для распада Советского Союза. Провоцирование ввода войск в чужую страну, кажется, была частью большого плана. Афганский народ в борьбе против советских войск взял ислам за основную идею”, полагает политолог.


Анализируя события последних лет, Амирбеков считает, что одна из мер недопущения политизации ислама – улучшение условий жизни народа. Иначе для отражения угрозы безопасности придется усиливать армию. Но нельзя же все средства бросать на обеспечение безопасности. Это приведет к нарушению стабильности. А государствам, торгующим вооружением это и надо.