Оралманов манит юг, только квот им не дают

Южно-Казахстанская область весьма притягательна для оралманов. Здесь осело около трети этнических казахов, переселившихся в республику за последнее десятилетие. Если всего в Казахстан приехало около 181 тыс. человек, то более 50 тысяч из них приходится на долю данного региона. Только в прошлом году сюда переселилось около 5 тысяч человек. И с каждым годом число оралманов, желающих поселиться в ЮКО, увеличивается.



Очевидно, что главным притягивающим фактором являются сходные климатические условия. Ведь подавляющее большинство оралманов приезжает из теплых стран — Узбекистана, Таджикистана, Ирака, Ирана, Афганистана, Турции. При распределении в северные области многие из них не выдерживают непривычных погодных условий и устремляются на юг.



Немаловажное значение имеет и общеизвестная дешевизна жизни. Так как размер получаемых оралманами пособий и пенсий не зависит от регионального фактора и не учитывает реальную разницу потребительской картины, то, разумеется, здесь им прожить гораздо легче.



Сказывается и историко-географический фактор. Одним из направлений массового исхода казахского населения во времена Великого Джута было узбекистанское. Путь к нему пролегал через территорию Южного Казахстана. Теперь процесс обратился вспять. Люди возвращаются туда, откуда когда-то вынуждены были уезжать. Многие эмигранты по тем или иным причинам не смогли доехать до конечного пункта назначения и остались жить в Узбекистане. Поэтому на территории ближайшего соседа проживает огромная казахская диаспора. Причем, подавляющее большинство из них — уроженцы Южного Казахстана. Практически все они стремятся вернуться на Родину. Кстати, Узбекистан лидирует в списке стран, из которых прибывают оралманы. Половина южноказахстанских оралманов – бывшие граждане Узбекистана. За все эти годы оттуда приехало около 25 тыс. человек (более 6 тысяч семей). Из-за нестабильной взрывоопасной ситуации казахи переселяются оттуда иногда целыми аулами. Чаще всего это происходит по цепной реакции: трогается в путь одна семья, вслед за ней – все остальные соплеменники. Местные специалисты предполагают, что в скором времени из Узбекистана выедут все казахи, а это немалая часть его населения.



Показательно, что оралманов не в силах остановить никакие государственные планы и установки. Многие репатрианты приезжают в Южно-Казахстанскую область добровольно, вне квот. К примеру, в прошлом году из Узбекистана должны были приехать 128 семей, а на самом деле их прибыло более 2000. Типичными стали случаи самовольного переезда оралманов из мест их непосредственного распределения. Бывает даже и так, что наши будущие сограждане иногда идут на сознательное нарушение закона. Так, не дождавшись официального разрешения на переезд из посольства Казахстана, в 1999 году к нам переселилось 14 семей из Узбекистана. По пришедшему вслед разрешению их определили по квоте в Северный Казахстан, но они отказались туда ехать…



Естественно, подобные случаи вызывают большие проблемы у работников миграционных органов. Ведь государство направляет средства на каждый регион в соответствии с “запланированным” количеством. Остальные же лишаются законных льгот и пособий и потому обречены на нищенское существование. Конечно же, помочь пытаются всем. В последние годы на область стало выделяться больше средств, но их все равно не хватает. Хотя у ЮКО итак самая высокая квота по всей республике, налицо ежегодное “перевыполнение” плана. Это приводит к постоянной хронической задолженности перед оралманами. Невыполненные обязательства одного года (невыплата единовременных пособий, пенсий, компенсация транспортных расходов, предоставление жилья) переходят на другой. Тем самым создается искусственная задержка для следующих прибывающих репатриантов. Тем не менее, несмотря на все эти значительные трудности, оралманы сознательно идут на этот шаг и даже заверяют письменно об отсутствии претензий при выезде из места их расселения. И это еще раз подтверждает их твердое непоколебимое желание поселиться на этой земле.



Сам факт массового игнорирования государственных квот вызывает вопрос об их целесообразности. Понятно, что государственная миграционная политика исходит из объективных критериев, и введение квот объясняется экономическими, социальными, демографическими и другими причинами. Как признаются сами работники миграционных органов, квотирование – неприятная, унизительная, но вынужденная мера. Невозможно принять всех репатриантов сразу, тем более, поселить всех в одном регионе. Государство заинтересовано расселять оралманов в северных областях, где ощущается большой недостаток коренного населения. И стоит признать, что там у оралманов действительно больше возможностей и перспектив. Но оралманы выбирают юг, и ничего с этим не поделаешь. Фактически процесс переселения репатриантов стал неуправляемым, и это признают сами специалисты.



Призвав бывших соотечественников к возвращению, государство не предоставляет им возможности реализации всех гражданских прав. Хотя Конституция РК гарантирует право свободного выбора местожительства каждому гражданину. Ограничения могут быть продиктованы лишь исключительно интересами государственной безопасности, и они оговорены в специальных комментариях. Ограничения для оралманов входят в особый список — “других причин” (каких именно, не указано): “…лицо, подавшее ходатайство о признании его репатриантом, обязано отбыть на указанное временное местожительство при получении направления”. Чем обоснованы эти «другие причины», остается только гадать. Определенно ясно только одно: квоты явно противоречат провозглашенному правительством равноправию оралманов. И если смотреть на эту проблему шире, то они тормозят сам процесс интеграции репатриантов в казахстанское общество. Что, как известно, является главной целью современной миграционной политики.



Люди приезжают к нам с лучшими надеждами, с искренним желанием навсегда обрести когда-то утраченную Родину. А она вынуждает их совершать двойной переезд – сначала из другого государства, затем внутри страны. Которую они могли и хотели бы считать родной.



Оралманы бывают разные



Слово оралманы стало устойчиво ассоциироваться с понятием «проблемы». Действительно, процесс репатриации этнических казахов породил множество трудностей как для принимающей, так и для прибывающей стороны. Поэтому любая статья на эту тему обречена на острое социальное звучание. Складывается впечатление, что репатрианты привезли с собой на историческую Родину груз проблем, решить которые она, увы, оказалась не в состоянии. Более того, наметилась угрожающая тенденция. Оралманы, по большей степени выступающие в позиции просителей, начали вызывать у местного населения не самые лучшие эмоции. На фоне этого, казалось бы, неразрешимого комплекса проблем положительные примеры кажутся фантастическими. Но они все-таки есть.



В Арысском районе Южно-Казахстанской области проживает 50 семей оралманов, прибывших вне квоты из Джизакской области Узбекистана. В отличие от других репатриантов они не стали требовать от государства денег, пособий, жилья и т.д.. Единственная их просьба заключалась в предоставлении им земельных участков. Обо всем остальном они обязались позаботиться сами. По-видимому, сказались долгие годы проживания в Узбекистане, где, как известно, сельчанина кормит земля. И наши соплеменники впитали в себя здоровую дехканскую жилку.



Арысский район такой возможностью располагал. В Жиделинском сельском округе на берегу реки Сырдарья имелись неиспользуемые земли площадью более 1000 Га. Раньше они поливались водой из 3-го жиделинского канала, но в последние годы он пришел в негодность и оказался заброшенным. Не у дел оказалась и земля — из-за отсутствия воды и ухода она покрылась густыми зарослями жингила. Оралманы просили дать им эти земли и доставить туда воду. Местный акимат пошел им навстречу. Каждой семье выделили по 4 Га — всего 200 Га. Руководство области выделило 3 млн. тенге на восстановление канала. Оралманы своими силами расчистили выделенные им территории от зарослей и засеяли их хлопком. Для объединения общих усилий и достижения лучшего эффекта объединились в 2 крестьянских хозяйства: «Карпык» и «Жаркинбек». Сейчас полным ходом идет поливной сезон. По словам теперешних арысцев, воды вполне достаточно. И теперь им остается надеяться только на благосклонность судьбы: если им удастся собрать хороший урожай и выручить деньги, то на них они перевезут свои семьи, обзаведутся необходимыми вещами. И вообще окончательно пустят здесь свои корни, а значит обретут уверенность.



Правда, проблемы все же есть и связаны они с отсутствием у них правового статуса. Прибывшие вне квоты репатрианты, как известно, лишаются законных льгот и на получение гражданства могут рассчитывать лишь спустя несколько лет. Сейчас у них имеется только вид на жительство. Но местные органы обещали помочь в решении этого вопроса.



Пример арысских оралманов можно без всякой натяжки назвать уникальным. Это редкий случай, когда оралманы не жалуются на жизнь и не ждут какой-либо помощи извне, а сами заботятся о своем будущем. Их активной жизненной позиции стоит поучиться не только оралманам.


Лаура Копжасарова, Шымкент