Время разбрасывать камни, время собирать их


Последняя неделя лета была насыщена событиями. Казахстан отпраздновал шестую годовщину Конституции, отметил десятилетие закрытия Семипалатинского ядерного полигона, прошла международная конференция, “Навстречу миру, свободному от ядерного оружия”, президент страны Нурсултан Назарбаев побывал с рабочей поездкой в Алматинской области, в школах прошел “День знаний”.


Народ Казахстана является единственным источником государственной власти?


“Деловая неделя” напомнила читателям их права, прописанные в Конституции страны, о которых мы, кажется, забыли. Но, похоже, красивые и правильные слова остались лишь на бумаге. В действительности, как пишет газета, народ и чиновники живут каждый своей жизнью. Отвечая на собственный вопрос: “Почему мы так дистанцировались? Как долго это будет продолжаться?” редактор отвечает: “Наверное, до тех пор, пока мы реально не начнем управлять государством, иметь реальную возможность отозвать неугодного НАМ представителя власти. А они не просто не поймут, не прочувствуют каждым нервом, что они кровь от крови, плоть от плоти народные. Пока Конституция, Основной закон нашей жизни, не заработает по-настоящему”.


А пока газеты печатают объемные интервью с высокопоставленными лицами. На вопросы “Панорамы” отвечал Даулет Сембаев, бывший председатель Нацбанка, ныне председатель Совета директоров Казкоммерцбанка. Рассказывая о сложностях взаимоотношений с Россией после развала СССР, он отмечает, что “Казахстан получил возможность начать свою историю внешнеэкономических связей, не имея внешних долгов. И все долги, которые имеет сейчас Казахстан, он создал уже сам”. При этом добавил, что в последнее время страна без особых проблем обслуживает внешний долг. Далее речь пошла об успехах.


“Деловое обозрение “Республика” предоставило страницу Нурлану Балгимбаеву, президенту национальной нефтегазовой компании “Казахойл”. По прошествии 10 лет самостоятельного развития Казахстана бывший премьер-министр считает, что “сегодня мы находимся только в самом начале большого пути”. Он верит, что республика может войти в ряд крупнейших нефтяных держав мира, благодаря каспийским углеводородам.


Тем временем еженедельная газета “Новое поколение” опасается, что Каспий “может превратиться в…залив. А именно: в последнее время прикаспийские страны стремительно наращивают здесь свое военное присутствие. И скоро Каспий, вполне можно будет считатсяь эдаким “евразийским филиалом” Персидского залива. Не по географическим понятиям, разумеется. Но по плотности нефтяных амбиций и военно-морского железа на квадратный метр каспийской волны”. Сравнивая военный потенциал Прикаспийских стран в регионе, газета приходит к неутешительному выводу. Вся мощь Казахстана на море-это 17 боевых кораблей, временно дислоцированных в неподходящей гавани торгового порта Актау.


“Новое поколение” дало возможность акиму Алматы Виктору Храпунову рассказать о своей работе. Отвечая на вопрос о том, что ему якобы предлагали пост вице-премьера, Храпунов ответил: “ Никто мне ничего не предлагал…мы все работаем в команде президента. Как он решит, так и будет…Все эти разговоры, досужие вымыслы тоже появляются не просто так. Есть определенные люди, которые хотят дестабилизировать работу нашей команды в Алматы. Это известный прием”.


Киинов сдает Каппарова, “Время По” сдает Киинова


Газета “Время По” считает, что аким Мангистауской области Ляззат Киинов сдает вице-министра энергетики и минеральных ресурсов, бывшего главу “Казахойла” Нурлана Каппарова. Издание полагает, что произошло жульничество по продаже земельных участков вокруг вспомогательного морского порта Баутино в 1998-1999 годах, в которое оказался вовлечен аким области и бывший глава “Казахойла”. Сначала эти земли была сданы в аренду, а затем проданы дочерней фирме “Казахойла” ТОО “Аркашельф”, которая была в свою очередь продана Каппаровым вместе с землей. А теперь в письме к президенту: “Киинов пытается оправдаться и все сваливает на Нурлана Каппарова. А тому, похоже, деваться некуда”, пишут авторы материала. По их мнению, аким “продал более 100 гектаров земель, прилегающих к акватории Баутино, за сумму около 850 тысяч долларов”, когда расчетная стоимость объектов составляет 400 миллионов долларов.


Нюрнбергский процесс” завершен?” вопрошает “Деловое обозрение “Республика”. “Чтобы остановить политизацию судебного процесса над Акежаном Кажегельдиным, властям необходимо пойти на его превращение в некое подобие “Нюрнбергского процесса”, пишет газета. Автор материала М. Адилов полагает, что необходимо тщательно рассмотреть обстоятельства, способствовавшие нарушению закона, роли лиц, работавших рядом и входивших тогда в команду премьер-министра.


Закончилась пора отпусков, и вместе с этим увеличился поток информации из Астаны. По сведениям газеты “Деловое обозрение “Республика” главной темой обсуждения в Астане стал суд над Акежаном Кажегельдиным. Чиновники считают, что процесс и информация на нем озвученная вряд ли улучшат имидж Казахстана за рубежом. Обсуждается возможность отставки Нурлана Каппарова с поста вице-министра энергетики. Также некая политическая группа ищет компромат на экс-министра транспорта Серика Буркитбаева.


Размышляя над проблемой смены первого президента, М. Адилов пишет, что авторитет не передается вместе с должностью, роль арбитра, кем стал Н. Назарбаев, поднявшись над элитой, не каждому по силам, и, подводя итог, он считает – элита не готова к власти. “Сегодня в Казахстане формирование элиты происходит в основном в двух тесно взаимосвязанных сферах… на государственной службе и в крупном бизнесе. Это делает ее односторонней, не способной выполнять в целом свое предназначение”, делает вывод журналист.


Свою неспособность выполнять предназначение продемонстрировали и правоохранительные органы. Как сообщает газета “Новое поколение”, отпущен на свободу лидер преступной группировки, известный под кличкой Атаба. Последнее его задержание ГУВД Алматинской области представило как удачу и победно об этом отрапортовало. Но “при очной ставке потерпевший “не узнал” своего обидчика. Атабу пришлось отпустить. Да еще и извиниться за причиненные неудобства”, пишет “НП”.


Новый алфавит не научит казахскому


Тема перехода казахского языка с кириллицы на латиницу заинтересовала газету “Экспресс К”. Группа ученых — лингвистов в конце июля направила в правительство письмо с предложением ввести новый алфавит. Ответа пока нет, но все же интересно, каким будет решение? Академик Кайдар Абдуали считает, что потребуется 10 лет на подготовительную работу. Пока в Казахстане разработано около 30 проектов по переходу на латинский алфавит. Он полагает, что “резкого перехода быть не может, потому что экономически это невозможно сделать сразу. Но прежде всего нужно осознать необходимость в этом”.


По данным исследования, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия”, о необходимости перевода казахского алфавита на латиницу, высказались 26,5% опрошенных, против высказались 67% респондентов, причем из этого числа 52,7% составляют казахи. Александр Михайлов, директор компании “Комкон-2 Евразия” говорит, что негативных сторон здесь больше, по крайней мере на нынешнем этапе. Припоминая, что казахский язык уже подвергался смене алфавита – с арабского на латиницу, а затем-на кириллицу, он полагает “в случае очередной смены алфавита будет потерян богатый культурный опыт, вся переведенная литература… Будущее поколение будет лишено возможности читать русских классиков в оригинале”.


К судьбе казахского языка обратилась и “Деловая неделя”. В полемических заметках Игорь Денисов пишет, что молчать уже нельзя. Он описывает парадоксальную ситуацию: “В суверенной стране, которая называется Казахстан, большинство населения не знает казахского языка, включая множество титульной нации. Не умеет на нем не только думать, но и писать, и даже говорить. Включая людей титульной нации”. Рассуждения привели его к мысли, “что призывы с высоких трибун изучать казахский язык, культурные традиции – не более чем декларацияСегодня не знать английский для образованной молодежи чуть ли не моветон, а не уметь говорить на родном языке, по – казахски – в порядке вещей”. Меры, которые предлагает Денисов, просты. Он считает, что нужны не разговоры, а конкретная государственная программа внедрения в жизнь казахского языка, углубленное его изучение в школах, использование титров в фильмах. И самое главное “возможности есть, надо полагать, нет желания”, заключает он.