Индивидуализм испортил население?!

На этот раз будут рассмотрены оценки, которые дают алматинцы отдельным личностным качествам человека, а также окружающим людям.


Среди пяти утвердительных вариантов ответа на вопрос “Какие качества, по Вашему мнению, могут способствовать достижению успеха в жизни и укреплению материального положения?” есть такой: “Хитрость и изворотливость”. Наибольший процент согласия с таким подходом к жизни в респондентском разделе “Социальный статус” дали, как это странно ни звучало бы, специалисты – 30,6%… Эта категория вдвое обогнала даже бизнесменов, которые, казалось бы, наоборот, должны на “ура” принимать этот вариант. Однако их “хватило” только на 15%. К тому же уверенность бизнесменов в том, что такие качества, как “честность и порядочность” помогают в “достижении материальных благ” не назовешь низкой – 35%. Хотя ровно столько же деловых людей считает, что именно “наличие денег, связей, знакомства” (косвенно все это — признаки банальной коррупции!) и только это может помочь человеку обрести материальное счастье… Предпочтение в этом жизненно важном вопросе такого качества как “образованность” перед всеми остальными, разумеется, принадлежит студенческой молодежи — 54,2%. С ними солидарны в разделе “Возраст” люди разменявшие пятый десяток, этот слой дал самый высокий процент веры в “образованность” как главного показателя личности – 50,7%. С такой оценкой согласны и рабочие – 52,9% и те, кто не имеет даже среднего образования – 50%. Поистине “ученье — свет, а не ученье – тьма”.


Далее в опросе идет блок, которые высвечивает отношение респондентской базы к такому понятию, как “индивидуализм”. Например, практически все страты, во всех разделах согласились с тем, что “индивидуализм” — это прежде всего “забота о своих интересах”. А с тем, что это прежде всего “отрицание коллективных ценностей” более всего согласились “студенты и учащиеся” (37,5%) и “специалисты” (36,1%).


Далее оценка “индивидуализма” как некоего жизненного подхода рассматривается в прошлом, и в настоящем… Раньше, а под этим “раньше” по всей видимости надо понимать советское прошлое, не все считали его приемлемым для себя. В этом смысле особенно четко градуируются респонденты сквозь призму раздела “Социальный статус”. Непримиримыми противниками индивидуализма в прежние времена являлись нынешние пенсионеры (60%), и далее по убывающей: студенты и учащиеся (37% — как это ни странно!), служащие (40%), специалисты (36,1%), безработные (34,9%), домохозяйки (33,3%) и лишь потом… рабочие (29,4%). Зато руководители как один уверенно признались в том, что такую позицию никто из них никогда не занимал. Святые люди были советские столоначальники!


Но в настоящее время отношение к индивидуализму полностью изменилось. В гендерном разрезе, например, 47,4% мужчин и 46,1% женщин голосуют за индивидуалистический стиль жизни. В этом видимо и кроются причины того острейшего кризиса, который испытывает институт семьи.


Закон сообщающихся сосудов неумолимо действует и в социальном поведении. Коли люди стали индивидуалистами, соответственно они стали относиться друг к другу с определенной долей подозрения. Например, на вопрос “Какие интересы большинство ваших знакомых ставит выше — личные или коллективные?” практически все категории населения ответили в том духе, что прежде всего их знакомые преследуют собственные, личные цели. В таком подозрении объединились даже бизнесмены и рабочие – соответственно 85,3% и 70%… Но в ответах на другой вопрос, уточняющий: “Можете ли вы сказать про себя, что поиск личной выгоды – основная цель для большинства ваших знакомых?”, картина предстает несколько иной. Например, если 50 и более процентов бизнесменов и рабочих вновь выразили единодушие, т.е. положительно ответили на такой вопрос, примерно в таком же духе высказались служащие (рекорд – 56%). Зато, скажем, руководители уже не столь конкретны – всего 25%. Ответ “скорее, не могу” пришелся руководителям по душе больше. Полностью не согласны с такой постановкой вопроса 36,1% специалистов и 26,7% домохозяек…


Завершает опрос фундаментальный вопрос: “Что Вам необходимо, чтобы почувствовать полное удовлетворение жизнью?”. Вариантов ответа целых семь, больше чем на любой другой вопрос (не считая такого – “Затрудняюсь ответить”). Они таковы: “Мир и спокойствие в государстве, обществе”, “Известность и общественное признание”, “Достижение материального благополучия”, “Состояться как личность”, “Обрести гармонию с собой и окружающим миром”, “Достичь полной индивидуальной свободы” и “Благополучие и здоровье детей и близких”. Удивительно, но женщины обогнали мужчин с разрывом в более 10% в понимании и приемлемости таких жизненных идеалов как “Состояться как личность” и “Обрести гармонию с собой и окружающим миром”…


Что касается национального восприятия, то казахи перешли 50% рубеж в прогосударственном измерении “удовлетворения жизнью” (57,5%), а вот русские ответ “Мир и спокойствие в государстве, обществе” приняли только на 46%. Вместе казахи куда более “эгоистичней”, чем русские, поскольку 12,4% казахов испытывают чувство удовлетворения от “известности и общественного признания”, в то время как только 5% русских придают этому значение. Русские более прагматичны – за “материальное благополучие” высказалось 42,3%, а казахи здесь ненамного, но все таки отстали – 37,2%. Русские также отличаются и тем, что оценки чисто индивидульно-личностного характера “Состояться как личность” и “Обрести гармонию с собой и окружающим миром” ставят выше в сравнении с казахами – в совокупности 58,3% русских против 41,6% казахских. Но примерно в такой же пропорции казахи обгоняют своих русских соотечественников в нерациональной тоске по “полной индивидуальной свободе” — 19% против 8,8%. Последнюю разницу видимо можно объяснить тем, что казах, в том числе и благополучный, имеющий квартиру с телефоном, больше зависит от родственных, кланово-родовых обязательств, чем казахстанец европейского происхождения, поскольку даже на работу казах устраивается большей частью по знакомству и рекомендации. Речь, скорее всего, идет об оковах именно такой “несвободы”…


Но наиболее интересно сравнивать ответы респондентов, объединенных не по гендерному или половому признакам, а по социальному статусу. Например, бизнесмены “мир и спокойствие” (40%) ставят намного выше, чем “достижение материального благополучия”. Но чрезвычайно актуальным для этой категории граждан Алматы представляется мечта “Обрести гармонию с собой и окружающим миром” — 30%.. Но зато другие ценят “мир и спокойствие” больше бизнесменов: пенсионеры и инвалиды – 62,5%; безработные – 48,8%; служащие – 52,3%; специалисты – 52,8%. Но самыми “миролюбивыми” оказались бывшие гегемоны – рабочие (73,5%). Зато руководители наиболее скептически относятся к тому, что удовлетворение может принести “мир и спокойствие в государстве, обществе” — всего 25% респондентов, относящихся к данной страте, согласились с таким тезисом. Наиболее важным для них, как и для бизнесменов является “обретение гармонии с окружающим миром” (50%), зато самоутверждение в русле тезиса “состояться как личность” (37,5%) у руководителей в три раза превышает точно такие же амбиции бизнесменов (эти только 10% набрали…). Безработные индифферентно отнеслись к такому показателю, как “известность, общественное признание” (0%). Нет острой надобности у безработного человека и в “полной индивидуальной свободе” (7% — самый низкий показатель). Но в одном все похожи – самый высокий процент удовлетворения все слои населения получают тогда, когда у их детей и близких есть “благополучие и здоровье”. Это и есть главный жизненный идеал человека…


На этом наши заметки на полях соцопроса от “КОМКОН2-2 Евразия” завершаются.


Подготовил материал Дж. Сулеев