Оралманы возвращаются



Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика, заметил как-то Марк Твен. Похоже, что на “правительственном часе” статистике, особенно той, что демонстрирует нынешнее демографическое положение в республике, не доверяли как депутаты, так и сама руководитель Агентства по миграции и демографии Алтыншаш Джаганова. На протяжении двух часов она представляла законодателям данные относительно численности населения, миграции и иммиграции. При этом большинство так запуталось в цифрах, что не преминуло об этом заявить.


Две основные проблемы решает в настоящее время глава Агентства по миграции Алтыншаш Джаганова: это неожиданное массовое возвращение оралманов и еще более многочисленный отъезд граждан из республики. Оба явления прогнозируемы и объяснимы, но до сих пор правительство не сумело хотя бы как-нибудь контролировать эти процессы.


Основной акцент в своем выступлении в красном зале парламента Алтыншаш Джаганова сделала на более оптимистичной теме возращения оралманов. Прежде всего, она заметила, что теперь уже оралманы, как это было несколько лет назад, не покидают Казахстан. Напротив, желание приехать в страну высказывают тысячи людей. Этот процесс принял, судя по данным главы агентства, массовый характер. “Никто не ожидал, что из Узбекистана пойдет такой поток людей”, — заметила она, говоря об основных регионах, откуда возвращаются этнические казахи. Только в этом году в посольство обратилось более пяти тысяч семей с просьбой о предоставлении казахстанского гражданства. Но это не все желающие переехать в республику. Лишь одна десятая часть оралманов охвачена государственной поддержкой. К примеру, узбекские казахи предпочитают, не дожидаясь помощи, просто переселяться в близлежащие к Узбекистану районы нашей страны. Скорее всего, это вынужденная мера, так как квоты, которые государство выделяет для них, мизерны: лишь 362 семьи переселенцев получили гражданство в этом году, а требуется в несколько раз больше. Так, заявила Джаганова, “узбекские” квоты на 2002 год должны быть увеличены как минимум до пяти тысяч семей, однако она убеждена, что эти цифры будут серьезно сокращены. Это связано с тем, что Казахстан не в силах обеспечить такому количеству семей даже необходимый минимум жизненных благ, как то: работа, жилье и пособия.


В то же время откладывать решение этого вопроса нельзя, ибо главными причинами переезда оралманов в Казахстан являются тяжелые социально-политические и экономические условия в странах их проживания. Часто речь вообще идет о сохранении этнических корней. Продолжая эту тему, депутат Сарманов посетовал на нерасторопность казахстанских миграционных служб, которым безразлично, что в Узбекистане происходит скрытое обузбечивание казахов, вынужденных менять в паспортах нацию только для того, чтобы найти работу или иметь возможность учиться. Подобные явления происходят и в Синьцзяне, где, по словам депутата Шерхана Муртазы, ханьцы ведут политику ассимиляции малых народов. Поддерживать оралманов необходимо еще и по другим, более прагматичным причинам: стране нужны квалифицированные кадры, количество которых с каждым годом катастрофически уменьшается. Уже сейчас отъезд 2,4 миллиона специалистов привел к фактическому исчезновению многих отраслей экономики.


Несмотря на то, что основная тема “правительственного часа” была посвящена приему и обустройству оралманов, депутаты затронули вопрос эмиграции из страны, и по их просьбе Джаганова представила следующие данные: на 1 января 2001 года из Казахстана выехало 2 218 649 человек. В это же время прибыло около 500 тысяч оралманов. Таким образом, на конец 2000 года отрицательное сальдо составило более чем 1 миллион 662 тысячи человек. Это, безусловно, неприятные факты, которые глава Агентства по миграции постаралась смягчить более оптимистичными данными. По ее словам, в последние восемь месяцев в республике наблюдается тенденция к сокращению числа выезжающих на ПМЖ. В настоящее время сальдо между количеством покидающих и прибывающих в страну составляет порядка 46 126 человек. Это намного меньше, нежели в аналогичный период прошлого года. Джаганова не стала комментировать причины эмиграции, сказав, что “если экономическое, политическое, моральное состояние в республике будет правильным, то тогда люди выезжать не будут”.


Обилие представленных данных и их оптимистичный характер навели законодателей на мысль, что они не всегда объективно отражают демографическую ситуацию в стране. Так, Тагир Сисинбаев без обиняков заявил, что “есть статистика, но есть и правда”. “Цифры, которые представлены, неверны. Неверны, — заявил он, — и количество населения, и миграционный учет”. Депутат обратился к руководителю агентства с вопросом, в чем причина таких цифровых неувязок. На что Джаганова ответила: что “Агентство по статистике допускает уйму ошибок и запаздывает с данными на 7-8 месяцев”. Ее ведомство располагает более точными сведениями, однако представить их не имеет права, ибо ссылка на данные каких-либо учреждений, кроме Агентства по статистике, запрещена.