Чиновники, которые удивили друг друга



В газете “Деловое обозрение “Республика” вышло интервью с министром госдоходов Зейнуллой Какимжановым. Чиновник довольно осторожно высказался по поводу обсуждения проекта Республиканского бюджета на 2002 год. Но, как считает редакция, даже по этим уклончивым ответам ясно, что “в этом году процесс принятия главного финансового документа страны может серьезно осложниться… и обычный торг вокруг проекта Республиканского бюджета может превратиться в схватку двух ветвей власти за передел влияния в стране”. З. Какимжанов, как известно, завизировал проект закона о бюджете на будущий год с существенными замечаниями: министр считает, что разработчики поддались чрезмерному оптимизму и почему-то решили, что мировой рынок будет более благосклонен к Казахстану в 2002 году, нежели в текущем. Кроме того, чиновник посетовал на решение изъять у местных бюджетов корпоративный подоходный налог, который во многих областях составляет от 20 до 50 процентов бюджета. Как считает министр, тем самым “создаются потенциальные стимулы для роста затратности экономики, для увеличения некоторых видов налогов, поступающих в местные бюджеты, особенно земельного налога”. “Для меня это решение было настолько неожиданным, что я успел только удивиться смелому экспромту своих коллег”, — заявил З. Какимжанов.


“Казахстанская правда”, в свою очередь, опубликовала интервью с Мажитом Есенбаевым, возглавляющим Министерство финансов, которое является разработчиком проекта бюджета на будущий год. Он по поводу предстоящих дебатов “депутаты против правительства” высказался еще более осторожно. Министр лишь заявил, что его ведомство готово “выслушать любые предложения, если они основаны на реальных расчетах и здравом смысле. Точно так же мы готовы отстаивать свои позиции, которые считаем обоснованными”.


С возмездия все только начинается


Разворот посвятила “Деловое обозрение “Республика” военной и околовоенной тематике. Ссылаясь на оценки экспертов, автор статьи попытался дать несколько вариантов, как будет развиваться ситуация после возмездия. Несмотря на то, что арабский мир осудил теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, это не означает, что он безоговорочно признал право США на возмездие. И если ответный удар “окажется неадекватным и применение силы будет избыточным, мир окажется на грани новой глобальной войны, и резкое обострение отношений между Западом и мусульманским миром неизбежно”. А если при этом еще учесть и количество мусульман в западных странах, то ясно, что победителей в этой войне точно не будет. Согласно данным, которые приводятся в статье, 30 тысяч человек из миллионов мусульман, проживающих в Германии, принадлежит к экстремистским исламским организациям. “Террористическая группа “Хамас” насчитывает сейчас в ФРГ до 50 боевиков. Еще 150 арабов, живущих в Берлине, примыкают к другой экстремистской группировке – “Хезболлах”… И после получения соответствующего приказа они в состоянии “проснуться” и начать действовать”. И вполне логично предположить, что если бен Ладен был в состоянии задумать и осуществить теракты 11 сентября, то и следующую фазу он продумал и предусмотрел ответные акции на операцию возмездия со стороны американцев. Последствия терактов не могли не сказаться на Голливуде, причем не только в плане возможных атак на “фабрику грез”, но и относительно кинопродукции: отменены премьеры многих фильмов о терроризме. А на некоторых американских радиостанциях запрещено исполнение антивоенных песен. Под запретом оказались композиции таких исполнителей, как Led Zeppelin, “Pink Floyd”, Джон Леннон.


Тем временем пилоты по всему миру пытаются как-то обезопасить себя от возможных атак террористов. Об этом поведала в очередном номере газета “Известия”. От удивительной беспечности службы безопасности Штатов перешли к чрезвычайным мерам. Американские пилоты запросили для себя право носить в рейсе огнестрельное оружие и производить аресты на борту самолета. “Деловая неделя” дала целую подборку сообщений о том, что ряд крупнейших авиакомпаний мира вынуждены пойти на сокращение штата сотрудников из-за событий 11 сентября. Здесь же на первой странице приведено “пророчество” Фиделя Кастро. Команданте следующим образом оценивает сложившуюся ситуацию: “…В конгрессе Соединенных Штатов была намечена идея всемирной военной диктатуры под исключительной эгидой силы, без законов и без каких-либо международных учреждений. Организация Объединенных Наций, полностью игнорируемая в нынешнем кризисе, не будет иметь какого бы то ни было авторитета и прерогатив; будет только один вождь, только один судья, только один закон”. Человек, не снимающий 40 лет военной формы, знает, что говорит, считает редакция. Кубинский лидер также заявил, что “необходимо избежать войны, последствия которой непредсказуемы и авторы которой признались, что не имеют даже представления о том, как будут развиваться события… Нельзя во имя справедливости использовать трагедию и безответственно начинать войну под необычным и странным названием “Бесконечная справедливость”, войну, которая в действительности может превратиться в бесконечное убийство столь же неповинных людей”. “Время по…” считает, что в свете недавних событий, без сомнения, должен был измениться взгляд Запада на войну в Чечне. И это происходит. Теперь уже никого не интересует мнение Сергея Ковалева, бывшего уполномоченного российского правительства по правам человека, которого еще вчера слушали с таким вниманием. Сейчас он по-прежнему утверждает, что действия российской армии на Кавказе являются государственным терроризмом, но теперь весь западный мир “готов признавать действия России против повстанцев в Чечне, скорее, как борьбу против исламистских экстремистов”. Президент России выразил свое мнение по этому вопросу четко и кратко: “Разговаривать с террористами бесполезно”, кроме того, он достаточно ясно выразил свое представление о чеченцах вообще: “Похищение людей – это часть чеченской культуры”.


“Новое поколение” заинтересовалось проблемой готовности Казахстана принять афганских беженцев. Согласно данным газеты, в Афганистане живет около 300 тысяч этнических казахов. “Подвинуться”, считает автор Ольга Малахова, придется, другого выхода нет. Но вместе с потоками беженцев может возникнуть сразу несколько проблем: возможность терактов на нашей территории, усиление власти шариата и канонов ислама, распространение различных вирусных инфекций, таких, как холера, гепатит, малярия, геморрагическая лихорадка. Поэтому наряду с контролем госслужб и силовых структур необходимы так называемые фильтрационные пункты, чтобы выдержать инкубационный период. Корреспондент считает, что в обеих областях (Южно-Казахстанской и Жамбылской) “к работе готовы, но, если число беженцев превысит ожидаемое, с объемами можно и не справиться”.


О президентских ценностях


В очередном номере “Панорамы” опубликовано интервью с Муратом Ауэзовым, который не ограничился размышлениями о советской эпохе и изложил свой взгляд на нынешнюю ситуацию в Казахстане. Анализ казахстанских реалий, которые охарактеризованы как “трагический карнавал”, “всеобщая игра без правил”, тесно увязан со взглядом на историю, культурное наследие народа. А будущее нашего общества, как считает Мурат Ауэзов, зависит от его искренности, оно должно просто признать, что подлинные ценности являются таковыми. Но сделать это на самом деле будет не так уж и просто, тем более “в ситуации, когда нашим делом корыстно и всерьез занимаются внешние силы”. По мнению М. Ауэзова, Назарбаев мог сделать очень многое в интересах народа, но “подлинные, вечные ценности не оказались более внятно говорящими в нем, чем соблазны разломной ситуации. Настоящий государственный муж… должен обладать умением различать подлинные и мнимые ценности. К сожалению, этого не произошло, и отсюда многие беды и пороки нашего общества”. Отечественные бизнесмены смогли прояснить, каким именно ценностям было отдано предпочтение, признав главу государства “лучшим предпринимателем минувшего десятилетия”. Об этом сообщила газета “Экспресс К”. Как оказалось, на прошедшем в Астане форуме предпринимателей президенту вручили специальный приз “За особые заслуги перед отечественным предпринимательством”. Н. Назарбаев вспомнил, как в 1993 году возил в США начинающих бизнесменов и напоследок заявил, что “пришла пора уходить от торговли к производству”.