Кыргызстан в преддверии ударов возмездия по Афганистану

Кыргызстан оказался в сложной ситуации, в одночасье оказавшись в центре политических интересов мировых сверхдержав.


По мере того, как возможность нанесения США превентивных ударов по Афганистану становится все более реальной, перед Кыргызстаном, как и другими государствами Центральной Азии, встает вопрос о степени участия в борьбе с всемирным терроризмом, имеющей перспективу перерасти в незатухающий десятилетиями региональный конфликт.


После 20 сентября, когда президент США Джордж Буш, обратившись с получасовой речью к конгрессу и американскому народу, недвусмысленно дал понять другим странам: “Вы либо с нами, либо с террористами”, стало ясно, что перед государствами Центральной Азии уже не стоит вопрос о том, захотят ли они присоединиться к Америке в борьбе с мировым терроризмом.


Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности в Кыргызстане Наталья Аблова полагает: “Мы относимся к тем государствам, от которых в нынешней ситуации ничего не зависит или зависит очень мало. До сих пор мы могли позволить себе быть очень провинциальной страной, и это всех в принципе устраивало, но сейчас нам нужна какая­то защита. Нам следует выработать определенную манеру поведения, которая помогла бы нам не стать случайной жертвой начавшейся войны”.


Многие политики страны едины во мнении, что непосредственное участие в намечающемся конфликте грозит Кыргызстану печальными последствиями. И здесь нет особой надежды на членство в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ) и в Шанхайской организации сотрудничества, куда наряду с Россией входит и Китай. Эти структуры, налагая определенные ограничения на самостоятельное формирование страной своей внешней политики, тем не менее в сложившейся обстановке вряд ли способны гарантировать республике полную безопасность.


Депутат законодательного собрания парламента республики Зайнидин Курманов отмечает: “Кыргызстан ­ маленькая страна, и у него должно быть много друзей. Особенно среди соседей. Мы не претендуем на гегемонию в Центральной Азии и поэтому должны быть в одинаково хороших отношениях и с Россией, и с США, и с Китаем, поскольку мы обречены все время блуждать между тремя этими державами”.


Страна находится в регионе, где значительная часть населения исповедует ислам. И, несмотря на то, что большинство граждан здесь осудили произошедшие в Америке теракты, некоторые опрометчивые заявления со стороны США были крайне негативно восприняты населением. В частности, это касается выступления президента Буша, в котором он относительно предстоящей кампании против международного терроризма употребил выражение “крестовый поход”, ассоциирующийся у многих с реальными походами христианских армий против мусульман в средние века.


Заместитель муфтия духовного управления мусульман Кыргызстана Абдылда ажы Асыранкулов выражает большую обеспокоенность по этому поводу: “После 11 сентября незримо ощущается возникшее противостояние между мусульманами и христианами. Автоматически записывать людей, исповедующих ислам, в ряды террористов, как это сегодня повсеместно делается в мире, является большой ошибкой. Это чревато в дальнейшем весьма печальными последствиями для всего человечества. Религиозные распри и поспешные выводы никогда ни к чему путному не приводили. Нужно сначала выявить виновного и только потом наказывать”.


С ним согласна Наталья Аблова: “Если бы не оскорбленное общественное мнение, операция, возможно, началась бы не с военной, а, наоборот, с финансовой составляющей. То есть сначала следовало бы выяснить, где находятся питающие терроризм финансы, удушить их, и все бы пошло нормально. Но американцы требуют адекватного наказания”.


Не секрет, что сегодня Центральная Азия становится самой оживленной геополитической частью мира. Относительно стабильный регион может превратиться в арену жесткой политической борьбы сверхдержав за важную зону влияния. Наряду с этим здесь столкнулись интересы мусульманского мира, поделившегося, в свою очередь, на два лагеря.


Россия, включающая Центральноазиатский регион в сферу своих интересов, серьезно обеспокоена вероятностью усиления здесь степени американского влияния в случае успешного завершения операции. Провал антитеррористической кампании также невыгоден, поскольку в этом случае движение “Талибан” начнет неминуемо расширяться в сторону ее южных рубежей. Однако выступление России на стороне Вашингтона может заставить США признать в регионе геополитические интересы Москвы. Озвученное 25 сентября главой Минобороны России заявление о том, что Россия не намерена напрямую участвовать в военной операции США и их союзников против Афганистана показало, что стратегические опасения перевесили краткосрочные выгоды от прямого вмешательства в конфликт, который может затянуться на долгие годы.


23 сентября, после проведения президентом России Владимиром Путиным телефонных переговоров с лидерами стран Центральной Азии, стало известно, что Москва готова оказать финансовую, военную и техническую помощь силам Северного альянса с целью помочь ему одержать военную победу над “Талибаном”.


Между тем сообщение России о степени ее участия в операции поставило перед Кыргызстаном очередную проблему. Еще год назад лидеры талибов официально заявили, что в случае официальной поддержки Россией или одним из центральноазиатских государств сил Северного альянса они будут рассматривать это как факт объявления войны и будут считать себя вправе перейти южные границы СНГ.


Кыргызстан, как и другие государства Центральной Азии, окажет помощь Северному альянсу Афганистана. Об этом заявил министр внутренних дел Таштемир Айтбаев. По его словам, самая значительная помощь, которую может оказать республика, — это политическая. Однако вполне возможно, что Кыргызстан поддержит официальное правительство Афганистана и экономически. Как отметил министр, Кыргызстан до сих пор поддерживал официальное правительство Афганистана во главе с Раббани и не намерен менять свою позицию.


Председатель комитета по вопросам национальной безопасности парламента страны генерал-майор Исмаил Исаков считает, что так или иначе страна испытает на себе последствия боевых действий на территории Афганистана, поскольку удары по нему вынудят находящиеся там подразделения Исламского движения Узбекистана, воюющего на стороне движения “Талибан”, покинуть государство.


Лидер Исламского движения Узбекистана Джума Намангани был назначен правительством талибов одним из командующих своих вооруженных сил, дислоцирующихся на севере Афганистана. Как сообщил Интерфакс со ссылкой на “афганские военные источники”, в подчинении “главного исламиста Узбекистана” девять тысяч бойцов, готовых воевать против американцев, если те решатся начать вторжение. До сих пор у Намангани и его боевиков были другие противники — правительственные силы Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.


Как известно, в 1999-2000 годах Кыргызстан уже испытал на себе последствия вылазок боевиков Исламского движения Узбекистана, возглавляемого Джумой Намангани. Нескольких десятков террористов оказалось достаточно, чтобы руководство Кыргызстана, осознав всю серьезность положения, объявило тогда о частичной мобилизации.


Генерал-майор Исмаил Исаков полагает, что в результате начала предполагаемой операции в центральноазиатские государства и в, частности в Кыргызстан, хлынут потоки афганских беженцев, что осложнит ситуацию в регионе.


По данным заместителя директора Службы национальной безопасности Мирослава Ниязова, на границе между Афганистаном и Таджикистаном сейчас уже скопилось от 30 до 100 тысяч афганских беженцев. И, как считает глава департамента миграции при Министерстве иностранных дел Толен Турганбаев, “основной поток афганских беженцев пойдет по северному направлению в Кыргызстан”.


В настоящее время Кыргызстан является единственным государством в Центральной Азии, ратифицировавшим Конвенцию ООН “О правах беженцев”, согласно которой обязан предоставлять убежище пострадавшим от последствий военных и иных конфликтов. В кулуарах парламента уже ходят разговоры о целесообразности, во избежание возможной дестабилизации внутриполитической ситуации, денонсировать данную Конвенцию.


Отдельные аналитики выражают серьезные опасения по поводу того, что под видом беженцев в Кыргызстан могут проникнуть наркоторговцы. Но министр внутренних дел Кыргызстана Таштемир Айтбаев исключил вероятность большого наплыва в республику наркотических средств из Афганистана, поскольку отлаженные наркодельцами каналы сбыта наркотиков окажутся, в связи с ужесточением пограничного контроля, малоэффективными.


На фоне ухудшающейся политической ситуации в регионе обострились отношения между отдельными центральноазиатскими странами, которые поспешно приступили к решению своих межгосударственных спорных вопросов. Так, председатель парламентского комитета по международным отношениям, депутат Алишер Абдимомунов заявил, что Узбекистан уже занял несколько спорных территорий вдоль кыргызско-узбекской государственной границы.


Не лучшим образом складываются и кыргызско-казахские отношения. В последние дни соседним государством было депортировано около тысячи кыргызских торговцев. По мнению одного из них, Шайлоо Кобоева, “эти акции со стороны официальных властей Казахстана являются не чем иным, как своеобразной местью нашей стране за попытку ввести плату за пользование гидроресурсами соседними государствами”.


Государственный департамент США призвал своих граждан воздержаться от поездок в Центральную Азию. Республики этого региона в Вашингтоне признаны “зоной риска”. Госдеп рекомендовал членам семей американских дипломатов, а также сотрудникам посольств США и другим американским гражданам по возможности покинуть эти страны. При этом подчеркивается, что каждый гражданин США принимает решение самостоятельно. Тем, кто решил остаться, рекомендовано зарегистрироваться в американских посольствах, принять все меры к повышению собственной безопасности и быть готовыми выехать из региона.


25 сентября Кыргызстан объявил о готовности предоставить США свое воздушное пространство для нанесения ударов по террористам в Афганистане. Акаев подчеркнул, что Кыргызстан также готов рассмотреть в оперативном порядке и другие предложения Америки.