Хизб ут-Тахрировцы Кыргызстана опасаются преследований

Теракты, произошедшие в Соединенных Штатах, вызывают на юге Кыргызстана у членов религиозной партии “Хизб ут-Тахрир”, действующей здесь нелегально, опасения по поводу того, что правоохранительные органы усилят их преследование.


По словам одного из мушрифов Хабибулло, в первые дни после взрывов в Америке было арестовано несколько хизбутовцев, которых, видимо, правоохранительные органы подозревают в связях с международными террористами или же в том, что они могут совершить подобные теракты в Кыргызстане.


Еще в начале августа хизбутовцы распространили листовки, в которых обратились в форме открытого письма к главе государства Аскару Акаеву, депутатам Жогорку Кенеша, органам судебной системы, прокуратуры и другим государственным структурам. Листовки содержали 10 вопросов типа: “Считаете ли вы себя мусульманами?”, “Признаете ли вы Коран истинной и единственной Конституцией?”, “Почему вы не признаете истинно исламские страны своими друзьями, но связываетесь с неверными?” (имеются в виду Америка, Россия и др. западные державы). Хизбутовцы потребовали в этих листовках, чтобы власти в течение 15 дней дали ответы на их вопросы.


Свое мнение по поводу этих листовок высказал исполнительный директор Фонда правового воспитания и образования “Молодежная группа» Абдуназар Маматисламов. Он считает, что поскольку распространение листовок носит анонимный характер, то отвечать на них никто не будет. “Своими действиями хизбутовцы только раздражают представителей государственных и правоохранительных органов”, — заявил Абдуназар Маматисламов. — Вопросы, которые задают хизбутовцы, не больше чем глупость. Это же каждому ясно, и никто никогда не станет отвечать на них. Ответ практически означал бы признание хизбутовцев”.


Заместитель казы Джалал-Абадской области Шакирбой хожи Саттаров соглашается с ним: “Вопросы, которые задаются в листовках, практически не имеют смысла”. Он говорит, что есть законы, которые приняты парламентом страны, есть Конституция, которая определяет путь Кыргызстана как светского государства. “Как можно задавать вопрос “Признаете ли вы Коран своей Конституцией?”, когда у нас уже есть свои законы. Этого я не могу понять”.


Шакирбой хожи Саттаров считает, что в Кыргызстане созданы все условия для свободного вероисповедания, и государство никому не мешает в этом. По его мнению, каждый мусульманин должен держать в душе свои мысли, а не афишировать их, крича повсюду о том, что он истинный верующий. “Хизбутовцы идут по неправильному пути, и их надо направлять на верный путь”, — заключает священнослужитель.


Как и ожидалось, спустя некоторое время хизбутовцы распространили на улицах городов и сел юга Кыргызстана новые листовки, в которых они заявили, что ответом на их вопросы стали аресты их “братьев по вере”.


Как заметил один из правозащитников, “хизбутовцы пишут только сами себе и о себе, никакого влияния на местное население их листовки уже не имеют”.


Между тем прокурор города Джалал-Абада Руслан Усукеев говорит: “Я сам читал эти листовки и считаю, что они содержат в себе призывы экстремистского характера”. Прокурор уверен, что борьбу с хизбутовцами надо вести жестче. “Лояльность по отношению к ним, — утверждает он, — проявлять нельзя. И последняя амнистия, в результате которой от наказания ушли многие члены партии “Хизб ут-Тахрир”, для государства — только минус. Санкции надо ужесточать”.


На вопрос корреспондента IWPR, одобряют ли члены и сторонники этой партии то, что произошло в Америке, мушриф Алишер, например, подчеркивает, что совершенные в США теракты ни в коей мере не отвечают их принципам. “В чем были повинны погибшие там люди?” — спрашивает он. По его словам, те, кто причастен к терактам в США, очерняют своими действиями истинный ислам.


Алишер полагает, что добиться распространения идей партии “Хизб ут-Тахрир” в данное время в Кыргызстане пока трудно. “Если бы многих хизбутовцев посадили в тюрьмы, если бы постоянно избивали сотрудники правоохранительных органов, то нам было бы легче внедрять в сознание людей свои идеи. Можно было бы на конкретных примерах показывать, как государство притесняет мусульман”.


Хабибулло, как и большинство его соратников, также замечает, что доносить до людей идеи “истинного” ислама трудно”. “Иное дело — соседний Узбекистан, — говорит он. -Благодаря политике террора и преследований религиозных деятелей, проводимой президентом Исламом Каримовым идеи партии “Хизб ут-Тахрир” получили там большое распространение. Результатов, которых узбекистанские “дааватисты” добились за полтора года, нам придется ждать десятилетия”.


Московский правозащитник Виталий Пономарев отмечает, что действия “Хизб ут- Тахрира” носят чисто декларативный характер: “Не было еще случаев, чтобы задерживали хизбутовца за применение оружия. Ну и что с того, что они призывают жить по шариату?”


Виталий Пономарев считает, что нельзя сажать в тюрьмы людей только за их убеждения. “В листовках хизбутовцев содержатся только обращения к людям и нет призывов к свержению существующего строя или к каким-либо иным насильственным действиям. Хизбутовцы верят, что при халифате у всех будет хорошая жизнь. Ну и пусть себе верят. От этого ведь ничего не изменится”.


Профессор-социолог Варшавского университета Станислав Запасник, занимающийся проблемами культурной антропологии, в беседе с корреспондентом IWPR отметил, что “Хизб ут-Тахрир” по своей сути безобидная организация. “На Западе исламских фундаменталистов преподносят неизменно как террористов”, — говорит он с удивлением. Но в еще большее недоумение его повергает тот факт, что часто и в азиатских странах правоохранительные и другие государственные органы используют термин “фундаменталист-террорист”.


Члены религиозной партии “Хизб ут-Тахрир” неоднозначно отнеслись к высказываниям о возможном объявлении талибами джихада — священной войны против Соединенных Штатов. Как известно, программа действий “Хизб ут-Тахрира” предусматривает определенные условия, лишь при наличии которых может быть объявлен джихад. Однако хизбутовцы не исключают возможности провозглашения халифом небезызвестного Усамы бен Ладена. В таком случае, заявляют кыргызстанские хизбутовцы, он должен будет признать доктрину их партии как руководство. “В противном случае хизбутовцы просто не поддержат его”, – заключает в конце беседы Хабибулло.


Мушриф Алишер говорит, что воинственно настроенные талибы и пакистанцы не признают ненасильственную идеологию “Хизб ут-Тахрира”, а потому и хизбутовцы не пойдут за ними. “При таком раскладе они, возможно, объявят нас трусами и вероотступниками, — рассуждает Алишер. — Но так как их методы не отвечают требованиям истинного ислама, то их путь неправильный, и мы не будем уподобляться им”.


Аналитики подчеркивают обеспокоенность простых мусульман складывающейся ситуацией и возможностью межконфессиональных войн. “Этого нельзя допустить”, — в один голос заявили верующие, собравшиеся на пятничную молитву в главной мечети Бишкека. “Кыргызстан-страна многонациональная и многоконфессиональная. Здесь не должно быть места для распрей и ненависти”, — считают они.