“Каждый народ заслуживает ту власть, которую имеет”

Существуют проблемы, которые вроде бы касаются всех и в то же время… никого. Например, те же кооперативы собственников квартир, в которых живет большинство горожан, но при этом некоторые не помнят названия собственного КСК, а большинство вспоминает родной кооператив только когда поднимаются цены на коммунальные услуги. И, конечно, мало кто знает, что вот уже год как существует ассоциация “Лига председателей КСК г. Алматы”, в обязанности которой входит защита наших с вами интересов. О том, каким образом она осуществляет свою деятельность, какие существуют проблемы, рассказывает председатель Лиги Римма Филипповна Гречко в беседе с Петром Своиком.


Гречко (Г.): С тех пор, как была организована наша Лига, прошел всего год. Сейчас самым актуальным для нас вопросом является капитальный ремонт. В 1996 году вышло постановление правительства, согласно которому в срок до 1 октября 1996 года должна была пройти инвентаризация жилого фонда с целью выявления аварийного и ветхого жилья, подлежащего сносу или капитальному ремонту, и определены источники финансирования. Постановление правительства не было выполнено, ничего не было сделано, а местные власти не то что пытаются, а уже конкретно перекладывают эту проблему на наши плечи. Мы обратились в городской акимат с вопросом, где нам взять средства на ремонт? Ведь целевых, которые мы получаем от членов КСК, катастрофически не хватает. В ответ горакимат предложил нам собирать дополнительные средства для проведения ремонта с жильцов. Учитывая их социальное положение, размер минимальных пенсий и зарплат, которых едва хватает на покрытие тех же коммунальных услуг, на практике получается, что мы не можем потребовать такие деньги с членов КСК. Поэтому мы выступили с требованием профинансировать ремонт жилья за счет бюджета республики или местных бюджетов.


Своик (С.): Сейчас государство фактически переложило все проблемы на плечи самих жильцов. Более того, оно и в смежных экономических сферах проводит политику таким образом, что это бьет и по коммунальному самовыживанию тоже. Государство должно менять свою политику, делать ее гораздо более социальной.


Г.: Все это, без сомнения, так и должно быть, и мы надеемся, что после того, как прошли парламентские слушания о деятельности КСК, разрешится вопрос о возможности повышения минимальной заработной платы, социальных выплат и пенсий. Кроме того, итогом этих слушаний стали рекомендации парламента разработать государственную программу по проведению капитального ремонта жилого фонда с финансированием из республиканского и местного бюджетов. Конечно, это пока всего лишь рекомендации, сам вопрос еще не решен, но есть хоть какие-то подвижки…


Следующий вопрос, который нас волнует, — тарифообразование. Дело в том, что с момента образования КСК тарифы по теплоэнергии, газу, холодной воде повысились в несколько раз. И еще не раз монополисты пытались поднять цены, но с тех пор, как существует наша ассоциация, к нам стали прислушиваться, защищают наши интересы. Мы, собственно, и Лигу-то создали, чтобы противостоять и Антимонопольному комитету, и монополистам. Почему монополист не изыскивает свои резервы, не старается найти сырье поближе? Ведь у нас очень много точек, где можно взять дешевый газ и уголь, но почему-то мы его получаем в 3-4 раза дороже. Почему это происходит и почему это поощряется как правительством, так и местными властями? Мы эти вопросы поднимали на слушаниях, эксперты наконец-то нас поддержали, а Антимонопольный комитет отклонил предложения по повышению тарифов.


С.: В нашем случае тариф определяется государством и в него входят затраты производителя. Причем монополист всегда старается повысить тариф. А если эту цену знает только чиновник, то с ним всегда можно договориться. Второе: в этот тариф оказывается заложены гигантские бюджетные поборы: и НДС, и налоги на землю и т.д. И получается в итоге замкнутый круг: государство загружает налогами тариф, тариф становится неподъемным, деньги не платятся, бюджет недополучает налоги, а чиновник не видит этой глупости, заложенной в тарифе.


Монополисту без разницы, отдает он энергию жильцам или пускает на ветер, а тому, кто утверждает тариф, все равно надо куда-то потери загнать, и он загоняет их в тариф, то есть фактически люди оплачивают бесхозность. Все это происходит потому, что нет общественного контроля. Вы участвуете в Комиссии по тарифообразованию, но вот вопрос на засыпку: а кто вы такие? У вас есть какие-то решающие полномочия?


Г.: Мы считаем, что есть. Потому что, как я уже сказала, за последний год тарифы ни разу не повысились. И это, на мой взгляд, заслуга нашей ассоциации. С другой стороны, мы, конечно, хотели бы участвовать в формировании тарифа, чтобы люди знали, из каких затрат он состоит. Однако расшифровки тарифов по газу, отоплению, холодной и горячей воде монополисты нам не представили, хотя мы неоднократно запрашивали эту информацию.


С.: А можете ли вы попросить, к примеру, калькуляции бывшего “Трактебеля”, а ныне “Пауэр Консолидейтед”?


Г.: Мы запрашивали, и не один раз, расшифровку этих тарифов, но нам дают не то, что нам бы хотелось. На мой взгляд, сейчас наша основная задача – доказать, что не все можно сбросить на наши плечи, что необходимо рассматривать и изыскивать свои внутренние резервы.


С.: Ну, хорошо, пока оставим этот вопрос, вернемся к проблемам КСК.


Г.: Одна из актуальных проблем – установка счетчиков. Сейчас видно, что нормы потребления явно завышены, это показали приборы учета. Это значит, что и тарифы завышены. Очень своевременна рекомендация Комитета по экономической реформе: акимам областей и городов довести до логического конца реализацию постановлений правительства РК об установке приборов учета и контроля за счет услугодателей. То есть новые правила гласят, что приборы учета должен устанавливать тот, кто заинтересован в этом – монополист. Другое дело, что он имеет право восстановить свои затраты, но сделать это он обязан через тариф.


С.: Но жильцам от этого не легче. Есть принцип, который соблюдается всегда: все затраты монополиста, какими бы они ни были, оплатит потребитель. Поэтому если надо ставить счетчик, неважно, сам ли жилец его купит и поставит или его будет ставить Горводоканал, — все равно придется платить потребителю. Ведь в любом случае объем затрат, которые понес монополист, делится на количество пользователей. И если монополист работает непрозрачно, если в тариф заложены дурные затраты, потери, то все равно ты будешь платить по-прежнему.