Холодная война… из-за мусора

— Где ваш мусор?

— Нету.

— Отдайте!

— Не отдам!


Такой диалог нередко можно услышать в частных секторах южной столицы между жителями и сборщиками мусора.


В то время, когда в самом городе более 100 только зарегистрированных точек скопления бытовых отходов или, грубо говоря, помоек, в частном секторе их практически нет. А его жители в большинстве своем являются ярыми неплательщиками за услугу, которая называется “Вывоз мусора”, и не потому, что у них нет денег, а просто мусора нет.


С опытом пятилетней давности, когда мусор вывозили когда, кому и как приспичит, да и сориентировавшись на “дикий капитализм”, некоторые обитатели частного сектора научились вести безотходное хозяйство.


Вот, например, что, по-вашему, можно сделать с жестяными консервными банками? Выкинуть? Оказывается, им есть другое применение. Их можно очень успешно использовать в качестве арматуры для арминирования (т.е. подливки) фундамента дома, сарая, ступенек, дорожек прежде, естественно, собрав их в большом количестве, а потом расплющив.


А битое стекло, думаете, нужно выкидывать на помойку? По идее, да. Не склеивать же его. Нет, но окончательно раздолбив (конечно, если битого стекла больше 2-3 бутылок), делают стяжку пола, например в бане. По словам успешно проделавших эту строительную работу, этот способ навсегда отваживает грызунов (а они, как ни крути, безусловно, есть) от вашей постройки.


Все эти методы укладки переняты с долей изобретательности у строителей. Но применение пластмассовых бутылок — это выдумка изобретательного ума. Главное — собрать их как минимум 100 штук, затем нанизать их на шпагат, как бусинки. Длина зависит от того, какая нужна для “штор”, которые развешивают на шпалере, палке, железной трубе (в общем, на чем-то крепком, прямом и желательно высоком). И теперь это сооружение ставят на огороде, где оно служит в качестве отпугивателя от назойливых птиц: когда дует ветер, бутылочная штора шевелится, шумит; светит солнце — бутылки переливаются, опять же мешая птичкам уничтожать урожай. Кроме того, пластмассовые бутылки служат как парник для роз, перевозки воды.


Говорить о бытовых отходах вообще не приходится. Многие жители частного сектора иммеют хозяйство: собак, кошек, кур, кроликов, уток, свиней. Все что не годится для строительства и ремонта, отправляется “на стол” живности.


Бумагу, естественно, сжигают.


Вот и получается, что мусора просто нет, потому что он идет в дело.


Дотошные же сборщики мусора не понимают, а скорее не приемлют такой целесообразной переработки отходов, поэтому и происходят постоянные стычки с изобретательными хозяевами. Начинают издеваться: “Если у вас нет — попросите у соседей” или вообще хамить и оскорблять, интересуясь: “А куда вы деваете собачье дерьмо?”, на что им лаконично отвечают: “У нас компостная куча”, а в ответ слышится: “Это не разрешено, не положено”. Дожились: навоза в частном доме, оказывается, не должно быть, тогда как предприимчивые люди ухитряются менять старые поношенные вещи на навоз.


Конфликт между мусорщиками и жителями частного сектора продолжается давно. У некоторых хозяев задолжность за эту услугу за 2-3 года, но они всячески уклоняются от платы за то, чего у них нет. Но, конечно же, основная проблема — это вовсе не наличие или отсутствие мусора, а деньги, которые не поступают в казну.


Установленный тариф за вывоз мусора в частном секторе составляет 77 тенге 55 тиын на одного человека, и не имеет значения, пенсионер или малоимущий. Для стариков такая сумма тоже деньги, да и зачем им два раза в неделю вывоз мусора, если даже килограмм картошки они растягивают чуть ли не на месяц. Банки, стекло, бутылки отдают соседям, домашние животные доедают то, что осталось с “барского” стола. Ну и куда, спрашивается, старики мусор девают?


Сейчас многие жители хотят заключить индивидуальный договор по вывозу мусора, а им опять же отказывают “Не положено, единый тариф на всех. Платите”.


Тем не менее обе воинственно настроенные стороны не намерены сдаваться и идти на уступки: и те и другие говорят: не хотите по-хорошему — пойдемте в суд.


Но пока этого не случилось, два раза в неделю сталкиваются лбами “любители мусора”. У одних его нет, а другие, подбоченясь, кричат: “Такого не бывает! Куда вы его деваете?”, и отчеты о переработке отходов начинаются заново.