Обращение казахской общественности в защиту аулов Багыс и Туркестан

Президенту Республики Казахстан
НАЗАРБАЕВУ Нурсултану Абиш-улы

Премьер-министру Республики Казахстан
ТАСМАГАМБЕТОВУ Имангали Нургали-улы

Процесс делимитации границы Казахстана с Узбекистаном должен завершится уже через несколько дней. Свое решение по границе официальная Астана будет принимать, в основном, опираясь на выводы Государственной комиссии Казахстана по делимитации государственной границы (председатель — Турарбеков Б.Ш.) и Министерства иностранных дел РК (руководители — Токаев К.К. и Идрисов Е.А.). К сожалению, казахская общественность вынуждена констатировать, что оба эти важнейших государственных органа провалили свой участок работы, поставив под угрозу национальную безопасность государства Казахстан, а также сильно подорвав среди казахского народа авторитет Президента и Правительства, их способность защищать землю предков — казахов.

МИД РК ни одного дня не работали в архивах Сарыагаша, Шымкента, Газалкента, Ташкента, Москвы и даже Алматы, в архиве Президента (бывшем архиве Бюро ЦК Компартии Казахстана) с документами, касающимися установления границы между КазССР и УзбССР. В этих архивах имеются сотни документов по делимитации границы Казахстана с Узбекистаном, что могло бы максимально усилить позицию Казахстана на переговорах.

Территория аулов Багыс и Туркестан издавна входила в состав Сарыагашского района. При передаче части территории Бостандыкского района Узбекистану ни в одном документе не шла речь о передаче хотя бы одного га Сарыагашского района ЮКО КазССР в состав УзбССР. МИД РК на этот факт не обращает никакого внимания.

По “Описанию линии” границы КазССР и УзбССР в районе Багыс и Туркестан граница проходит по дороге Полтарацкое — Кокпак, в то время как фактически она проходит по дороге Полтарацкое — Турбат. Между этими двумя дорогами находятся несчастные аулы — Багыс и Туркестан с землями площадью 2.200 га. Узбекская граница таким образом проходит в глубине казахской территории, огибая с тыла эти пограничные казахские аулы. При всем при этом обе дороги проходят по территории Сарыагашского района, о передаче даже части которой никогда не шла речь.

Всего в составе Узбекистана незаконно находится 7.200 га Сарыагашского района.

В Постановлении Верховного Совета КазССР от 21.01.1956 сказано о передаче в состав УзбССР части Бостандыкского района ЮКО, “не включая площади пастбищ, используемых колхозами Джамбульской и Южно-Казахстанской областей на территории Бостандыкского района”. Речь шла об оставлении за современными Толебийским и Казыгуртским районами ЮКО соответственно участка по реке Майдантал и участка по реке Угам. Другая часть Бостандыкского района площадью 418.000 га должна была отойти в состав УзбССР. 15.03. 1956 правительственные делегации КазССР и УзбССР составили Протокол о приёме-передаче части Бостандыкского района площадью 418.000 га. Площадь части района, которая фактически отошла к Узбекистану, АН Казахстана в лице авторитетной комиссии Института географии, установила в размере 502.560 га, а не 418.000 га. Следовательно, кроме участка Бостандыкского района площадью 418.000 га, в состав Узбекистана нелегально без документов перешёл ещё другой участок Бостандыкского района площадью 84.560 га. Данный факт МИД напрочь игнорирует.

Эта территория вдвое превышает площадь приграничных участков, “возвращённых” Китаю после “уточнения” границы. Казахстан просто обязан потребовать возврата от Узбекистана самовольно захваченную южным соседом вторую часть “узбекского” Бостандыкского района площадью 84.560 га (который не входит в состав участка под названием \»418.000 га\»). На участок под названием “84.560 ганет ни одного приёмо-сдаточного акта, и Узбекистан должен без оговорок вернуть его Казахстану. Надо отметить ещё один немаловажный фактор — оба аула Багыс и Туркестан являются этнически казахскими. По данным переписи населения 1999 г., в ауле Багыс этнические казахи составляют 98% населения. Все жители аула, независимо от национальности, в том числе и все 4 узбека, имеют только гражданство Казахстана. В ауле Туркестан этнические казахи составляют 78% населения, а узбеки лишь 10%. МИД, осуществляющий оформление госграницы Казахстан, в течение 10 лет независимости государства до сих пор не имеет ни одного документа по этносоставу аулов Багыс и Туркестан. Более того, Министр иностранных дел РК Идрисов Е.А. даже сейчас, в 2002 г., заявлял, что 80% населения аула Туркестан является этнически узбекским, и это после трёх лет работы МИДа персонально по этим приграничным аулам. Кстати говоря, узбекская сторона на переговорах по делимитации неоднократно предъявляла фальсифицированные документы о якобы этнической узбекскости абсолютного большинства (именно 80%) населения аула Туркестан. Складывается впечатление, что МИД Казахстана до самого последнего времени (и то до вмешательства представителей казахской общественности) свои выводы даже по коренным вопросам основывал на документах, предоставленных партнёром по переговорам.

Из 18 узбекских семей в ауле Туркестан только одна семья проживает с самого основания совхоза в ауле Туркестан, остальные прибыли сюда лишь в последние три года, и не без помощи официального Ташкента. Отсюда понятно, почему вокруг аулов Багыс и Туркестан нет кладбищ с могилами узбеков, есть только одни казахские мазары. Больше того, все близлежащие населённые пункты даже со стороны Узбекистана являются этноисторически казахскими аулами. Другой характерный пример. Начальство и номенклатура совхоза в ауле Туркестан (сплошь этнические узбеки, поставленные Ташкентом) живут далеко от самого аула — в посёлке Май (кстати, тоже этнически казахском), в глубине Узбекистана, ближе к Ташкенту, там же находятся их семьи. И каждый день на работу и с работы они курсируют между этими аулами, не желая оставаться в ауле Туркестан на ночь, хотя для них узбекское правительство приобрело здесь добротные дома.

Из казахов аула Туркестан (80% населения) граждан Казахстана оказалось 253, граждан Узбекистана значительно меньше — 173, а лиц с видом на жительство в Узбекистане — 98.

Практически все казахи аула Туркестан (из числа являющихся гражданами Узбекистана) в массовом порядке одновременно в феврале-марте 2002 г. подали заявления на имя Президента Республики Казахстан и Премьер-министра с просьбой о предоставлении гражданства Казахстана, но с сохранением Туркестана под суверенитетом Казахстана. В частности, они объясняли своё узбекское гражданство не любовью к Узбекскому государству, а бытовыми причинами — необходимостью оформления своего собственного дома. Эта массовая подача заявлений о переходе в гражданство Казахстана ещё раз убедительно показывает истинную волю казахского населения Туркестана в вопросе гражданской и национально-территориальной самоидентификации. Надо отметить, что целью этой массовой акции было содействие МИДу Казахстана на переговорах с тем, чтобы Узбекистан не ставил статистику по гражданству жителей Туркестана в серьёзный фактор по спору о принадлежности этого аула.

Для Президента и Премьер-министра Казахстана должен быть немаловажным этнический фактор также и в более широком аспекте. 70% границы между Казахстаном и Узбекистаном является этнотерриториально казахско-казахской: по обе стороны “этой границы” располагаются тысячи казахских аулов. По данным этнической картограммы территории Узбекской ССР, составленной НИИ этнографии им. Н. Миклухо-Маклая АН СССР на основе переписи населения в 1959 г. (кстати, проведённой силами властей самой УзбССР), следует, что 65% территории нашего южного соседа (от 448.900 кв.км.) являются казахской этнической территорией. Получается, из них почти 30 млн. га. является казахской этнической территорией. Для сравнения, это сопоставимо с территорией объединённой Германии. Казахские земли составляют 90% территории Навоийской области, 75% Бухарской области, 55% Ташкентской области, 85% Республики Каракалпакстан, 30% Жизакской области, 40% Сырдарьинской области и 10% Самаркандской области. Это 26 самых крупных районов Узбекистана. Например, такие этнически казахские районы как Тамдынский или Уш-Кудукский по своей площади больше, чем вся Ферганская долина, где, как известно, расположены сразу три области Узбекистана (Наманганская, Ферганская и Андижанская области). Или другой пример, также этнически казахский Бостандыкский район составляет чуть менее 50% территории Ташкентской области.

Здесь надо отметить тот факт, что именно на казахской этнической территории в Узбекском государстве расположены четыре самых главных экономических ресурса южного соседа — хлопок, золото, гидроэнергетика и газ. Напомним, что благодаря месторождению Мурун-тау (расположенного, что примечательно, у хребта Казах-тау, в этнически абсолютно казахском Уш-кудукском районе Навоийской области, на северо-востоке пустыни Кызыл-Кум) с его 2.000 тонн золота, Узбекистан вышел на 8-е место в мире по запасам и добыче золота. Насколько крупным является газовая отрасль на казахской земле в Узбекистане можно судить по простому факту. В советское время от месторождения Газды, расположенного в казахской части Бухарской области (юг пустыни Кызыл-Кум), к Центральной России было протянуто аж целых пять параллельных газопроводов самого большого диаметра, Газды снабжал газом всю Москву. До сих пор Узбекистан успешно шантажирует официальную Астану перекрытием газового крана Южному Казахстану и Алматы. Мощные ресурсы гидроэнергетики и большие хлопковые площади созданы в Узбекистане в том числе за счёт строительства Чарвакского, Шардарьинского водохранилищ (искусственных озёр), а также Айдаркольского суперводохранилища (настоящего искусственного моря), на новоприобретённых от казахов землях Узбекистан радикально увеличил свои хлопковые плантации. Во многом именно по этому и обмелела крупнейшая река Центральной Азии — Сыр-Дарья. В результате такой хлопковой жадности властей Узбекской ССР и Союзного центра, Москвы, по существу за счет отъема казахской земли и произошла Аральская катастрофа планетарного масштаба.

В худшем случае у Астаны есть вариант размена территориями и скрытой купли-продажи аула Туркестан. Например, Молодёжный комитет по защите Багыса и Туркестана уже предлагал Министру иностранных дел Казахстана вариант передачи Узбекистану этнически узбекского кишлака “Маяк” Мактааральского района ЮКО, где этнические пропорции между узбеками и казахами, по данным переписи населения Казахстана 1999 г., следующие: 1.667 узбеков и 268 казахов. Взамен, думается, с учётом правового и морально-этнического превосходства казахстанской стороны, официальный Ташкент смог бы отказаться ото всех спорных участков, при этом сохранив своё лицо перед своим народом, как спасителя узбекского кишлака, мирно “возвращённого” в лоно узбекской Родины.

Немаловажным выглядит в связи с этим и предложенный самой Астаной проект строительства Узбекистаном на участке побережья Каспия (принадлежащим Республике Казахстан) морского терминала для увеличения узбекистанского внешнеторгового оборота на Европейском направлении.

Напоследок хотелось бы напомнить, что по транспортно-транзитным, а значит и по геоэкономическим основаниям (для Узбекистана выход на мировой рынок, в Европу проходит практически только через Казахстан, занимающий всю территорию между Каспием и КНР), вкупе с громадным сухопутно-танковым превосходством (5.000 танков Казахстана представляют собою целых 8 мощных танковых армий, прежде нацеленных на Западно-Китайский театр войны СССР), Казахстану нечего сильно беспокоиться за серьёзный уровень силового давления Узбекистана. Тем более, что Астана, хотя и поздно, но начала разработку Аманкельдинской группы газовых месторождений, призванных освободить Казахстан от унизительной газовой зависимости от узбекского “родственника”.

В этих условиях требование казахстанской общественности одно — КАЗАХСКИЕ ЗЕМЛИ, ЗАКОННО ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ ЗА ИХ ХОЗЯИНОМ, в частности:

1) аулы Туркестан (с кладбищем Коз-Багар);

2) самовольно захваченная Узбекистаном территория Бостандыкского района (с границами на 15 марта 1956 года), за исключением законно отошедших Узбекистану 418.000 га;

3) самовольно захваченные Узбекистаном 7.200 га Сарыагашского района;

4) 5 казахских аулов в Арнасайской впадине (Аманкельды и др.) должны быть возвращены казахскому народу в лице Республики Казахстан;

5) земли Кзыл-Ординской области (с казахским аулом Шопан-Казган и другими) не должны вновь передаваться Узбекистану.

Это и должно быть зафиксировано Договором о делимитации границы.

Председатель Общественного штаба “Багыс” Орал САУЛЕБАЙ

Председатель Молодёжного комитета по защите Багыса и Туркестана Ермек НАРЫМБАЕВ