Земля — крестьянам?

“ХАБАР — Жетi-кун”

“Даешь частную собственность на землю!”

\"\"

Как и положено главному официозу страны свой еженедельный выпуск информационно-аналитической программы “Жетi Кун” агентство Хабар начало с послания президента Нурсултана Назарбаева. Основной темой послания стало сельское хозяйство республики. Как заявил глава государства, с этого момента селу будет оказываться всяческая помощь.

Вообще, большая часть воскресного выпуска программы была так или иначе связана с сельским хозяйством. Но основное внимание, конечно же, привлек вопрос о введении частной собственности на землю. Нурсултан Назарбаев надеется, что именно парламент этого созыва все-таки примет данный закон.

Несмотря на то, что закон вызывает на сегодняшний день немало споров, аналитики Хабара все же попытались показать все преимущества данного нововведения. Помимо гостя программы – владельца агрофирмы “Ажар той” Нурлана Тлевлесова, был и специальный репортаж об удачливых казахстанских фермерах, призванный, видимо, показать народу как надо работать. Впрочем, оговорка все же была, у героев сюжета были стартовые капиталы, которые и помогли им наладить свое хозяйство. У большего числа отечественных тружеников села таких капиталов нет, а посему и закон о частной собственности на землю стоит им костью в горле.

Помимо традиционного дайджеста событий уходящей недели, был и специальный репортаж о пятидесятой годовщине вступления на престол английской королевы Елизаветы II, которая, несмотря ни на что, не собирается уступать корону своему сыну принцу Чарльзу. О том, как собираются английские монархи и простые смертные отмечать юбилей 76-летней королевы, послушать было весьма интересно, только как это связать с отечественными проблемами, непонятно. Пожалуй, такой сюжет больше подходит для программы “Клуб путешественников”.

И в заключении программы была беседа с художником Ерболатом Толепбаем, который получил престижную международную премию имени Сальвадора Дали.

В целом же, просмотрев программу “Жетi Кун”, в очередной раз поражает разница между государственными и частными СМИ, но она уже в других обзорах.

“КТК — Портрет недели”

Из “эпохи перемен” – на “военное положение”

Артур Платонов начал еженедельную аналитическую программу с того, что объявил: канал КТК подает в суд на министра культуры, информации и общественного согласия и премьер-министра. Подвиг ли это журналистов “самого свободного канала” в день свободы печати или что-то иное, не суть важно. Главное, что причин быть недовольным работой ведомства, по существу, должного защищать средства массовой информации и журналистов, хватает с избытком. А повод, действительно, “железный”. Министерство нарушило статью 26 “Закона о языке”, согласно которой техническую помощь и поддержку СМИ в выполнении этого самого закона должно осуществлять правительство. А раз такая статья в законодательстве есть, то на ее исполнение должны были выделяться и бюджетные средства. Куда подевались деньги налогоплательщиков, выделенные на выполнение закона? — задались вопросом журналисты КТК и подали в суд иск на правительство и родное министерство.

За три месяца в республике было закрыто восемь теле- и радиокомпаний и газет, более десяти СМИ привлечены к суду, и это не предел. Законы наши в силу неопределенности своей трактовки позволяют привлечь к ответственности любой канал.

Следующий сюжет был посвящен все тем же законам “О правовом режиме ЧП” и “О военном положении”. Мухтар Алтынбаев, министр обороны РК, разъяснял всю жестокую необходимость принятия этих законопроектов и под конец признался, что никому не пожелает жить во времена “военного положения”. Сочувствия у журналистов эти откровения, понятно, не вызвали, и последующие интервью с депутатами еще раз объяснили самым непонятливым, зачем режиму нужны эти два законопроекта.

Адвокат Аблязова Алла Рыжкова, выигравшая иск против “Известий”, теперь намерена судиться с журналистом газеты “Караван”, но защищать при этом она намерена не кого-нибудь, а лично себя. По ее словам, репортер слишком настойчиво требовал у нее информацию, звонил по “секретным”, никому не известным, телефонам, в общем, слишком активно занимался тем, чем ему и следует заниматься. Видимо, в какой-то момент он, на взгляд г-жи Рыжковой, преступил невидимую черту. Кстати, деньги, которые Аблязов выиграл у “Известий” (при этом становится непонятным, почему он тогда находится под арестом), он отдал фонду “Журналисты в беде”. То есть деньги, уйдя от журналистов, к журналистам же и вернулись. Но работники “Известий” продолжают считать себя обделенными, и снова мы возвращаемся к непростому вопросу о корпоративной солидарности журналистов.

Военным базам в Казахстане быть – таков был лейтмотив следующего сюжета. С Узбекистаном и Кыргызстаном все более или менее понятно. Тысячи долларов за каждую посадку и взлет американских самолетов для этих стран представляют существенную ценность. Но для Казахстана, богатого полезными ископаемыми, отличающегося, судя по политическим заявлениям, постоянным экономическим ростом, эти деньги – не столь уж и велики, чтобы ради них соглашаться на американское присутствие. Но вопрос уже решен, и скоро янки в дорогом камуфляже станут для нас рядовым явлением, заключают журналисты.

Сюжет о “преступных” действиях “Харрикейн” в подаче КТК не стал неожиданностью. Снова канадцы нарушают права своих подчиненных – граждан Казахстана.

Законопроект “О земле” встретил серьезное неприятие редакторами КТК. Вообще, уже не в первый раз каналы КТК и Хабар, ранее практически единодушные по серьезным вопросам, сейчас расходятся в подаче основных сюжетов. По мнению журналистов, если новый закон будет принят, то огромные пространства тут же превратятся в охотничьи угодья и поля для гольфа. Что касается крестьян, то у них денег для выкупа куска земли нет.

“31-й Канал — Неделя”

Консолидация политической власти

В сюжете о послании президента народу журналисты канала акцентировали внимание на нескольких, на их взгляд, ключевых моментах. Сельскохозяйственную тему они определили главной. Недавно принятый закон о земле уже устарел, не успев поработать. По словам президента на селе стало хуже, чем было. Политический блок выступления главы государства странным образом совпадал с недавними предложениями депутатов, отметили журналисты. Похоже, депутаты предугадывают мнение президента, или президент сначала обкатывает свои идеи на мажилисменах. Это и изменение партийного законадельства, и мораторий на смертную казнь, последнее, скорее всего, сказано для зарубежного партнера.

В тот же день, когда Н. Назарбаев выступал в парламенте с посланием к народу, он подписал и два указа – о создании национального совета при президенте и об усилении роли Ассамблеи народов Казахстана.

Ведущий программы Бекжан Идрисов связывает эти факты с грядущими политическими переменами в стране. По его словам, похоже, Астана, наконец, задумалась над тем, что построено за десять лет. А создание нацсовета — показатель того, что подчиненные главы государства отучились работать самостоятельно.

Национальный совет — совещательный орган, который дает рекомендации по основным направлениям развития страны. 9 лет назад такой орган уже существовал. По словам члена прежнего совета Петра Своика, было проведено всего два заседания. Тогда было всего 15 членов. Удостоверение члена совета было подписанно Н. Назарбаевым и Н. Абыкаевым.

Второй нацсовет будет представлен всем высшим руководством трех ветвей власти страны и плюс представители общественности. Журналисты расценили такой шаг президента как попытку консолидировать команду и создать новый имидж власти, так как последний раскол в политической элите подорвал единство власти.

Предание нового статуса Ассамблее народов Казахстана напомнило журналистам 1995 год, когда, опираясь на него власть распустила парламент.

Новая стратегия Ассамблеи также направлена на поддержку власти от имени многонационального народа, только возникает вопрос, когда воспользуются его услугами?

“31 Канал – САЯСАТ”

Казахизация городов – нормальный процесс

Ежегодное послание президента народу вызвало волну откликов. Для казахов главной темой, поднятой главой государства, стала проблема аула. Н. Назарбаев в своей речи сообщил, что ближайшие три года в центре внимания правительства будет село. Кажется, президент вновь нашел, что сказать народу и указал на приоритеты года.

Как отметил ведущий программы Иманбай Жубаев, казахи связывают с развитием аула, т.е. сельского хозяйства страны, и расцвет коренного населения. По словам лидера партии “Азат” Сапабека Асипа, при решении вопросов частной собственности на землю надо учитывать, что только 10% территории республики являются плодородными, 44 % полупустыня, остальная часть не пригодна для жизни. Эти моменты надо учитывать и при переселении населения из депрессивных районов, им надо оказать материальную помощь. Он выступает против частной собственности на землю и продажи земли.

Политолог Сейдахмет Куттыкадам полагает, что нельзя в ближайшие 20 лет вводить частную собственность на землю. \»Сначала необходимо дать народу подняться и стать зажиточным\», считает он.

Таким образом, послание президента породило и надежду, и сомнения. В своей речи Н. Назарбаев оговорил, что землю нельзя продавать иностранцам, дать возможность забирать земельные наделы у тех, кто уезжает за пределы страны, и обеспечить неприкосновенность приграничных территорий.

Тема границы вновь активизировалась на прошлой неделе благодаря действиям Молодежного комитета по защите сел Багыс и Туркестан. По данным этого комитета, Казахстан намеревается передать в пользу Узбекистана часть спорных участков, в частности, село Туркестан, которые, по словам членов комитета, являются исконно казахскими и на этот счет у них есть документы, которые не принимаются во внимание госорганами.

Политолог Азимбай Гали, комментируя послание президента, высказал поддержку курсу правительства на введение частной собственности на землю. По его мнению, страны, где отсутствует частная собственность на землю отстают в экономическом развитии. При этом он осознает, что возникнет социальная миграция безработных в города. \»Но это нормальный процесс, казахизация городов будет способствовать становлению буржуазной нации коренного народа\», — считает он.

Выполнение нормы закона о СМИ о 50% балансе государственного языка вызвал различные толки в среде телеканалов. Многие кинулись заполнять эфир национальной музыкой в ночное время, другие стали создавать собственные программы на государственном языке, к ним ведущий причислил и 31 канал, где скоро выйдет новая программа в формате почившего в бозе “Общественного договора”.

В интервью программе министр культуры, информации и общественного договора Мухтар Кул-Мухаммед сказал, что мониторинг каналов на предмет увеличения доли казахского языка продолжится. Сейчас в стране создалась такая ситуация, что в южных и западных областях большинство населения казахи, в школах в течение 10 лет преподавался государственный язык и аудитория телезрителей, понимающих госязык, увеличилась.

Конечно, при этом еще необходимо оказывать поддержку каналам, производящим программы на казахском языке, через систему тендеров и госзаказов. Касаясь вопроса о свободе слова, министр отметил, что свобода слова в республике есть. Закрытие некоторых изданий в связи с нарушением закона о СМИ не показатель давления на прессу. К тому же, нельзя сравнивать демократии, имеющие 100-летнюю историю, и нашу молодую демократию и предъявлять ей такие же требования, подчеркнул М. Кул-Мухаммед.