СВМДА – момент истины: тщеславие казахской власти и окрик Щаранского

“…если не ошибаюсь, ныне действующим американским послом в Казахстане является тот же человек, который был послом в Румынии во время свержения там режима Чаушеску. И вот на фоне всех этих шумных СВМДА сидишь и думаешь: а зачем это такой “всемирно известной и уважаемой державе, как Казахстан”, нужен не менее известный специалист по политическим переворотам?”

В политике не всегда важно, что
говорят, но всегда важно, как говорят.
Политическая аксиома

\"\"

Для нас представляет особый интерес только что прошедшее в Алматы Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), ибо в некоторых своих эпизодах оно как раз и является моментом истины относительно истинной сущности казахской власти.

Сразу оговоримся, что нас не особо интересует содержательная часть СВМДА, так как содержание выступлений его участников, итоговых документов, равно как и содержание особых позиций некоторых его участников по этим документам, не только общеизвестно, но и потому, что мы (как и США!) не ожидали от этого форума ничего существенного. Как, кстати, и произошло — подписанные документы и продекларированные идеи не имеют никакой юридической силы. Более того, буквально на другой день после подписания итоговых документов в торжественно-консенсусной обстановке, Иран призвал казахстанскую сторону исключить Израиль из состава участников СВМДА, а представитель Лиги арабских стран высказал возмущение агрессивной политикой США против Ирака, поставив тем самым Казахстан в трудное положение – казахстанская сторона не имеет на разрешение этих проблем соответствующих полномочий. Почему так происходит? Да потому, что в международных делах, как ни в каком другом деле, громадное содержательное значение имеет именно форма. То есть имеет значение, например, не столько ЧТО будет продекларировано на очередном форуме, сколько то, КТО инициировал и КАК был организован этот форум; не столько то, ЧТО говорилось на этом форуме, сколько то, КАК это говорилось. Поэтому нас так сильно заинтересовала именно формальная сторона СВМДА.

Кстати, совершенно очевидно, что и казахская власть априори понимала, что форма в данном случае имеет первостепенное значение, а именно, и прежде всего, то, КТО является инициатором создания СВМДА. Все знают, что эта инициатива исходила лично от Нурсултана Назарбаева. Уже одно это формальное обстоятельство политически как бы беспроигрышно. Так, в течение уже десяти лет, равно как сегодня и в последующем, эта инициатива приносила и призвана приносить казахской власти и лично Назарбаеву соответствующие политические дивиденды. И в данном отношении вроде бы все не только понятно, но и как бы однозначно положительно. Но последнее как раз-таки сомнительно, так как уже подспудно проявляется, а со временем все более явственно будет проявляться, недостаток того, что инициатором созыва СВМДА является именно такое третьеразрядное государство, как Казахстан, а не такая сверхдержава, как США или, на худой конец, Япония. Что же касается США, то американская администрация, похоже, вовсе не приветствует саму идею созыва СВМДА, так как, с одной стороны, она не верит в его действенность, а с другой стороны, такой форум, который по определению должен занять по отношению к США достаточно независимую позицию, ей абсолютно не нужен. Это — во-первых.

Во-вторых, имеет немаловажное значение, КТО и КАК организовал конкретный форум, в данном случае СВМДА. В лучших армейских традициях, когда инициатор сам, как правило, должен реализовывать свою же инициативу, именно казахстанская сторона (КТО?) вызвалась организовать на уровне глав государств первое совещание по мерам доверия в Азии. Хорошо это или плохо для Казахстана? В политическом и экономическом отношениях оценки могут быть неоднозначными. Так, казахская власть в данном отношении ставит сама себе высшие баллы. С другой же стороны – со стана оппозиции – уже слышатся голоса о том, что казахстанская сторона в данной ситуации выглядит наподобие бедного и достаточно бесправного родственника, затеявшего крутую свадьбу, в ходе которой некоторые крутые гости затеяли драку (демарш Ирана против Израиля, а также демарш Лиги арабских стран против намерения США начать войну против Ирака). Хорошо, что хоть до поножовщины дело не дошло! И снова здесь маячит тень США. А американская сторона ой как не любит, не то что когда против Израиля и США уже высказывается критика, но и любую потенциальную возможность подобной критики. То есть такие форумы, где Израиль и США могут быть подвергнуты критике, американской стороне вовсе не нужны. Нужен ли при этом ей организатор подобного форума – это уже другой, правда, и не пустой, вопрос.

А теперь рассмотрим вопрос о том, КАК был организован рассматриваемый форум. При этом можно (и нужно!) абстрагироваться от таких формальных мелочей, как беспрецендентные меры безопасности или красивые рослые девушки в национальной форме.

Самыми значительными участниками форума были российский президент и китайский председатель. Присутствие индийского премьера и пакистанского диктатора – свидетельство прежде всего их личных политических проблем. Первые руководители Израиля, Ирана, Узбекистана, Туркменистана, можно сказать, сочли ниже своего достоинства личное присутствие на этом форуме. Проигнорировали! Одновременно был проигнорирован Ясир Арафат. Израилем! Что же касается миротворческой миссии Путина, то шансов на успех изначально было мало, так как Россия – это далеко не СССР (в сторону сокращения политических, военных и экономических возможностей), а Индия и Пакистан за послекосыгинский период примирения тоже стали совершенно другими (в сторону увеличения аналогичных возможностей). Прагматик Путин, конечно, не питал особых иллюзий относительно скорого примирения индийской и пакистанской сторон. Похоже, что алматинский саммит азиатских государств Путина интересовал прежде всего возможностью встречи с китайским лидером, чтобы проконсультироваться лично с ним относительно идеи “дуги стабильности”. При этом, с одной стороны, предполагается включение США и других западных стран в состав участников “дуги стабильности”. Но вхождение России и Китая в эту дугу создает совершенно иную пропорцию, не совсем приемлемую для США. Вот вам одно, если и не противоречие, то, по крайней мере, достаточное несовпадение позиций России (вместе с Китаем) и США. С другой стороны, если Казахстан замахнулся на миротворческую миссию во всей Азии, то Россия – только по азиатской части “дуги стабильности”. Вот вам и второе, если и не противоречие, то достаточное несовпадение позиций названных сторон. Другое дело, что в последнем случае речь не идет об автоматическом совпадении позиций Казахстана и США.

И, наконец, нас интересует не столько то, ЧТО говорилось на прошедшем в Алматы саммите, сколько то, КАК это говорилось. И если, например, с одной стороны, заранее нетрудно было предположить, ЧТО будут говорить на саммите индийский и пакистанский лидеры, то, с другой стороны, для многих явилось неожиданностью то, КАК это говорилось и КАКИМИ тяжелыми взглядами при этом они обменивались. Недаром существует поговорка о том, что в политике не всегда важно, ЧТО говорят, но всегда важно, КАК говорят.

Можно было также заранее предугадать, ЧТО будут говорить на форуме все остальные его участники. И даже КАК будут говорить многие из них, например, “дежурный оратор” на всех алматинских встречах на высшем уровне – “наш сват” Аскар Акаев. Но, пожалуй, мало кто ожидал, КАК выступит на СВМДА представитель Израиля Натан Щаранский. И дело тут даже не в том, с каким возмущением бывший советский диссидент говорил о террористическом режиме Ясира Арафата, а в том, что он позволил себе то, что, как говорят, в приличном обществе никому не дозволено. Он повел себя если не как подвыпивший тамада на свадьбе (тамадой тут был сам хозяин), то как распоясавшийся крутяк (новый еврей?), которому “по барабану” восточная традиция поочередного произношения тостов. Щаранский повел себя как человек, который в подвыпившем состоянии считает, что на этой свадьбе все должны прислушиваться прежде всего к его голосу, а если этого не происходит, то он имеет право прикрикнуть на присутствующих, а если и это не помогает, то дать пощечину тому же тамаде. Что он, по существу, и сделал, выступив во второй раз на саммите, что категорически неприемлемо на встречах на высшем уровне.

Одновременно следует обратить внимание на то, что подобный саммит это все-таки не пьяная свадьба, а Натан Щаранский уже давно не политзэк. Поэтому подобное его такое поведение – это не столько проявление его собственной сущности – агрессивной уверенности в своей силе, сколько проявление сущности того государства, которое за ним стоит. Израиля! А также – проявление соответствующей сущности США, которые стоят за Израилем. Но подобное поведение некоторых гостей на свадьбе есть одновременно и проявление истинной сущности и устроителей этой свадьбы, так как тот же тамада и хозяин (в одном лице!) по слабости своей, а вовсе не из-за мудрости, был вынужден безропотно снести эту пощечину. Вот уж поистине подлый закон бутерброда, который падает маслом вниз, да к тому же в самое неподходящее время и место.

Короче, совершенно очевидно, что Израилю и США подобный азиатский форум абсолютно не нужен. Демонстративно игнорирует этот форум и такая азиатская сверхдержава, как Япония. Да и Индии и Пакистану “по барабану” этот форум. Только в нынешнем своем положении они не могут позволить себе демонстративно игнорировать подобное мероприятие. Одновременно, уже сегодня очевидно, что СВМДА не в силах будет ни решить ту же индо-пакистанскую проблему, ни оправдать надежды арабских стран, Азербайджана на справедливое разрешение соответствующих региональных конфликтов. Все это говорит о том, что в лучшем случае СВМДА уготована судьба СНГ, которое превратилось в праздную встречу глав государств, при этом с бурной имитацией плодотворной деятельности. Но, в отличие от СНГ, СВМДА призвано еще постоянно поднимать миротворческий имидж Казахстана и лично его президента. Хотя, если начнется вдруг гражданская заваруха в Киргизии, то казахстанские власти, похоже, готовы без всяких там СВМДА штыком поддержать шатающуюся там власть Акаева. И действительно, как не порадеть родному человечку!

Но со временем все это может изрядно поднадоесть даже самому терпеливому участнику СВМДА, не говоря уже о таких нетерпеливых странах, как Израиль и США. Последнее государство формально-географически хотя и не входит в СВМДА, зато содержательно-политически оказывает существенное влияние (положительное или отрицательное) на любое международное образование, если оно затрагивает его интересы. Кстати, в последнее время появляется все больше косвенных признаков того, что режимы, существующие в Киргизии, Казахстане и Туркмении изрядно поднадоели дяде Сэму: первый – из-за невменяемой политики демократии по-киргизски, другой – из-за невменяемой политики многовекторности, третий – просто из-за невменямости, ибо трудно назвать вменяемым политика, тем более, первого руководителя, который открыто сажает на наркотическую иглу свой собственный народ. Есть у США к этим странам и другие – военно-политические и экономические претензии…

Кстати, если не ошибаюсь, ныне действующим американским послом в Казахстане является тот же человек, который был послом в Румынии во время свержения там режима Чаушеску. И вот на фоне всех этих шумных СВМДА сидишь (пока дома!) и думаешь: а зачем это такой “всемирно известной и уважаемой державе, как Казахстан”, нужен не менее известный специалист по политическим переворотам? Вот такие несвоевременные вопросы иногда приходят в голову. И не уходят!