Казахстан не готов к проведению миротворческих операций в Афганистане

В Казахстане миротворческий батальон созданный для оправки в Афганистан находится под угрозой развала

В Казахстанском миротворческом батальоне “Казбат”, который был создан в феврале этого года для последующей отправки в Афганистан, произошел инцидент, который поставил под вопрос само существование этого батальона. Решение о его создании было принято Министерством иностранных дел Казахстана.

Отличительной особенностью создания Казахстанского батальона является то, что его основу формируют не профессиональные военные, а гражданские лица, заключающие контракты о военной службе с Министерством обороны. На сегодняшний день руководство Генерального штаба, ответственное за комплектацию батальона, было вынуждено расторгнуть уже 72 заключенных ранее контракта из предполагаемого общего количества – 500 человек.

Как стало известно по сообщениям казахстанских СМИ, руководство Мобильных сил Министерства обороны пыталось удержать солдат-призывников от этого шага, но было вынуждено расторгнуть контракты после того, как военнослужащие пригрозили устроить громкую манифестацию и перекрыть автотрассу Алматы – Талдыкорган.

По словам официальной стороны, начальника Генерального штаба Малика Сапарова, “контракты пришлось расторгнуть согласно Закону “О контрактной службе” из-за непрофессиональной подготовки людей”.

Таким образом, несмотря на незавершенность начавшегося в январе процесса создания Казахстанского батальона, проявляется тенденция роста случаев расторжения заключенных контрактов.

По мнению очевидцев, побывавших в “Казбате” и встречавшихся с первыми отобранными солдатами для службы в Афганистане, они профессионально не готовы. Так, по словам специалиста одного из компетентных военных ведомств, “в действительности намеченных в государственной Программе 2-3-х месяцев на подготовку не достаточно”.

Эксперты считают, что инициатива создания “Казбата” для казахстанского правительства в данном случае является чисто политическим шагом, не имеющим достаточного правового и материального основания для организации полноценной акции и принятию запланированных мер.

Большинство бывших военнослужащих казахстанской армии, отстаивающих права и социальную защиту военнослужащих, многократно выступали с обращениями к Правительству с требованиями о необходимости зачисления в Казахстанский батальон лишь опытных военных, прошедших специальную подготовку.

Они считают изначальной ошибкой казахстанского руководства решение формировать миротворческий батальон из непрофессионалов. Несмотря на то, что данная проблема не раз поднималась казахстанской общественностью, она до сих пор не находит ответных мер со стороны соответствующих государственных структур.

В интервью корреспонденту IWPR начальник пресс-службы Министерства обороны Казахстана Сапаргали Жагипаров не исключил, что одной из главных причин набора непрофессиональных военных является отсутствие в “Законе о статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей” специального статуса для лиц, проходящих службу в зонах военных действий.

У специалистов вызывают сомнение сами условия заключаемого контракта. В нем со стороны государства не определены соответствующие социальные гарантии для военнослужащих. Отсутствует необходимая правовая база для призываемых на службу в Казахстанский батальон контрактников, а также существуют проблемы их социального обеспечения.

В то же время судьба закона, лоббируемого еще с сентября прошлого года казахстанскими правозащитными военными организациями с предложениями о внесении поправок для улучшения социальной защиты ветеранов и действующих военных, до сих пор не определена. Законопроект все еще находится на рассмотрении в Парламенте.

По мнению генерала Айткали Исенгулова, Президента общественного объединения “Союз военнослужащих запаса”, “законопроект вряд ли будет принят в ближайшее время, а если он и пройдет, то маловероятно надеяться, что в нем будут учтены наши ключевые требования”.

Президент Союза ветеранов локальных войн и военных конфликтов “Боевое братство” Сергей Пашевич считает, что “государство, отправляющее своих граждан, пусть даже военнослужащих по контракту, в зону боевых действий, должно определить их статус и обеспечить их социальные гарантии законом”. Он выражает сомнение относительно того, что казахстанское правительство готово к новым испытаниям и способно взять на себя бремя ответственности за своих солдат.

Благодаря проведенной широкомасштабной агитационной кампании военных комиссариатов в основной состав “Казбата” вошли молодые ребята, выходцы из южных областей Казахстана. Именно эти районы отличаются наименьшей трудовой занятостью населения и бедностью. Потому основным побудительным мотивом в военной службе стала материальная заинтересованность. Так, согласно анонимному мини-опросу среди солдат-контрактников оказалось, что большинство из них пришли в “Казбат” в надежде получать “хорошие деньги”.

Руководитель движения “Боевое братство” Сергей Пашевич, контактирующий с призывниками, утверждает, что “служба в армии по контракту привлекла новобранцев в основном из-за высокой зарплаты” — до $ 600 (США) за месяц контрактной службы.

Однако, военный комиссар одной из центральных воинских частей, Темир Маукебаев уже в ходе процесса зачисления добровольцев в “Казбат” выступил с опровержением относительно обещанной наемникам суммы. “Сколько они будут зарабатывать – неизвестно. Сейчас этим вопросом занимается Правительство”, — заявил он.

Создание казахстанского батальона подполковник Серикбай Баймулдинов считает пустой затратой финансов, выделенных из государственного бюджета страны. Кроме того, в интервью корреспонденту IWPR он выразил сомнение в том, что “государство в состоянии оплатить службу тем, кто уже подписал контракт, и тем более обеспечить им и их семьям социальные гарантии”.

Таким образом, политическое решение казахстанского правительства о формировании казахстанского батальона в составе миротворческой операции в Афганистане в очередной раз указало на слабость и неподготовленность казахстанской армии. Проблемы солдат и военнослужащих в Казахстане пока никого не беспокоят.