В последнее время усиленно муссируются слухи о предстоящей, чуть ли не нынешней осенью, смене власти в республике. Независимо от того, правдивы они или нет, пришла, кажется, пора рассмотреть расклад сил в обществе и выяснить, кто может быть “за”, а кто “против” смены режима.
События осени прошлого и весны текущего года показали, что потенциальным противником существующего положения вещей могут выступить “олигархические группировки” доморощенных собственников вместе со своими сторонниками, которые заседают и в государственных органах. Они понимают, что сохранение нынешнего режима может привести к пересмотру итогов приватизации при определенных условиях, например, открытой критики действий правительства. Также современные порядки не гарантируют неприкосновенность собственности от посягательства другого конкуриющего клана, который может оказаться более могущественным в силу приближенности к власти и который может отобрать и собственность, и жизнь в случае сопротивления. Многие политологи отмечают, что коррупция переродила власть. Власть, которая должна быть средством управления обществом, стала инструментом для решения личных проблем частных лиц.
Недовольство, естественно, выражает и основная часть общества, которая в результате передела собственности и проведения различных реформ оказалась на обочине. В ближайшей перспективе они не видят для себя места в сложившихся новых экономических отношениях. Власть в их глазах погрязла в коррупции, мздоимстве и казнокрадстве. Их недоумение и желание перемен становятся более жестким и злым.
Еще одна группа, не удовлетворенная действиями властей, – это часть бюрократии старой советской школы. Уж очень многое их раздражает в молодых начальниках, не разбирающихся даже в основах делопроизводства, не говоря об отсутствии перспектив роста и ротации.
И, конечно, внутренне против режима интеллигенция, которая растерялась и забыта всеми, которая никак не может включится в политический и экономический процесс. На примере развитых стран они видят, что их коллеги составляют зажиточную часть населения, а здесь, на родине, с ними не считаются. Их не уважают.
Таким образом, мы не сделаем открытия, если скажем, что президентская власть, или режим, в результате череды предательств и собственного бездействия утратила значительную часть авторитета. Успехи в экономике последних лет ничто по сравнению с обещаниями, данными народу в период эйфории.
Однако это не значит, что протестный электорат ринется на баррикады. Для этого нужен лидер, организация, способная объединить и направить народные массы на избирательные участки.
А пока режим существует и при всей критике не проявляет особых признаков разрушения, значит, есть силы, заинтересованные в его сохранении.
Достаточно простого взгляда на вопиющее расслоение в обществе, чтобы понять, кто поддерживает власть. Это та часть бюрократии, которая сидит на ключевых, доходных постах в государстве и “качает” ресурсы себе в “карман”.
Другая группа нацелена на “выкачивание” ресурсов в офшорные зоны и тому подобное. Крупный экспортно-ориентированный капитал. В некотором смысле они паразитируют на теле государства. Поэтому им нужно не просто влияние на власть, допустим через СМИ, им необходима коррумпированная власть.
Понятно, что рано или поздно произойдет смена власти. Вопрос: когда это произойдет? Ведь известно, что процесс гниения может быть долгим. Другой вопрос: каким путем это случится? Мирно или нет, по закону или силовым методом? И еще станет ли лучше от перемен?
Получено по электронной почте