Показатели информированности городского населения республики о судах над М. Аблязовым и Г. Жакияновым

6 лет лишения свободы Мухтару Аблязову и 7 лет Галымжану Жакиянову. Так завершился судебный марафон над лидерами ДВК, чьи имена пополнили список жертв политических репрессий в пореформенном Казахстане. Нынешний режим и сам оказался жертвой иронии истории: реабилитируя жертвы сталинских репрессий, он одновременно с этим репрессирует своих политических оппонентов. Такова цена “демократии” по-казахстански.

Обещанные председателем Верховного суда Кайратом Мами открытость и гласность судебных процессов еще раз продемонстрировали высокую “инфляцию” обещаний в нашей республике. Вопреки обещанному, видео- и аудиозапись в залах судов была строго-настрого запрещена. На этом фоне забивший было мощной струей обличительства фонтан “паркетной” прессы вскоре тоже иссяк. “Дали отдохнуть и фонтану”, говоря словами Козьмы Пруткова.

Рядовые казахстанцы как всегда попали в информационную “ловушку”, расставленную властями. “Ловушка” захлопнулась над ними, как только из залов судов стали “утекать” в общество разоблачительные подробности инспирированного “сверху” политического заказа. Простой люд остался сам на сам со своими думами, домыслами и подозрениями.

Единственным способом проверить степень осведомленности рядовых казахстанцев о происходившем в залах судов был социологический опрос. Для этой цели было отобрано 12 крупнейших городов Казахстана с численностью населения 50 тыс. и более человек, представляющих все географические зоны республики (Восток-Запад, Центр, Юг — Север): Алматы, Астана, Атырау, Караганда, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Уральск, Тараз, Талдыкорган. В общей сложности на территории региона, включенного в разрез выборки, проживает 3807048 человек, что составляет 25,5% от всей численности населения Казахстана. Выборка репрезентирует поселенческую, половозрастную, национальную структуру взрослого населения указанных городов в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность составляет 2,6% при допустимых 5% ошибки выборки.

Результаты выборочного исследования выявили недостаточную информированность респондентов о судебных процессах над М. Аблязовым и Г. Жакияновым. Из более чем двух тысяч опрошенных горожан только каждый шестой полностью информирован об этом. В среднем по массиву около двух третей кое-что слышали о судах, а каждый четвертый – пятый впервые узнали о них из анкеты АСиП.

Гистограмма 1.

Показатели информированности городского населения республики о судебных процессах над
М. Аблязовым и Г. Жакияновым (% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

Информация СМИ, как лоскутное одеяло, неравномерно покрывает казахстанские города. Гистограмма 1 наглядно показывает распределение потоков информации о судах над лидерами ДВК по всему периметру выборочных городов, где проводились опросы.

Сравнительный анализ данных гистограммы фиксирует резкие контрасты в характере и масштабах информированности населения городов, находившегося у источника информации (суды над М. Аблязовым и Г. Жакияновым проходили соответственно в Астане и Павлодаре). Главный чиновничий город страны был надежно закрыт от проникающего влияния информации. Среди астанинских респондентов лишь один указал, что полностью осведомлен о ходе судебного процесса над М. Аблязовым и не нашлось ни одного, кто бы мог сказать о себе аналогичным образом в отношении суда над Г. Жакияновым. О степени открытости и гласности судебного процесса над М. Аблязовым можно судить по тому, что свыше половины опрошенных жителей Астаны, где в течение месяца шел суд, ничего не слышали о нем. И лишь немногим менее половины кое-что слышали. О суде над Г. Жакияновым до момента опроса не знали более двух третей астанинцев. Похоже, санация информационного пространства в Астане достигла полной стерилизации. В то же время в Павлодаре доли полностью информированных респондентов варьируют от 23,3% о суде над М. Аблязовым до 45,4% — над Г. Жакияновым.

Как видно из гистограммы, основной поток информации из Астаны и Павлодара шел в Семипалатинск, где более половины опрошенных жителей оказались полностью в курсе судебных процессов над лидерами ДВК. Часть информации уходила на запад – в города Атырау и Уральск, часть – на юг – в Тараз и Кызылорду. На остальные выборочные города она оказала лишь краевое влияние.

В определенной степени приведенная гистограмма показывает также распределение протестного электората и его доли в составе жителей выборочных городов. Общеизвестно, что несмотря на жесткие запреты информация находит тех, кто ее взыскует. Естественно предположить, что повышенный спрос на информацию о судебных процессах над лидерами ДВК испытывает, прежде всего, протестный городской электорат, который рассматривает политические взгляды и убеждения М. Аблязова и Г. Жакиянова “симметрично” своим. Это предположение нашло свое эмпирическое подтверждение в результатах ответов на нижеследующий вопрос.

Гистограмма 2

Распределение показателей интереса городского населения республики к информации о
судебных процессах над М. Аблязовым и Г. Жакияновым

(% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

Из общего числа опрошенных горожан только у одной пятой части не вызывают интереса судебные процессы над лидерами ДВК. В среднем более трех четвертей городского населения республики с разной степенью захваченности интересуются указанной информацией. Повышенный спрос на нее отмечается у большинства жителей Павлодара и Семипалатинска. В большинстве других городов, включенных в разрез опроса, среди населения преобладает умеренный интерес к событиям, связанным с судами над М. Аблязовым и Г. Жакияновым. Исключение составляют Астана, Талдыкорган и Алматы, где в составе населения присутствует весомая доля людей, не интересующихся обстоятельствами судов над лидерами ДВК. Статус новой политической столицы активно оспаривают у Алматы Павлодар и Семипалатинск.

Гистограмма 3

Из каких источников Вы информированы о судебных процессах над М. Аблязовым и
Г. Жакияновым?
(% от числа опрошенных)

\"\"

В среднем одним респондентом из числа опрошенных отмечено более одного источника.

Если учесть, что свыше трех четвертей (78,1%) опрошенного городского населения с разной степенью активности интересуются судебными процессами, то нет ничего удивительного в том, что люди ищут необходимую им информацию в различных источниках.

Доминирующими источниками информации являются казахстанские СМИ, включая оставшиеся в живых независимые и оппозиционные СМИ, а также разговоры в общественных местах (на работе, на базарах, в магазинах, в транспорте и т.д.) и слухи.

Гистограмма 4

Источники информации о судах над лидерами ДВК в разных городах Казахстана
(% от числа опрошенных в каждом городе)

\"\"

В государственных и негосударственных СМИ Казахстана освещение судебных процессов над М. Аблязовым и Г. Жакияновым велось преимущественно под знаком антикоррупционной борьбы. Соответственно на уровне массового сознания внедрялась мысль о виновности последних в должностных злоупотреблениях и экономических преступлениях, а чтобы туман не рассеялся была запрещена видео – и аудиозапись в залах судов. Тем не менее правдивая информация из залов судов просачивалась через независимые и оппозиционные СМИ Казахстана, российские и зарубежные СМИ, через Интернет и так называемую самиздатовскую литературу. Ее также распространяли люди, которые присутствовали на судебных процессах или были подробно информированы о них.

Однако в большинстве случаев информация поступала населению нерегулярно, а подчас откровенно замалчивалась.

Гистограмма 5

Как, на Ваш взгляд, освещаются судебные процессы над М. Аблязовым и Г. Жакияновым?
(% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

На гистограмме 5 обращает на себя особое внимание структура ответов респондентов Астаны. Это наглядный пример того, что ожидает казахстанцев уже в ближайшем будущем. Если народ Казахстана позволит отнять у себя право на информацию, как это сделали астанинцы, то тогда не только Астана, но и весь Казахстан превратится в “тихую заводь”, где будут плодиться сытые и довольные жизнью чиновники, недосягаемые для критики.

Конечно, лидеры ДВК проиграли информационную кампанию в большинстве обследованных городов Казахстана. И вовсе не потому, что силен режим, а в большей степени потому, что удельный вес семипалатинцев и павлодарцев недостаточно высок в структуре казахстанского населения.

Гистограмма 6

Как Вы думаете, почему были запрещены видеосъемка и аудиозапись во время судебных процессов над лидерами ДВК? (% от числа опрошенных всего и в каждом городе)

\"\"

Примечание: В графе “Другое” указано: “Назарбаев запретил, наверное”, “так решил Назарбаев”, “ошибки в проведении уголовных процессов, их фарс и предвзятость”, “тирания”, “сейчас нет справедливости” и т.д.

Судя по данным гистограммы, еще больше проиграл режим. Наложив запрет на видео – и аудиозапись в залах судов, он тем самым лишил себя алиби в глазах среднестатистических горожан.