5 сентября 2002 года.
Алматы.
“…если бы я начал действовать вопреки его (главы государства — Авт.) политике, то потерял бы право руководить государственной структурой…” (Из интервью К.Сулейменова газете “Экспресс К” 3 сентября 2002г.)
Как стало известно из источников, заслуживающих доверия, вот уже несколько дней, как Галымжан Жакиянов, находящийся в СИЗО г. Павлодара, переведен в карцер. Причины этого не указываются, как, собственно, замалчивается и сам факт. Исходя из этих обстоятельств, можно сделать вывод, что причин, как таковых, нет – кроме одной: сделать все возможное для оказания максимального давления на уже осужденного политического лидера “Демвыбора”.
Режиму стало понятно, что меры, предпринятые им ранее для нейтрализации оппозиционного движения в Казахстане, как то лишение свободы Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, не только не принесли желаемого результат, в виде ослабления накала политического противостояния, но дали совсем иное. Классический пример “палки о двух концах”: вместо “желаемого” произошло обратное – после осуждения Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова случился рекордный за последние месяцы приток людей, пожелавших стать “демвыборовцами”.
Только в Атырауской области, единовременно, в ряды “Демвыбора” вступили 531 человек. Ежедневно в Алматинский офис “ДВК” приходят люди, желающие не просто написать заявление о вступлении, но и реально помогать в решении задач, стоящих перед организацией.
Членами РОО “Демократический выбор Казахстана” становятся не только внутри страны, но и за её пределами. К примеру, заявление о приеме в “ДВК” поступило от Рашида Нугманова, одного из ближайших соратников Акежана Кажегельдина, вынужденного находиться за пределами своей родины, но не смирившегося с её сегодняшним положением.
Все это свидетельствует об одном – сползание правящего режима в пропасть небытия и забвения продолжается, причем с нарастающей скоростью. Отсюда хаос в мыслях и делах чиновников “от власти”, беспредел и дикое желание “заткнуть”, “зажать”, “сломать”. Отсюда и продолжающиеся преследования лидеров оппозиции, лишенных свободы, но не достоинства, не честного имени и великого будущего.
Как стало известно, в течение нескольких дней адвокат Г.Жакиянова, Мустахим Тулеев, не имел возможности встретиться со своим клиентом. Отказ следовал без объяснения причин и исключительно в устной форме. Это вообще очень показательно для большинства представителей силовых структур– не оставлять следов своей деятельности. Не потому ли, что следы эти – преступны?
В устной форме полицейские чиновники, ведающие вопросами “пустить — не пустить”, объясняли ситуацию получением указания из областного УВД Павлодара и выше – из МВД РК.
В конце концов вчера, 4 сентября, такое разрешение, казалось, было получено, но… Последовавшие за этим события свидетельствуют о том, что это “разрешение” было ни чем иным, как осмысленной провокацией с целью лишить защитника Галымжана Жакиянова возможности оказывать профессиональную помощь своему клиенту.
Возможность встречи с Г.Жакияновым для адвоката Тулеева была обставлена некими “условиями”, смысл которых заметно отличался от того, что предусматривает для таких случаев законодательство, а именно — адвокат должен был подвергнуться обыску. Несмотря на протесты г-на Тулеева по поводу вопиющего нарушения законодательства в части закона “Об адвокатской деятельности” и прочих, “сизошники” были непреклонны – или так, или никак.
Профессиональная обязательность перед клиентом вынудила адвоката согласиться на условия полицейских и разрешить им провести досмотр. При осмотре адвокатского портфеля кроме газет, предназначенных для передачи Галымжану Жакиянову, полицейскими были “обнаружены” и другие предметы, логически там находящиеся и принадлежавшие самому адвокату, – ведь никто не предлагал ему перед осмотром оставить в портфеле только то, что он намерен передать своему клиенту. Там было несколько запечатанных пакетов с посторонней, не относящейся к делу, информацией, а также несколько информативных “распечаток” из Интернета, которыми пользуются все владельцы компьютеров, но которые, как выясняется, запрещены к пользованию в местах лишения свободы. Причем жестокость ситуации, когда
вместе с лишением свободы гражданина лишают права на получение общедоступной информации, почему-то даже не обсуждается. Кто, к примеру, решил, что “в зоне” можно читать только “Казахстанскую правду” и “Егемен Казахстан”?По результатам незаконного “досмотра” адвоката полицейскими был составлен акт, явившийся незаконным основанием для незаконного решения начальника СИЗО г.Павлодара г-на Карпбаева — впредь не пускать адвоката Тулеева к своему клиенту. Опять же — письменного решения о запрете посещений в природе не существует. У адвоката нет формальных оснований обратиться с иском в суд, а у полицейских есть формальная возможность безнаказанно нарушать Закон в угоду Распоряжению.
Вот уже более месяца лишена возможности видеться с мужем Карлыгаш Жакиянова – и здесь где здравый смысл?
Три поколения людей сменилось с того времени, когда в ходу у печально знаменитых “троек” были формулировки: “10 лет без права переписки”.
Уже три поколения?
Всего три поколения?
Пресс-служба РОО “Демократический выбор Казахстана”,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail