Да здравствует новая казахская оппозиция!

“Восточная пародия на западную демократию”?..



\"\"

На прошлой неделе газета “Жас Алаш” заявила, что “в наше непредсказуемое время мы остро нуждаемся в оппозиционной партии, которая стояла бы за нужды нации”. Трудно понять, кого имеют в виду под местоимением “мы” жасалашовцы, себя или весь казахский народ. На первый взгляд, в статье под заголовком “Восточная пародия на западную демократию” речь, вроде бы, идет о том, что газета “Жас Алаш” “всегда объективна в своих суждениях”, а вот неблагодарный читатель в лице разных там певцов, танцоров, поэтов, писателей, а, самое главное, оппозиции не терпит этой самой объективной жасалашовской критики.


Мы не ставим перед собой цели чернить оппозицию, которая и без того известна не всегда с хорошей стороны. Наше дело просто заострить их внимание на чем-то, а то и “поточить их”, — объясняет автор. На наш взгляд, государство само в первую очередь должно быть заинтересовано в стимулировании оппозиции. Иначе таким партиям, как “Отан” и “Гражданская”, в нашем обществе не нашлось бы места. Устойчивость оппозиции способствовала бы укреплению государственной власти и влиятельности правительства. Однако наши “левые”, обычно, из-за пустяковых ситуаций, раздув из мухи слона, поднимаются всем миром и часто пугают, что пригласят аналитика из сверхдемократичного Запада. Достаточно и таких, которые чуть что идут митинговать перед посольствами. Некоторые же быстро научились искусству пикетирования. Но мы-то знаем, что за пламенной речью так называемых оппозиционных группировок ничего конкретного не имеется”, — констатирует Жулдыз Абдильда.


Прямо скажем, нелегким оказался монолог журналистки “Жас Алаш”, которая вряд ли сама поняла, что конкретно она имела в виду. Пожурить власть, оппозицию или партии пропрезидентского толка?


Далее автор продолжает:


Дворники оппозиции (не жители аула оппозиции — /так отмечено в тексте/) чуть что ставят нам в пример западную демократию. Однако мы так и не увидели человека, который, прежде чем говорить о демократических преобразованиях в любой из развитых стран, призадумался бы о том, какую оценку смог бы он дать своим действиям. Что уже говорит о слабости самой оппозиции. Но ведь народ не дурак. Народ в состоянии определить разницу между словом и делом… Почему он не идет за красивыми словами Своика или Масанова, который желает переписать историю казахов?.. А те, кто накинули на себя чапан оппозиции и сменили маски, пытаются переложить все на государство, а то и на власть, на вершине которой в свое время крутились и сами. Как можно верить сегодняшней оппозиции, если они сами, будучи во власти, игнорировали оппозицию, а как только освободили свое кресло, так сразу стали критиковать слабые стороны государственной власти… Сегодня трудно найти оппозиционера, который не сказал бы о необходимости смены власти и внесения изменений в основной закон. А ведь обязанность оппозиции не ограничивается одной только борьбой за власть”.


Уже, можно сказать, теплее. Как говорится, журналистка “Жас Алаш”, вооруженная “жасалашовской объективностью”, тихо подобралась и до необходимых ей персонажей.


Что нужно делать, чтобы оппозиция не выглядела “азреилем”? — задается вопросом Жулдыз Абдильда и тут же отвечает: “Должна быть сильной, хваткой. Однако чего же она не добивается, чтобы ее уважали, чтобы их действия понимали? Во-вторых, необходимо создать внутреннюю культуру. В-третьих, нужны политические лидеры. Лидеры — это не Савостина с Масановым, и не Амантай-кажы, который то за власть, то за оппозицию, и не Ергалиева с Таукиной. Истинными лидерами могут стать Жумаш Сомжурек и Жасарал Куанышалин, которые способны повести за собой народ”, — резюмирует журналистка “Жас Алаш”.


Одним словом, по мнению Жулдыз Абдильда, сегодняшние действия наших оппозиционеров не иначе как “пародией на западных демократов не назовешь”, поэтому нам “необходимо усилить национальную оппозицию”.


Однако, автор не уточнила, кому должна быть оппонентом эта самая оппозиционная национальная партия и кто ее должен создавать? Власть или нынешняя оппозиция?


Кого называют “Шымтанай”?


На прошлой неделе обозреватель “Жас Алаш” Жанарбек Ашимжан продолжил свои аналитические суждения вокруг чиновников высшего ранга. На этот раз его героем стал аким Костанайской области Умирзак Шукеев. Он назвал его “акимом, который не проводит тои”.


“…Некоторые называют Омекен “Шымтанай”. Он настоящий казахский чиновник… Выходец туркестанской земли, Омирзак Шукеев учился в Москве. В нем переплетена степная и городская культура. Особенно плодотворными оказались для него годы, когда он работал в аппарате президента, офисе министерства и акимате Южно-Казахстанской области. В 29 лет он возглавил министерство экономики, а спустя два года расширил полномочия своего министерства, закрепив за ним еще и торговлю. После он следил за потоками нефтяных и финансовых каналов”, — начинает свое знакомство обозреватель “Жас Алаш” с акимом Костанайской области.


Далее он отмечает: “Кандидат экономических наук Омирзак Естайулы — самый молодой на сегодняшний день аким. Он настоящий профи своего дела, поэтому держится в стороне от политических игр, а значит — надежный… Он не любит шумные торжества и тои. Однако сумел дать новый импульс Костанаю. И даже земля Торгайская, которая стала жертвой разного рода оптимизации, по-своему преобразилась”.


И наконец автор акцентирует свое внимание на том, что молодой аким Умирзак Шукеев — единственный представитель власти, который открыто приглашает на майдан латифундиста Терещенко…


Официальное и неофициальное об одном телеэфире


Широкоформатный еженедельник “Туркестан” и литературное обозрение “Казак адебиетi” уделили официальное внимание состоявшемуся 20 сентября прямому эфиру главы государства по национальному каналу Казакстан-1. А неофициальное суждение относительно этого же телеэфира представила на своих страницах оппозиционная властям газета “КАЗАКСТАН”.


Если в “Казак адебиетi” представители интеллигенции восхищались тем, насколько это было замечательное зрелище — прямое общение народа с президентом, насколько он — президент — был близок с народом, и насколько глава государства оказался сведущ в насущных проблемах простого народа, то некий Марат Мусин в еженедельнике “КАЗАКСТАН” отмечает, предварительно взяв слово “телеэфир” в кавычки, что все это не иначе, чем простым сценарием, написанным старательными парнями вокруг президента, не назовешь. Кроме того, газета оказалась единственной среди казахскоязычных СМИ, которая осмелилась напечатать 10 вопросов оппозиции президенту, которые оказались за кадром.