“Платон мне друг, но истина дороже…”

Ответ на интервью Нурбулата Масанова

Многострадальное (как это следует из авторского предисловия к материалу, опубликованному после долгих мытарств на сайте интернет-газеты “Навигатор”) интервью журналиста Сергея Козлова с известным казахским ученым и политиком Нурболатом Масановым под названием Самыми злейшими врагами станут те, кто был вчера рядом по итогам сентября месяца выдвинулось на позицию одной из самых читаемых публикаций этой медиа-структуры за означенный период. Мы рады тому, что высказанные через СМИ мысли этой, не побоюсь этого слова, выдающейся личности по актуальной общественно-политической проблематике сегодняшнего Казахстана не прошли мимо внимания читательской аудитории и удостоились ряда самых благожелательных откликов. Действительно, у нас в стране сейчас найдется совсем немного людей, которые в состоянии не только разобраться в том, каково же истинное положение дел в Казахстане, но и высказать правду безбоязненно.


Власть, представляющая узкую группу людей, разбогатевших на перераспределении всего общегосударственного и общенародного еще недавно добра, и в конечном итоге отождествляющая свои интересы с их интересами, в полной мере использует находящиеся у нее в распоряжении административные и материальные ресурсы с тем, чтобы население имело намеренно искаженное представление о происходящих в государстве и обществе процессах и чтобы способные открыть ему глаза на действительность правдолюбцы были заблаговременно остановлены и нейтрализованы. Чтобы пробить чинимые ею препятствия на пути правды жизни, мало быть просто умным и смелым. Требуются еще стойкое упорство и несгибаемая воля. Многие пытались открыть глаза людям и пробудить в них желание защищать свои интересы перед лицом произвола “власти бюрократии и новых казахов”, да оказались вынуждены покинуть страну из опасения за свою свободу и жизнь или были благополучно затравлены ангажированными властями общественными кругами и сломлены. Единицам из них удалось сохранить себя и свое право на свободу слова. Профессора Н.Масанова с полным правом можно называть одним из таких “героев нашего времени”. Как только не пытались сломать его! И общественную травлю организовывали, и в суд таскали из-за сфабрикованного неизвестно кем и приписанного ему интервью, и преподавательской кафедры лишили…


И только в последнее время в казахском обществе начинают появляться лица, которые публично воздают должное Н.Масанову, а не молчат трусливо из страха прослыть таким же, как он, “антиказахом”. Заговор молчания или, вернее, молчаливого осуждения в отношении него прорван. Профессор отметил эту свою пока еще небольшую победу рядом интервью в казахстанских СМИ. Наше же внимание привлекло то, которое взял С.Козлов. В целом оно нам понравилось. Но появились и замечания. И мы, если это нам будет позволено, хотели бы их высказать. Надеемся, что они будут восприняты с пониманием. Ибо мы, в конечном итоге, на стороне Н.Масанова, а не тех, кто пытается заткнуть ему рот или, полемизируя с ним, норовит приклеить к нему оскорбительные ярлыки. Более того, мы считаем, что он является символом свободы слова для тех, кто не хочет мыслить согласно установке властных верхов и добивается такого же тоталитаризма мышления от других. Но вместе с тем нам представляется, что и Н.Масанов должен согласиться с тем, что это нормально, когда находятся несогласные с его теми или иными высказываниями люди.


Итак, о замечаниях. Или, вернее, о тех выводах Н.Масанова, с которыми нам трудно согласиться. Отвечая на вопрос журналиста о том, отличается ли наша республика как-то выгодно от некоторых своих соседей, Н.Масанов сослался на пример Китая и выдал такое весьма странное открытие: Китай сейчас вышел на второе место в мире по объему национального продукта, а по темпам экономического развития много лет занимает прочное первое место в мире. Представьте, нынешний Китай обошёл почти вдвое по уровню национального продукта Японию, а ведь совсем недавно казалось, что Китай отстает от Японии на века. Это буквально за какие-то двадцать лет. Сейчас Китай имеет 4,5 триллиона долларов национального продукта, США – 9,5 триллиона. Тогда как Япония – 2,6 триллиона долларов. То есть не за горами то время, когда Китай выйдет на уровень экономики США. Если бы цифры, которые он называет применительно к Поднебесной, действительно соответствовали реальности, это было бы самой потрясающей сенсацией. Мы многие годы следим за динамикой роста ВВП в ведущих странах мира, и поэтому такой фантастический прорыв на вторую позицию в мировой табели экономических рангов, приписываемый нашим уважаемым профессором к Китайской Народной Республике, явился для нас полной неожиданностью. Из пиетета к его высокому научному знанию и авторитету в среде политологов современного Казахстана мы поначалу даже были готовы принять его такое заявление, так сказать, за чистую монету. Но потом все же решили навести дополнительные справки, проконсультироваться с экономистами-международниками, владеющими ситуацией с ВВП в ведущих экономических державах. Эти последние уверили нас в обратном. Какая же получается картина?


У Китая, по всем данным объем, национального продукта достиг 1 триллиона лишь в 2000 году. Об этом там торжественно было объявлено на самом высоком уровне в начале 2001 года, когда были подбиты итоги экономического развития страны за предыдущие 12 месяцев. Эта новость была растиражирована по всем информационным каналам (агентство Синьхуа, официальный печатный орган “Жэньминь Жибао”, все каналы государственного телевидения). Сейчас эта информация фигурирует во всех справочниках по экономике Китая. Ее обнародование в свое время вызвало колоссальный резонанс как в китайском обществе, так и во всем мире. Для Китая достижение страной 1-триллионной отметки явилось основанием для всеобщего ликования. Это было похоже на то, что происходило в СССР сразу же после полета Юрия Гагарина в космос. Китай на стыке веков достиг не только этого астрономического общего результата, он добился роста ВВП на душу населения (а в стране, напомним, проживает свыше 1 миллиарда человек) почти до тысячи долларов. Но если бы была верна приводимая Н.Масановым в отношении национального продукта цифра, на каждого китайца должно было бы прийтись почти по 4500 долларов. Это очень высокий результат.


И он выше аналогичного порядка общего показателя у среднеразвитых по мировым меркам и собирающихся вступать в ЕС стран северной части Центральной Европы, который равен 4280 доллара (в частности, у Польши – $4010, у Чехии — $4950, у Словакии — $3560, у Венгрии — $4670). При подобном уровне развития китайским гражданам совершенно незачем было бы пытаться любой ценой и любыми путями прорваться в Европу в поисках лучшей жизни. Будь это реальностью, это не китайцы бы толпами хлынули сюда в Казахстан и дальше в СНГ, а мы бы валом валили в Китай всеми правдами и неправдами. Чтобы удвоить свой ВВП и достичь заветного триллионного уровня, КНР понадобилось около 2 десятилетий. Чтобы достичь 4,5 триллиона, что действительно выше сегодняшнего уровня Японии (около $4 триллионов), при заметно снизившихся в последнее время темпах развития Китая, ему понадобится несравнимо куда больше времени.


По всем данным, по объему своего национального продукта КНР пока еще не пробился не только на второе, но и даже на шестое место. На данный момент по этой части его ($1,18 триллиона) все еще опережают Германия ($1,9 триллиона), Франция ($1,5 триллиона), Великобритания ($1,4 триллиона) и Италия ($1,3 триллиона). Вполне возможно, что Китай сумеет в ближайшие годы обойти Италию. Ну, а до Германии и тем более до Японии ему еще далеко. А про США и речи пока не может быть. Их объем национального продукта (($10,3 триллиона) сейчас более чем в 10 раз превышает китайский. Следовательно, говорить, что не за горами то время, когда Китай выйдет на уровень экономики США”, мягко говоря, рановато.


А теперь о том, действительно ли Китай по темпам экономического развития много лет занимает прочное первое место в мире”. В том самом рекордном по абсолютному достижению 2000 году прирост объема национального продукта в Китае составил что-то около 7 процентов, а в соседней с ним Южной Корее он достиг 9,2 процентов. Тут, конечно, справедливости ради следует уточнить, что такой впечатляющий результат южнокорейцами достигнут после спада в 1997-98 г.г. вследствие нашумевшего тогда “Азиатского кризиса”. Но все же фактически утверждение Н.Масанова в данном случае также не соответствует действительности. В том же 2000 году, по общепринятым данным, Казахстан, добившийся роста на 9,8 процента, также опередил КНР. Да, в Китае темпы развития все еще остаются достаточно высокими. Но “прочное первое место в мире” — это, мягко говоря, преувеличение. В 2001 году, по заявленным самим официальным Пекином данным, прирост ВВП составил 7,3 процента (против 13,8 процентов в Казахстане). На текущий 2002 год запланирован рост объемов национального продукта на 6,7 процента. То есть ожидается дальнейшее снижение темпов развития по сравнению с ежегодным 10-15-процентным приростом еще в начале 90-х гг. прошлого столетия.


Но, может быть, Китай намеренно снижает реальные показатели роста своей экономики. Комментарии западных аналитиков по текущей китайской экономической статистике создают впечатление, что дело-то обстоит как раз наоборот. То есть официальный Пекин как бы склонен преувеличивать реальные показатели. Даже в самом Китае некоторые независимые специалисты полагают, что в прошлом году реальный рост в 2001 году был ниже заявленных 7,3 процентов. Так, согласно данным из западной печати, Сонг Гуочинь, старший экономист из неправительственной аналитической структуры под названием “Сток Эксчейндж Экзекьютив Каунсл”, считает, что реальный прирост мог быть ниже – 5 или 6 процентов. А ученые из Питтсбургского университета в США настроены еще более критически. Они полагают, что реальный прирост находится в пределах 3-4 процентов.


Из всей совокупности изложенных выше фактов следует, как нам представляется, такой вывод: данные профессора Н.Масанова о впечатляющих экономических достижениях Китая подлежат значительной корректировке в сторону уменьшения. Может быть, он или еще кто-то не согласится с нами? Тогда милости просим к полемике, призванной раскрыть истину.