Почему у нас не получается такой Казахстан, которым можно было бы гордиться?!

Размышления простого казаха по случаю 5-летия “Стратегии-2030”

Размышления простого казаха по случаю 5-летия “Стратегии-2030”


В эти дни страна отмечает 5-летие “Стратегии-2030”. Этот проект обещает нам полноценную жизнь к концу третьей декады нового столетия. Доживем ли мы до этого?! Если доживем, станем ли в самом деле свидетелями его реализации?! Ответ прост. О том, какой может быть выход в ситуациях с такого рода проектами для тех, кто их выдвигает, давным-давно уже сказал Насреддин. Он перед эмиром Бухары обязался за 20 лет научить говорить своего осла, а тот должен был лишить его головы в случае неудачи. Насреддина такая опасность вовсе не пугала, так как он полагал, что, пока истечет такой длительный срок, или животное сдохнет, или эмир умрет, или он сам отправится в мир иной.


Примерно таким же образом могут, наверное, успокаивать себя и авторы “Стратегии-2030”, которая была, как известно, разработана специально созданной для этого рабочей группой под руководством Е.Утембаева, преобразованной после принятия и утверждения этого документа в Агентство по стратегическому планированию РК. Тем более что суровое наказание в любом случае не грозит им…


А если серьезно, то следует сказать, что “Стратегия-2030” доказала свою несостоятельность задолго до обозначенного в названии конечного срока. Еще в 1998-99 гг., когда выяснилось, что ее авторы, глядя далеко, прошляпили надвигающиеся на страну последствия Азиатского кризиса. И в дальнейшем государственным мужам уже вряд можно всерьез соотносить свои решения с этим документом. Из него не получилось ни идеологии, ни долгосрочного плана. Он оказался несерьезным документом.


К сожалению, многое в нашей нынешней жизни оказывается столь же несерьезным. Помнится, как в начале 90-х гг. прошлого века мы все с упоением критиковали реальность того времени. Теперь-то, когда уже почти 11 лет прошло со дня объявления государственной независимости Казахстана, понятно, что прежний общественный строй, по сравнению с тем, что у нас тут за это время получилось, представлял из себя куда более серьезную и основательную систему.


Так что сейчас нам нужно не планы на десятилетия вперед строить, а разобраться для начала хотя бы в себе. Мне представляется, что многие наши нынешние неудачи связаны именно с тем, что мы либо не очень хорошо знаем себя, либо просто переоцениваем свои возможности. Начать, наверное, надо каждому с себя. Вот, к примеру, я – казах по происхождению и самосознанию. И я, надеюсь вполне, отдаю себе отчет в том, что мы, казахи, есть на просторах Евразии. Еще в советские времена меня однажды судьба занесла на берега реки Урал. Там, в бывшей казачьей станице, которая по воле новейшей истории превратилась в казахский аул в виде центральной усадьбы местного то ли колхоза, то ли совхоза, доживающий свой век старый казак сказал мне в разговоре так: “Благодарите Ленина. Кабы не он, мы вас до сих пор к Уралу на пушечный выстрел не подпускали бы”. Что было — то было.


Во времена царя-батюшки, то есть при зарождавшемся в начале XX века в России капитализме, казахи, продолжавшие тогда в большинстве своем жить кочевой жизнью, пользовались куда меньшими, чем при советской власти, правами. Поэтому уж кому-кому, а преемственной казахской общественной мысли грешно не признавать справедливости мнения (которое высказывали и высказывают многие, в том числе известный российский политик и ученый Р.Абдулатипов) о том, что при коммунистическом правлении произошла демократизация межнациональных отношений среди народов бывшей Российской империи. А вот у нас представляющая эту самую мысль современная национальная интеллигенция (особенно творческая), кстати, порожденная и взращенная именно советской властью, сейчас каких только собак на нее не вешает. “Выстрелишь в прошлое из пистолета – оно ответит тебе пушечным залпом”, — так, кажется, говорил один из классиков многонациональной советской литературы. Так вот, чем больше казахские интеллигенты охаивают былую “красную империю”, тем хуже складываются у них самих дела при реставрации давнишних общественных отношений на местный лад по принципу: “Кто смел – тот и съел”. Как говорится, поделом. Только вот жалко простых людей, которых они сбивают с толку.


Ведь тут сейчас речь не столько о том, как при коммунистах было хорошо и как сейчас плохо стало, а сколько о том, что в самом деле было и чего в действительности не было. Известного российского сатирика М.Жванецкого никто, наверное, не заподозрит в симпатиях к коммунистам. Но вот он, когда у него спрашивают о самой жизненной шутке, которую ему довелось услышать за свою жизнь, говорит так: “Как-то мы с моим товарищем ехали в поезде по Казахстану. Глядя на пустынные степи за окном, он вдруг сказал: “Вот что тут было до советской власти”. Именно это высказывание запомнилось корифею сатиры как самое-самое…


Это только истина одна. А правда у всякого народа, человека — своя… К примеру, затруднительно утверждать, что ленинизм явился благом для чехов. А вот то, что В.И.Ленину как исторической личности казахи обязаны многим, не должно бы вызывать сомнения. Взять хотя бы ту же казахскую государственность, которую сейчас едва ли не через слово поминает с гордостью чуть ли не каждый казахскоязычный автор, оратор и т.д. Ведь она – порождение вождя пролетариата. Казахские лидеры того времени поехали к нему хлопотать за общую для всех тюркских народов государственность Туркестана. Случись то, чего они добивались, жили бы сейчас в государстве с центром в Ташкенте и узбеками в роли ведущего этноса. А Ленин в ответ предложил им идею именно казахской государственности, которая в конце концов и возобладала. Об этом в 1997 году на основе архивных документов писал на страницах еженедельника “Новое поколение” известный журналист Е.Абишев… Нынешняя же казахская идеология гордится фактически подаренной Лениным государственностью, которая в дальнейшем, благодаря естественному ходу событий, воплотилась в независимую Республику Казахстан, но при этом всячески охаивает его самого и созданную под его началом советскую власть. А ведь по казахским понятиям, самым страшным поступком, метафизическим образом вызывающим страшные последствия, является надругательство над памятью человека, сделавшего тебе и в особенности предыдущим поколениям твоего рода какое-то добро.


Не хотелось бы, чтобы все сказанное выше воспринималось как апологетика В.И.Ленина и советской власти. Она тоже не приемлема. И не только из соображений здравого смысла, но и с точки зрения духовных понятий казахов. Ибо нельзя поступаться памятью огромного множества безвинных жертв эпохи коллективизации, времен повальных репрессий…


Ведь я всего-навсего хочу сказать, что мало будет проку, если мы всякий раз будем бегать на поводу у сменяющих друг друга поверий, не чувствуя под собой ног. Так никаких душевных сил не останется скоро. Пора остановиться и оглядеться по сторонам… Задуматься над вечными вопросами: откуда мы, кто мы и куда мы идем? Ведь многое в нашей жизни изменилось за прошедшие 11 лет. Во что в дальнейшем выльются эти самые изменения? Ответ на этот вопрос зависит непосредственно от того, как теперь сложится история всего человечества.


Следовательно, хватит нам ограничивать все свое мировоззрение идеологическими штампами сугубо домашнего производства и кормиться самообольщением. Век информатики – век прагматиков. Если в такое время будешь жить прямолинейными суждениями и инфантильными иллюзиями, быстро обанкротишься.


Посмотрите “Стратегию-2030” и сравните ее обещания с реальными изменениями в вашей и общественной жизни за прошедшие 5 лет. Увы. Действительность разворачивается по своему сценарию. Она сурова. За последние годы она преподнесла много неожиданностей нам, убаюканным безмятежно размеренной жизнью предыдущих десятилетий.


Жизнь тем временем продолжается. И мы на своей горькой практике в который раз убеждаемся: любой опыт общественного устройства хорош до тех пор, пока не возьмутся внедрять его вульгарные идеологи-многостаночники (апербакан-корсекызарлар). На совести именно таких деятелей миллионные жертвы политики коренизации казахов в начале 1930-х г.г. Им подобным обязано современное поколение казахов тем, что разорились и опустели тысячи и тысячи аулов по всему Казахстану. Сами-то они, да и их окружение, конечно же, не страдают. Они жируют вовсю. А вот миллионы простых людей лишены будущего, а зачастую — и настоящего. За прошлое десятилетие, отмеченное как первая декада существования независимого Казахстана, многие его жители, спустя многие годы, вновь узнали, что такое голод. И в такое время “Хабар”, главный телеканал страны, утверждает: “Лучше быть богатым”. Но правда жизни наших дней такова, что, чтобы разбогател в городе один казах, в аулах должны разориться тысяча его сородичей. Так и происходит. В Англии, в эпоху возникновения капитализма, овцы, образно говоря, “съели” людей, не способных выживать в новых зарождающихся условиях. В Казахстане то же самое проделывает со своими согражданами класс “новых богачей”, который заботливо создает сама же власть за счет разорения миллионов простых людей. Какое уж тут будущее у этих последних!


Так что пора уже учиться осторожности в оценках своих перспектив и отвыкать от привычки самообольщения. Советский Союз, быть может, имел не самое лучшее экономическое развитие, но это был целый самостоятельный мир. Поэтому нынче мы, его бывшие составляющие, так похожи на прирученных животных, выпущенных вдруг в естественную среду обитания. В среду, где условия выживания становятся все более жесткими, если не жестокими.


Перед лицом такой тревожной перспективы казахстанскому обществу следовало бы отбросить в сторону все свои противоречия и начинать сосредотачиваться. Но при существующем положении вещей это вряд ли возможно. Власть, которую мы имеем, достаточно сильна, чтобы сейчас позаботиться о себе, о своей сохранности. Но она в принципе не способна инициировать трансформацию казахстанцев в конкурентоспособное общество. Более того, это, видимо, противоречит ее задачам. С русскоязычным населением она еще мирится. И, можно предположить, его стремительное уменьшение ее вполне удовлетворяет.


А вот казахское население при ней теперь все больше и больше превращается в бессловесную и бесправную толпу. Посмотрите хотя бы на эти коллективные собрания проправительственных партий и движений в духе коммунистических времен. Лишив людей большей части того, что они имели при советской власти, всячески охаивая этот самый прежний режим, власть имущие добиваются того, чтобы они поддерживали их со старорежимным энтузиазмом. Судя по всему, они иного не знают и по-иному не умеют работать. А это – безнадега. Такой же безнадегой является “Стратегия-2030”…


Следовательно, нужна теперь другая стратегия. И другие люди для ее осуществления. Ибо во главе с людьми, которые, несмотря на новоприобретенный лоск и демократическую фразеологию, остались душой и мыслями в прошлом, общество в будущем ничего хорошего ждать не может. Нужен новый взгляд. Нужны новые подходы. Нужно избавляться от стереотипов, заведших нас в тупик. Я был и остаюсь казахом. Но я знаю, что только казахской жизнью и только под казахской властью жить мне и моим соплеменникам уже не доведется. На дворе другой век и другая реальность. Для них планы и представления в духе “Стратегии-2030” — это уже отжившее свое прошлое.