Кого спасет \»грачиное гнездо\»?

Решение России о создании военно-воздушной базы в Кыргызстане неоднозначно оценивается наблюдателями. Принесут ли \"грачи\" на своих крыльях долгожданные мир и стабильность в Центральную Азию?

В российской прессе усиленно делается акцент на Договоре о коллективной безопасности (ДКБ). В частности, Юрий Гаврилов в материале \»Грачи\» гнездятся в Киргизии\» (\»Московский комсомолец\» за 2 декабря с.г.) подчеркивает — \»российские военные самолеты станут основной авиационной компонентой коллективных сил быстрого развертывания\».


Впрочем, если \»комсомольцам\» сей факт кажется вполне обычным и логичным действием в рамках упомянутого договора, то \»Коммерсантъ\» (в номере за 2 декабря с.г.) пытается заглянуть чуть дальше — материал Дмитрия Глумскова и Ивана Сафронова под красноречивым заголовком \»Российские Военно-Воздушные Силы потеснят НАТО\», как говорится, без обиняков, заявляет о реваншистских устремлениях России.


Читаем: \»…между тем уже год в Киргизии базируется несколько эскадрилий самолетов стран НАТО, переброшенных туда перед началом антитеррористической операции в Афганистане. Генерал Топоев (киргизский министр обороны — прим. автора) в подобном соседстве не видит ничего странного. По его словам, военнослужащие выполняют разные задачи: расположившиеся на аэродроме \»Манас\» натовцы заняты проведением антитеррористической операции в Афганистане, которая \»когда-нибудь да закончится\», а военная база стран-членов ОДКБ — долговременное образование, призванное обеспечить безопасность в регионе\».


Надо же такому случиться — стоило НАТО развернуть в Киргизии группировку военной авиации, как Россия в тот же миг вдруг прониклась заботой о \»безопасности в регионе\». Однако где же были \»славные грачи\» в 1999 и 2000 годах, когда киргизские военные бились в горах с террористами? Или это следование традиции братьев-славян махать кулаками после драки или, если хотите, приходить к шапочному разбору? Нет уж, противостояние военной мощи России и НАТО вряд ли сильно обрадует самих киргизов.


Очевидно, в Москве прекрасно осознают, что дежурными фразами об обеспечении безопасности в регионе стремление к его милитаризации не оправдать. И тогда в ход пускают иные доводы. \»Путин спасет Акаева\» — заявляют Виктория Панфилова и Сергей Сокут в \»Независимой газете\» за то же 2 декабря. Идет вкрадчивое пояснение для более \»продвинутых\» читателей: \»Как известно, Аскар Акаев не однажды обращался к российскому коллеге за советом в вопросах противостояния с оппозицией, и российский президент никогда не отказывал в помощи Акаеву. Однако до сих пор никто не мог предположить, что дружеская помощь может расшириться до начавшейся на днях переброски самолетов фронтовой и военно-транспортной авиации России в Киргизию\».


И каким же образом господа эти видят использование всей этой крылатой мощи в \»разборках\» Акаева с оппозицией? Надеемся, не в виде \»ковровых\» бомбардировок по участникам очередного \»великого похода\» сторонников, скажем, Феликса Кулова или Азимжона Бекназарова? А развозить по дачам усмиренный народ после ставшей традиционной \»молитвы примирения\» на том же истребителе — это очень экстравагантно, да автобусами как-то проще и дешевле.


В той же статье обращает на себя внимание следующая мысль: \»Оказание российской помощи Киргизии выглядит несколько нелогично, если учесть то обстоятельство, что именно эта центральноазиатская страна не является сильным или перспективным партнером России. Об этом явно свидетельствуют экономические показатели: в 2001 году российско-киргизский товарооборот снизился на 25%, падение продолжилось и в 2002 году. Одной из наиболее болезненных тем в двусторонних отношениях остается задолженность Киргизии перед Россией, которая, по оценкам Москвы, составляет около полумиллиарда долларов\».


Вот вам и подноготная так называемого российско-киргизского \»стратегического партнерства\», о котором повсеместно твердит В.Путин. И одно лишь подогревает интерес Кремля к погрязшему в долгах вассалу — \»восстановить пошатнувшийся статус-кво Москва может только с помощью Аскара Акаева, единственного лояльно относящегося к Кремлю центральноазиатского президента\».


Однако в таком случае авторам неплохо бы на 180 градусов развернуть заголовок — выходит, что Акаев может спасти честь Путина, ибо, по мысли журналистов, влияние России в Центральной Азии сильно упало после затянувшегося пребывания натовской авиации в этом регионе. И тут хотелось бы напомнить коллегам о существовании иных рычагов влияния, кроме военных — экономических, например.


И наконец, с предположением о слабости властных позиций Акаева спешит не согласиться уже киргизская пресса, которой на месте, надо полагать, виднее. Вот что пишет Рина Приживойт в бишкекской газете \»Моя столица\» (17.09.02г.): \»А.Акаев с коварством чемпиона мира по политическим шахматам съедает мелкие фигуры, расставляет ловушки для крупных, создает драматические коллизии и с удовольствием наблюдает за возникшим ажиотажем. И никогда не проигрывает, даже если со стороны ситуация выглядит для него абсолютно патовой\».


Конечно, материал этот увидел свет еще в сентябре и посвящается он другому событию, но уж очень точную характеристику выдала автор своему лидеру, что она очень полно описывает личность Акаева. А слова о том, что \»королю можно объявить шах, но не мат, потому что он сам может поставить мат кому угодно, даже оставшись на доске в одиночестве\», и вовсе сводят на нет мысль \»НГ\» — прилет \»грачей\» в Киргизию, может, и спасает кого угодно, но только не страну и регион в целом.