Казахское общество возвращается к средневековым родоплеменным отношениям…

Возвращаясь к теме межжузовских отношений

“…трайбализм расцвел у казахов не от хорошей жизни.

Нам всем одинаково нужно современное государство”.


(Прямая линия с Петром Своиком. Часть третья. Окончание)


Я давно готов был выступить по этой проблематике. Но до последнего времени сдерживался, несмотря на то что она заключала в себе для меня, как для журналиста, большой соблазн. И вот почему. Что бы я о себе ни думал, я самый обыкновенный средний казах со всеми характерными достоинствами и недостатками (можно читать и наоборот). И для меня доминирующие в коллективном сознании моей этнообщины морально-идейные установки не есть пустой звук, хотя сам я, наверное, не всегда отдаю себе в этом отчет. Так вот, было время, когда среди казахов сильнейшим образом проявлялся дух консолидации в единую нацию. В такой атмосфере всякий, кто высвечивал неприятные аспекты жизни, представлялся любителем поискать грязь под ногтями. И ему была гарантирована всеобщая неприязнь. Объектом такого отношения со стороны большинства своих сородичей, к примеру, сделался к 1993 году из-за своих печатных выступлений, шедших вразрез с общеказахскими устремлениями, профессор КазГУ Н.Масанов… Другими словами, прежде для казаха считалось непорядочным выносить в фокус общественного внимания тему межжузовских противоречий. И не потому, что они не признавались существующими. Нет. Просто было принято считать их пережитками прошлого, которые теперь самым активным образом изживаются.


Времена меняются. Сейчас уже глупо достойным для казаха поступком считать замалчивание межжузовских противоречий. Потому что они не только не изжиты — они приняли невиданный прежде размах. Об этом свидетельствует десяток острых проблемных статей и материалов по этой теме, появившихся в одном только прошлом году на сайте интернет-газеты “Навигатор”. Среди них были даже попытки дать масштабную панораму жузовщины и трайбализма в современном Казахстане, предпринятые П.Своиком и М.Жампеисовым.


“Пусть сгорит со стыда тот, кто делится на жузы”


Нас просто обманули. Я имею в виду всех простых казахов, пребывавших во власти высоких чувств национального патриотизма все то время, которое берет свое начало с Декабрьских событий 1986 года. Нам надо было бы еще тогда внимательно проанализировать поведенческие стереотипы нашей элиты, неподдельно (то есть “во всей своей красе”) проявляющиеся в критические для народа моменты, и сделать соответствующие выводы для себя. Ведь ни один волос не упал тогда с головы хоть кого-нибудь из “отцов нации”. Более того, они охотно громили на собраниях участников событий — аульную молодежь, которая и выступила-то за то, чтобы эту самую элиту не лишали постов. Казахские верхи тогда вчистую предали тех, кто пошел за ними и ради них… Потом настали другие времена. Мы по случаю обретенной государственной независимости как бы решили не ворошить старое (“кто старое помянет — тому глаз вон”) и снова пошли за ними. И опять оказались у разбитого корыта. Воистину, тот, кто не извлекает уроков из ошибки, обречен на ее повторение.


Самые пламенные призывы, обращенные к казахскому обществу на рубеже 80-х и 90-х гг., заключали в себе идеи казахской солидарности. Их бросали в народ представители как административной, так и творческой элиты. Эти люди в неподдельном, казалось бы, гневе клеймили позором тех, кто хочет внести раскол в единство нашего народа именно в такой момент, когда он наконец-то обрел независимость. Такого рода речи впечатляли. Но со временем выяснилась интересная вещь. Оказывается, те, кто чаще и громче всех призывает к “казахскому интернационализму”, как раз больше всех и практикуют деление казахов на своих и чужих по жузовской принадлежности. Увы, сейчас это уже ни для кого не новость… Выражение, вынесенное тут в подзаголовок, получило распространение в народе с легкой руки Ш.Муртазы, народного писателя Казахстана, являющегося выходцем из Джамбулской области. Но когда он стал первым руководителем Гостелерадио республики, выяснилось, что установку на верность казахскому единству он дает другим, но отнюдь не себе. Об этом в сатирическом ключе написал в свое время известный поэт Копен Амирбеков (кстати, он тоже уроженец Южного Казахстана).


Кто сейчас хозяин положения?


Вопрос риторический. Потому что ответ на него в Казахстане известен всем. Вот, к примеру, что говорит по этому поводу не какой-нибудь досужий политолог или журналист, а аспирант Института питания (sic!) Даулет Басхожаев: “В нашем обществе жузовщина поразила буквально все слои населения. Также не секрет, что на работу подбираются по жузам. Причем во властный Олимп путь открыт, в основном, представителям Старшего жуза.” (“Вопрос такой: быть ли Казахстану вообще?”, газета “XXI век”, 8.07.99г.). Да, хозяином положения является Старший жуз. Разумеется, речь идет о его элите. А обиженными считают себя Средний и особенно Младший жуз. В среде представителей Среднего жуза есть такое расхожее мнение: “Сейчас старшежузовцы и младшежузовцы объединились и вместе зажимают среднежузовцев”. Прежде оно публично никем из известных политических и общественных деятелей не озвучивалось. Даже на прямые вопросы о нем такие лица однозначного ответа не давали. Некоторое время назад в газете “СолДат”, помнится, было опубликовано интервью с Б.Турсунбаевым. Так вот, там журналист спросил у известного государственного деятеля о том, соответствует ли такое мнение действительности. Тот, как и ожидалось, ответил, что ему ни о чем таком не известно. Но вопрос тем не менее оставался… А в прошлом 2002 году такое мнение уже как бы удостоилось гласного статуса. Сразу несколько публицистов из числа политических и общественных деятелей во главе с П.Своиком попытались утвердить его в общественном мнении.


Но его вовсе не разделяют западноказахстанские казахи, которые, согласно названному мнению, считаются младше южных казахов в их альянсе против среднежузовцев. Что же касается старшежузовцев, то те вообще не признают наличия жузовщины в сфере общественной и государственной жизни. А младшежузовцы, в отличие от них, соглашаются с тем, что жузовский произвол имеет место в официальной сфере. Но у них свои причины для недовольства. И они представляются, если их рассматривать вкупе с прогнозами российских и западных исследователей, предсказывающих рост массового недовольства в ближайшем будущем именно на Западе республики, куда более серьезными, чем у среднежузовцев. Сперва обратимся к тем из них, которые уже сформулированы печатно. Известный журналист Нури Муфтах, который некоторое время работал в системе правоохранительных органов и знал о их делах не понаслышке, на страницах все той же газеты “XXI век” утверждал, что, к примеру, все областные прокуратуры Западного Казахстана захвачены южноказахстанцами (тремя алматинцами и одним чимкентцем) по происхождению (“Бири сизден, бири бизден болганы жон”, 3.06.99г.). В то же время ни один представитель Актюбинской, Атырауской и Мангыстауской области не занимает подобной должности где-либо. То есть речь не может идти о простой ротации кадров. Речь может идти, если отталкиваться от приведенных Н. Муфтахом фактов (а их никто не опровергал), о засилии южан в западноказахстанских подразделениях системы прокуратуры. Вообще, судя по этой публикации (а ее автор являлся журналистом с 40-летним стажем и дело свое хорошо знал), такая тенденция присуща и остальным сферам жизни. То есть на западе страны фактическая управленческая роль переходит в руки выходцев из Южного Казахстана и других регионов. Почему так делается — не совсем понятно. Скорее всего, тут нет какой-то осмысленной политики, а есть только принцип нахрапа: “Власть у нас. Как хотим, так и делаем. Кто нам может запретить?!” А кто посмеет возразить, так тут же следует окрик: “Смотри на шанырак! Забыл, кто в доме хозяйн, да?! Ну ничего, мы тебе живо напомним!”. А если иметь в виду то, что в центре реальный вес представителей Младшего жуза со времен обретения Казахстаном государственной независимости существенно уменьшился, картина, с точки зрения западноказахстанцев, вовсе удручающая…


Далее мы поговорим о том, что еще не заявлено громко, но самым активным образом обсуждается в среде западноказахстанцев. Их очень встревожило то, что произошло с Н.Муфтахом, первым из западных казахов опубликовавшим правду о засилии и произволе южан, и Б.Габдуллиным, первым из западных казахов опубликовавшим такую правду в качестве главного редактора. Первый при не до конца ясных обстоятельствах трагически погиб поздней осенью прошлого года в Таразе во время журналистской командировки. Второй оказался вынужден просить политическое убежище в США и теперь находится там. И тот и другой были по работе и по духу связаны с атырауским журналистом Доспановым, попытавшимся в прошлом году поднять районные маслихаты против произвола центральной власти в бюджетном вопросе. Его группа побывала в США и нашла доброжелательный прием среди тамошних политиков. Впоследствии сам Доспанов лишился возвожности покидать пределы Казахстана. Стал совместно с Н.Муфтахом издавать новую газету. Выдвинулся кандидатом в депутаты мажилиса по Курмангазинскому округу и в этом качестве был горячо поддержан Б.Габдуллиным из Америки. Но, ясное дело, не прошел…


Они раньше гордились тем, что являются хорошими воинами, нефтяниками и железнодорожниками. Из западноказахстанцев вышел первый полный генерал (от инфантерии) из казахов в царской России (Губайдолла Жангиров), первый советский генерал-майор (Шакир Жексенбаев, в годы Великой Отечественной), генерал-лейтенант (Жансен Кереев, в 1980 году) и первый (и пока что единственный в России) Герой Советского Союза (1988 год) и Герой России (2000 год) Каирболат Майданов (к сожалению, второго звания он удостоился посмертно). Но сейчас в независимом Казахстане выходцев из Младшего жуза практически нет в руководящем составе Вооруженных сил, внутренних войск и погранвойск. Западный военный округ возглавляется происходящим из Джамбулской области моряком Камратовым, который носит неизвестно кем присвоенную адмиральскую звезду. Такой же моряк, но местный уроженец Галым Иманалиев, капитан I ранга российских ВМФ, вдали от родины, в Севастополе руководит военно-морским училищем имени адмирала Советского Союза Октябрьского…


Из многочисленных еще недавно нефтегазовых генералов родом из Западного Казахстана к настоящему времени в руководстве отрасли, можно сказать, тоже мало кто остался. Там сейчас верховодят выходцы из среды элиты южан или выдвинутые ею кадры. Уроженец юга Южного Казахстана г-н Палымбетов является акимом Мангыстауской области, где пока еще добываются наибольшие объемы казахстанской нефти. Такие же, как он, южане, сидят за спиной у президента “Казмунайгаза” Л.Киинова, которого они определили на роль своего рода “зиц-председателя”. Железная дорога, от которой кормилась как минимум половина коренного населения Западного Казахстана, находится, как и многое другое, в загоне. Но и в этой сфере западноказахстанцы тоже полностью выведены из игры. Сокращаются тысячи рабочих мест. Тем временем сливки с железнодорожных перевозок по Западному Казахстану снимают инофирмы и их филиалы, обосновавшиеся в здешних областных центрах. Там зарплаты измеряются тысячами долларов, но представителям коренного населения туда тоже дорога закрыта. Остается только гадать, за какие заслуги этим иностранцам созданы райские условия. Но привели их туда тоже не уроженцы Западного Казахстана.


Регион является основной надеждой страны в смысле экономических перспектив. При этом местные люди активно отодвигаются на задний план. Среди десяти наиболее состоятельных казахов нет ни одного западноказахстанца по происхождению. Из первых пятидесяти молодых “новых казахов” ни один не представляет Младший жуз… Такого рода выводов можно сделать много. А ведь все это ведет к тому, чтобы оправдался прогноз российских и иностранных исследователей. Возникает вопрос: кому это выгодно?


Похоже, идеи казахской солидарности в очередной раз послужили ширмой для неблаговидных делишек нашей безответственной элиты и теперь пошли коту под хвост. Кто теперь в них поверит?!