СМИрно! Равнение на власть…

Источник: газета \"Ассанди таймс\"

Космический разрыв между жизнью казахстанского общества и деятельностью казахстанской власти вдруг стал предметом государственной заботы. Но не потому, чтобы исправить нарушенный баланс: правительство для народа, а затем, чтобы спасти пошатнувшийся порядок – народ для правительства.


Наряду с декоративным ПДС про “демократизацию общества”, во всю раскручивается колесо “институализации СМИ”. Политика и пресса в стране, самые публичные сферы, как по повестке военкомата, уходят на службу в армию власти.


В Казахстане, по данным авторитетных экспертных служб США и Европы, все государственные и крупные частные СМИ находятся под преимущественным контролем членов президентской семьи и нескольких государственных, банковских и промышленных олигархов. Достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить совсем узкий круг лиц, владеющих огромными информационными ресурсами республиканского масштаба (газеты, телекомпании, радиостанции, телекоммуникационные компании, типографии, информационные и рекламные агентства). За последние 7-8 лет в Казахстане были напрочь стерты зачатки свободного медиа-рынка и наступила глобальная монополизация не только живых доходов, но главное – воздействие на массовое сознание народа отшлифованными потоками информации. Один из важнейших стратегических (политических и экономических) ресурсов страны стал собственностью власть-семьи. Словом, классический вариант диктаторских режимов сложился и в Казахстане: власть – себе, нефть – сыновьям (зятьям), СМИ – дочерям. Казалось бы, чего еще надо?


Однако контролировать такую огромную информационную империю не так-то просто. Во-первых, даже малое число собственников являются соперниками друг другу, и информационные войны между ними могут выйти за пределы общего политического поля. Во-вторых, огромная армия журналистов также может в силу творческого избытка и плюрализма мысли нарушать установленную идеологию. В-третьих, хоть и малая после нескольких разгромов, но еще сохранившаяся часть действительно независимых газет стала опасной “косточкой”, застрявшей в горле власть-семьи. Тем более что судебные процессы в США по “Казахгейту” в самом разгаре и очень скоро ожидается информационный взрыв по фигурантам этого дела из казахстанского руководства. Надо спешить, чтобы максимально заблокировать ожидаемые результаты этого скандала.


Вот почему в Казахстане началась срочная институализация СМИ в виде различных общественных организаций, как Союз журналистов, Конгресс журналистов, различных ассоциаций и фондов, во главе которых стоят сами члены власть-семьи и их доверенные люди. Самым значительным институтом стал Общественный совет по СМИ при президенте РК, который недавно провел свое первое заседание. Стратегию, цели и задачи ОС на заседании огласил сам попечитель.


В целом, если судить по выступлению президента, стратегия Общественного совета по СМИ определена как контролирующий орган, призванный “помогать прессе, государству и обществу в целом регулировать взаимоотношения”. При этом президент наделяет свой Совет “установленными для него большими полномочиями”. Согласно нашей Конституции, президент действительно имеет право создавать что-то подобное и наделять его полномочиями. Но опыт показывает, что на примере Ассамблеи народов Казахстана, Совета по соблюдению прав человека, Совета по делам женщин и других структур, созданных при президенте, Совет по СМИ будет таким же ручным и смирным. Увы, данная статья Конституции еще никому не принесла реальной пользы.


Роль ОС по СМИ отводится большая и почетная. По словам президента, “нельзя допустить, чтобы общество утеряло контроль за сферой СМИ. В этом видится главная задача и предназначение Совета”. То есть ОС – это и есть, как бы, общество, которому должны служить и власть, и СМИ. ОС – это мост между властью и прессой. Звучит все правильно, а на деле выглядит совершенно неправильно. Кто они, члены ОС по СМИ? Ба! Да это же все знакомые лица. Руководители тех СМИ, которые сидят под собственностью власть-семьи, все тех же министерств, которые олицетворяют образ Чикотилы – душителей неугодных СМИ и все те же члены хитроумного, но послушного парламента. По уже отработанной схеме, в Совете числится несколько человек, чьи имена заслуживают уважения и доверия, но их, как всегда и везде, – меньшинство.


Там, где манипулируют законами и действует принцип “власть всегда права”, человеческий фактор играет важное значение. Здесь возможен только принцип полной совместимости. Поэтому в журналистской среде выпестована особая порода людей, у которых атрофированы профессиональные и моральные ориентиры, а работает лишь инстинкт собаки – служить хозяину. Достаточно вспомнить посткунаевский период, когда “журналисты-собаки” по команде новых хозяев талантливо травили старого, поверженного хозяина. Такая особая порода журналистов широко используется во всех “общественных” (созданных власть-семьей) журналистских организациях, в т.ч. президентском Совете. Благо, что их еще не так много, поэтому они кочуют из одного президиума в другой и олицетворяют “журналистов страны”, “академиков журналистики”, а теперь и “общество” по контролю взаимодействия СМИ и власти. Поэтому говорить о реальных возможностях данного Совета не приходится, и никакой интриги здесь нет. Все очень ясно: какая поступит команда, таким и будет решение Совета.


Интересно другое – какие команды в предстоящих боевых действиях будут поступать от генералиссимуса. Это уже ясно читается из выдержек выступления президента, опубликованных в прессе. Прежде всего президента волнует вопрос: “…контроль, взаимный контроль – общества над СМИ, СМИ над деятельностью властей”. Смысл вроде ясный, но непонятны механизмы такого взаимоисключающего контроля. Сегодня у общества совершенно нет никаких юридических возможностей контролировать СМИ. Ни парламент, ни маслихаты не имеют никакого доступа к делам прессы. У нас нет и такого института, как общественные газеты или общественное телевидение.


Неужели президент на полном серьезе полагает, что от имени общества контролировать СМИ в стране будет назначенная им кучка деятелей? Сюда же, надо полагать, относится и миссия его Совета — бороться с лозунгом “Средства массовой информации якобы всегда против власти”, не весть откуда взятым президентом. Или: “У меня такое впечатление, что никак упоение не проходит. Когда мальчик не наиграется в войну, он продолжает играть и в 20, и в 30, и в 40 лет”.


Получается, что если какие-то популярные газеты или телеканалы будут вести общественно-политические дискуссии или проводить журналистские расследования по фактам коррупции и это не понравится наверху, Совет будет стряпать судебные иски или вызывать на ковер владельцев и авторов этих СМИ. А реплика про “мальчика” — это прямое напоминание о судьбе Сергея Дуванова. Действительно, нельзя же всех оппозиционных журналистов кидать на нары за “изнасилование”. Хватит уже подставляться спецслужбам, следователям и судьям. Пусть сами “братья по цеху” мочат друг друга, как пауки в банке. Для того и даны “большие полномочия” и статус защитников общественных интересов членам Совета. Словом, при президенте страны образован отряд спецназа по зачистке коллег-журналистов, у которых “никак упоение не проходит”.


Назарбаев в своей речи сказал: “В любом государстве свобода слова и СМИ не означает их бесконтрольности. В любых странах также не отменяется ответственность СМИ перед обществом”. Да, действительно, в любых других странах, кроме таких, как наша. Это у нас власть пользуется правами общества в своих интересах. В Казахстане общество – ничто, власть – все. Поэтому интересы общества используются в спекулятивных целях. Единственное выборное право общества в стране – и то фальсифицируется. И когда президент говорит об ответственности СМИ в Казахстане перед обществом, это надо понимать как ответственность лично перед ним. Потому что права президента беспредельные, а права общества (экономические и политические) – мизерные.


Совершенно интересен тезис президента про партнерство власти и СМИ, для которого в Казахстане созданы “прекрасные условия”. Еще бы, если такое партнерство завязано на кровных и клановых интересах. Все крупные СМИ в Казахстане принадлежат не государству и обществу, а детям, помощнику, семейному олигарху, лояльному банкиру и, пожалуй, все. Эти СМИ никогда не имели и не будут иметь никаких проблем с властями, потому что сами являются обслугой этой власти. “Прекрасные условия” существуют исключительно для своих СМИ – зеленый свет на тендерах, бюджетные подпитки, рекламное поле, административный ресурс и т.д.


На местах, по примеру главной семьи, акимы и местные олигархи точно также создают свои СМИ для собственной обслуги и также за счет бюджетного административного ресурса. И у таких СМИ тоже нет никаких проблем с властью. Но как же быть с теми, которые пытаются быть действительно независимыми? Таких в стране становится все меньше и меньше, потому что они буквально погибают от судебных преследований, финансового разорения штрафами или от “несчастных” случаев, как, например, пожаров…


В этой связи характерна такая цитата из речи президента: “Мы предоставили всю казахстанскую территорию независимым СМИ, дали им лицензии, а они буду поливать грязью всю страну? Ничего подобного! Вот как раз этого, я откровенно скажу, не будет”. Как говорится, спасибо за откровенность, но никому уже не секрет в стране и во всем мире, что в Казахстане нет ни свободы слова, ни независимых СМИ. Независимые СМИ существуют в условиях свободной конкуренции на рынке, являются самоокупаемыми и работают без контроля властей. У нас ничего такого нет. А есть маленькое число оппозиционной прессы, которая поднялась за счет своей смелости. Уничтожить ее до конца власть не может из-за огромной популярности в народе и пристального внимания международных организаций. Очевидно, эту прессу имел в виду президент, когда говорил “поливают грязью всю страну”. Это совершенная клевета. Просто не надо путать себя и всю страну. Напротив, именно оппозиционные СМИ в Казахстане мужественно стоят на патриотических позициях, защищая интересы общества, а не власти. И вовсе не ее вина в том, что власть не любима своим народом.


Речь президента на заседании напоминает по своей тональности его роковую фразу, сказанную бизнесменам: “я могу любого взять за руку и отвести в суд”. И что было потом, всем хорошо известно. Были облавы на крупный бизнес и были уголовные процессы. Думается, что и здесь прозвучала откровенная угроза в адрес конкретных СМИ. Разве не странно, когда президент угрожает, а потом люди лишаются работы или их сажают в тюрьму?! Так было и после собрания демократической общественности 19 января прошлого года, когда Назарбаев приказал “разобраться со всеми”. И снова были облавы, но уже на политические организации, и были аресты. Подобное случилось и после прямого эфира, когда президент заявил по конкретному журналисту, что не позволит ему кричать на Западе. И потом был суд и арест журналиста.


Что это все значит? Ясно, что не случайное совпадение и не мистическое наваждение. Это страшная и реальная логика. Все мы стали заложниками провалившегося по всем фронтам режима. Эта власть, имевшая безграничные права и возможности, так и не смогла создать народу сносную жизнь и обеспечить его правами. Теряя лимит доверия, она пытается укрепиться за счет потенциала общества. Создавая “общественные” институты под разными благими идеями, власть прибирает к своим рукам права народа, управляя процессами через подставных исполнителей. Так, партия “Отан” олицетворяет народный парламент, Ассамблея народов – межнациональное согласие, ПДС – политический плюрализм… Также и Совет по СМИ будет изображать “интересы общества”, а на самом деле призван обеспечивать безопасность режиму от критики СМИ. И все, что может помешать на этом пути, будет беспощадно уничтожаться. До тех пор, пока общество не займет свое законное место.


…Знаменитая Первая поправка к Конституции США гласит: “Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова или печати”. И, как говорится – NO COMMENTS!


\»Ассанди таймс\», №13, 04.04.03.