Без тормозов…

Вот пуля просвистела


Газеты сообщают о покушении на директора актауской компании “Ойл транспорт корпорейшн” Хайруллу Оспанова. “На контрольный выстрел у киллеров не осталось патронов, благодаря чему…” экс-министр промышленности РК, бывший ответственный сотрудник администрации президента РК остался в живых, — пишет “Время”. Оперативно-следственной группе, которая разыщет заказчика и исполнителя, компания “Мангистаумунайгаз” (фирма, возглавляемая Оспановым, является ее дочерним предприятием) выплатит 200 тыс. долларов. “По отзывам людей, Оспанов – человек абсолютно неконфликтный, интеллектуал, доктор экономических наук, профессор. В быту достаточно скромен, врагов у него нет”, — пишет “Экспресс К”.


Придя в сознание, пострадавший назвал вероятного заказчика покушения. “Именно этот человек был в руководстве одной из трех фирм, составивших костяк новой. (“Ойл транспорт корпорейшн”, созданной путем слияния трех компаний) Именно этого человека Оспанов уволил с работы, за что тот публично угрожал ему расправой. Именно этот человек является известной и неоднозначной персоной в Мангистауской области. Он публично кичится своими связями как с местными силовиками, так и с криминалитетом”, — поясняет “Время”. В связи с этим издания выразили сомнение, что преступник будет наказан. В Актау “…сразу пошли разговоры, что “кандидат” настолько сросся с коррумпированными представителями силовых структур, что те не позволят расследованию копать слишком глубоко и оно рано или поздно зайдет в тупик”, — “Экспресс К”, “…курсируют слухи, что заказчик этого дикого преступления никогда не будет найден, а само дело будет спущено на тормозах”, — “Время”.


Плох премьер в роли хирурга


Газета “Мегаполис” дала развернутое послесловие к “псевдополитическим “войнушкам” между парламентом и правительством за землю. По мнению Е.Рахимжанова, премьер-министр, показав новый метод проталкивания законов, не только “…обозначил борозду между правительством и народом. Он настроил парламент против себя, а стало быть, и против последующих законопроектов, которые будут разработаны правительством” В то же время о самом законопроекте, “…который станет законом и вступит в силу, то о нем почему-то забыли. Забыли и о том, что разъяснения необходимо проводить среди населения. А потому общественное мнение настолько же негативно к Земельному кодексу настроено, как и к Имангали Тасмагамбетову”. По мнению журналиста, выход в “такой вот безвыходной ситуации” только один – “отставка”. “Да вот политической воли не хватит…”, — считает автор.


По мнению Ахаса Тажутова, “…принятие закона любой ценой фактически обернулось попранием народовластия”. А “правительство вновь и вновь исходит из презумпции своей непогрешимости. Оно проводит радикально максималистскую экономическую политику. То есть при принятии решений по самым ключевым вопросам оно не считается ни с мнением общества, ни с позицией законодательной власти”. Сегодняшние события, по мнению журналиста, напоминают аграрную реформу в степи в начале 30-х годов, которая “…стоила жизни половине всех казахов”. Казахский народ имеет горький опыт, поэтому “и сейчас нет ничего удивительного в том, что именно казахское общество ожесточенно сопротивляется введению частной собственности на землю”.


Оценивая премьер-министра, А.Тажутов пишет, что “И.Тасмагамбетов ведет себя как хирург, который не признает никаких консилиумов”. Автор статьи вспоминает, что “так он вел себя, помнится, и в конце 1995 года, когда пробивал и организовывал введение ФОМСа или медицинского страхования”.


Чем все тогда закончилось, по прошествии 8 лет, мы хорошо помним. Чем закончится в данном случае, крестьяне будут помнить еще дольше. Если, конечно, они не исчезнут, как динозавры.


Каждый понимает долг по-своему


Сегодня на каждого казахстанца приходится более 1200 долларов внешних долгов, — сообщают “Известия-Казахстан”. Однако правительство тут ни при чем. “Эти долги остаются на совести тех самых хозяйствующих субъектов, за которыми они числятся, и не должны обременять бюджет”. Хотя, как считает издание, “…могут быть исключения. Особенно если встанет вопрос об имидже страны”. Поясняется, что “отмахнуться от претензий…в случае дефолта, объявленного той или иной компанией…” от заемщиков — “авторитетных международных учреждений” “будет трудно” Поэтому “отечественные чиновники, как правило, о сумме валового внешнего долга говорят неохотно”, легче “озвучивать размеры государственного долга, который составляет около трех с половиной млрд. долларов, или чуть больше 12% от ВВП”, и не составляет угрозы для безопасности государства”.


Вместе с тем, “если внешние долги государства сокращаются, его внутренние долги растут. На первое мая 2003 года, по данным агентства “Ирбис”, сумма госдолга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг, достигла 418,6 млрд. тенге – то есть почти 3 млрд. долларов….”. Такая тенденция, по мнению “Известий” может усилиться: “внутренних резервов в Казахстане становится больше, а финансовых инструментов для вложения капиталов не так много”.


Журналист пишет, что “соотношение внешнего и внутреннего госдолга постепенно приходит к балансу, и не исключено, что в ближайшем будущем оно склонится в пользу последнего”. Что, по мнению автора, лучше: “с внутренним инвестором, как известно, иметь дело гораздо безопаснее, чем с иноземным. Особенно в случае “непредвиденных” финансовых затруднений”.


Однако… Значит, “внутренних инвесторов” в случае чего можно и “кинуть”. Ведь это не повредит имиджу страны. И государство как бы ни при чем.