Экономика рыночная с повадками базара

Человек в рыночной экономике

Нас сама Америка признала страной с рыночной экономикой, чем мы очень гордимся. И как не гордиться, когда, как говорит наш президент Нурсултан Назарбаев, мы в экономическом развитии всех в СНГ обскакали, даже Россию обошли на повороте. Но, честно сказать, по слабости своих экономических познаний, не могу наглядно разложить, как рыночная экономика воздействует на мою и окружающих меня жизнь. Еще в студенчестве моя попытка овладения экономической теорией закончилась провалом и тогда же подумал, что эта наука, наверное, не для меня. Соблазнившись уверениями преподавателя по политэкономии, что он пятый раз конспектирует “Капитал” и при каждом обращении Маркс открывает для него что-то новое, решил тоже проштудировать его гениальный труд. Вооружившись новой общей тетрадью для конспектирования, отправился в публичную библиотеку им. Пушкина. Но как ни вчитываюсь, ничего не пойму. Тогда в помощь “Капиталу” взял лекцию Высшей партийной школы по только что пройденной теме. И как несказанно удивился, обнаружив, что наш педагог читает нам лекции по облегченным для понимания брошюрам Высшей партийной школы. Понял, что “Капитал” и для него оказался трудным орешком, а коли так, незачем мне, студенту, ломать голову над ним.


Из всего учения Карла Маркса у меня крепко засели в голове два слова – “прибавочная стоимость”. Встречаясь с ними повсюду и на каждом шагу, отлично понимаю, что они означают, как действуют на мою и окружающих жизнь. Могу просто, доходчиво для всех объяснить, на многочисленных примерах наглядно показать их в действии. Прибавочную стоимость создают все, у кого есть власть, начиная с низшей ступени и все выше и выше. И отнюдь не за дополнительный труд, услугу, а из ничего, можно сказать, прямо из воздуха. Чем дальше, как в лесу, дров становится все больше. Раньше мы оплачивали коммунальные услуги копейка в копейку, согласно предъявленному счету. Банки, принимая плату, решили,что нам оказывают величайшую услугу. А за всякую услугу при рыночной экономике, как известно, требуется позолотить ручку. Одним словом, надо платить деньги за то, что платишь деньги.


Инициатором нововведения выступил один из крупных и богатейших банков- \»ТуранАлем\».


Дурной пример заразителен. Не удержался запустить руки в карман граждан и тоже делать деньги из ничего самый наш народный- Народный банк. Правда, он все же поскромничал и стал брать за каждую квитанцию в два раза меньше- по 5 тенге. Но мы компенсируем эти “потери”, оплатой коммунальных услуг по двум и трем счетам. Антимонопольное агентство разрешило для удобства монополистов производить плату раздельно, а не как раньше по единому счету.


Департамент этого агентства в Алматы, куда обратились возмущенные жильцы, отписал, что провел два совещания по этой надуманной доплате с представителями заинтересованных сторон и, “так как деятельность банков, в том числе установление суммы комиссионного вознаграждения, антимонопольным комитетом не регулируется, направлено соответствующее письмо в адрес прокуратуры Алматы для принятия мер прокурорского реагирования”. А пока прокуратура думает, как реагировать, тот же \»ТуранАлем\» удвоил и даже утроил стоимость своего комиссионного вознаграждения. В зависимости от наличия поблизости или вовсе отсутствия другого конкурирующего сберегательного банка, когда клиент оказывается в безвыходном положении. Но и это не все. Идет разговор об установлении в скором времени взимания платы за пользование услугами банкоматов.


Монополисты по предоставлению коммунальных услуг вместе с постоянным поиском увеличения тарифов ищут источники для получения новой добавочной стоимости. Жильцы домов ПКСК “Мерей”, где были установлены общие домовые счетчики тепла, платили за отопление только в отопительный сезон, но зато в два раза дороже тех, у кого не было таких счетчиков. В отдельные месяцы прошедшей зимы одно только отопление превышало сумму минимальных пенсий и зарплаты. \»Алматытеплокоммунэнерго\» и летом стало выставлять счет за непоставляемое тепло, объясняя это тем, что счетчик не прошел перерегистрацию. Причем начисление сейчас, летом, идет по 35 тенге за квадратный метр жилой и нежилой площади. Жильцам невдомек, зачем на них перекладывается перерегистрация счетчика, который нужен прежде всего тому, кто отпускает тепло, и вообще, какая может быть связь между перерегистрацией счетчика и вторичной оплатой за однажды полностью оплаченное тепло. Они не знают даже, кто, когда и за сколько приобретал этот счетчик, кто и на каких условиях их устанавливал.


Власть, которая существует для того, чтобы наводить порядок и защищать интересы граждан, больше озабочена тем, как бы монополисты не оказались в накладе, недополучив намеченную прибыль. И, со своей стороны даже, помогает им устанавливать новую прибавочную стоимость. Так, акимом Алматы Виктором Храпуновым с февраля 2000 была введена плата за техническое обслуживание общедомового счетчика холодной воды. На встречах с ним, его заместителями в печати неоднократно поднимался вопрос об этой, не поддающейся разумному объяснению мзде. В самом деле, зачем мне оплачивать техническое обслуживание ненужного общего счетчика, когда у меня в квартире установлены индивидуальные счетчики холодной и горячей воды и я по их показаниям ежемесячно подсчитываю расходы горячей и холодной воды, произвожу оплату.Так думают все. Но часть граждан, в которых крепко еще сидит страх перед властью и потому всего боящихся, молча, если не сказать со слезами на глазах, оплачивают эту надуманную плату. Я, в числе некоторых других, не оплачиваю. За мной только по этой статье на сегодня набежал долг в полторы тысячи тенге. Решил, кому надо, пусть попробует через суд взыскать. Но в то же время знаю, на справедливость нашего суда, как и власти, рассчитывать трудно. Самый свежий пример. Тоже связанный с нашим ПКСК “Мерей”.


Медеуский районный суд Алматы 23 июля с.г. рассмотрел иск гражданки Сухановой Валентины Леонидовны к ПКСК “Мерей”, названный судьей Н.К. Шариповым иском \»О защите чести и достоинства и возмещении морального вреда”. Сразу возникает вопрос, как могли все жильцы, члены кооператива собственников квартир, которых на собрание не созовешь, всем миром дружно накинуться на честь и достоинство одной неведомой им Сухановой? Оказывается, такое название дать делу нужно было судье, чтобы вынести вот какое решение: ”Взыскать с ПКСК “Мерей” в пользу истицы Сухановой Валентины Леонидовны в счет возмещения нанесенного морального вреда 600 000 (шестьсот тысяч) тенге и 436 тенге- возврат государственной пошлины в порядке ст.110 ГПК РК”. Между тем, судья разбирал оскорбление Сухановой лично председателем ПКСК Ж.Егембердиевой. Так, члены одного кооператива должны еще дополнительно скинуться на крупную сумму, чтобы оплатить штраф своего председателя за недозволенные оскорбления ею какой-то гражданки Сухановой.


Такие вот пироги! Не случайная оплошность подвела судью Шарипова к такому из ряда вон выходящему решению. Он весь такой. Знаю его по другим нелепым решениям со своим личным участием в качестве ответчика и истца. Знаю достойных стать ему равными в этом в том же Медеуском и городском судах и даже в Верховном. Ищи после этого правду в суде!


И куда податься бедному гражданину, со всех сторон обираемому? Вопрос очень трудный. Сдается мне, из экономической науки и другие усвоили только два слова: “ добавочная стоимость”. Если такие, как я, а таких большинство, стали жертвами выколачивания добавочной стоимости из нас ни за что, то другие, коих меньшинство, два слова превратили в жизненный девиз. Поэтому мы как бы живем не по законам рыночной экономики, ее как будто и нет, а по старому устоявшемуся базарному принципу- думай только о том, чтобы выгодно и хорошо было тебе и твоим близким, не задумываясь о том, что это может плохо отразиться на других.


Я привел всего лишь несколько фактов из одной, близкой всем сферы коммунального обслуживания. В других сферах, где человеку также неизбежно приходится сталкиваться со своими большими и маленькими проблемами, картина не лучше. Чиновники не задумываются над тем, что они в качестве зарплаты уже получили за оказываемую нам свою услугу. Они просто принуждают каждого сделать приплату к его зарплате в качестве прибавочной стоимости к ней.