День Валентина круглый год

Как выбрать депутата?


Данный вопрос был адресован экспертам в лице Берика Абдигалиева и Нурболата Масанова еженедельником “Ак жол Казахстан” (№ 32, 08.08.03) на прошлой неделе. Естественно, речь идет о депутатах в маслихаты, выборы которых состоятся 20 сентября текущего года. Кстати, не стоит принижать “законодательную” роль местных маслихатов, поскольку именно от них зависит дальнейшая судьба Сената. Поэтому, “Ак жол Казахстан” призывает население быть разборчивым в выборе депутата маслихата.


“Каким требованиям должны соответствовать депутаты? Достойны ли сегодняшние казахстанские народные избранники кресла депутата? Как оценивать кандидатов, и, наконец, как их выбирать?” — спрашивает газета.


Берик Абдигалиев, кандидат политических наук:


— Я считаю, что и уровень самих выборов, также как и уровень избранных депутатов должны соответствовать выбору населения. Потому что, благодаря народному избраннику, определяется уровень жизни того или иного населенного пункта, кстати, откуда он и был избран депутатом. У народного избранника, помимо своей четкой программы и собственного мнения, должен быть огромный опыт, выработанный доблестным трудом на благо своего государства и народа.


К сожалению, большинство наших депутатов идут в депутаты ради личных производственных интересов, ради карьеры. К тому же многие из них зависимые и нерешительные. При обсуждении того или иного законопроекта можно заметить, что они боятся открыто высказать свое мнение. И, самое опасное, они не чувствуют своей ответственности перед народом. Осыпав избирателей обещаниями до выборов, они забывают об их существовании после достижения желаемого кресла.


Еще один немаловажный пункт при избрании депутата – нельзя допускать межнациональной розни и раздора среди населения. В принципе, разделение во время избирательного процесса на группировки по политическим, партийным и социальным признакам — явление закономерное. Однако разделение с учетом интереса одной нации или одного рода весьма опасно для нашего общества.


Нурболат Масанов, доктор политических наук:


Как гражданин РК, в первую очередь, я обращаю внимание на то, чьи интересы защищает кандидат в депутаты: корпоративные, политические, партийные и т.д. Если он выдвинут в депутаты от политической партий или общественного движения, ведомства, значит, для него гораздо важнее интересы своей организации, нежели его предвыборные речи перед избирателями и его предвыборная программа. Скажем, если кандидат от партии “Отан”, то, будучи представителем городской бюрократии, он вряд ли будет представлять интересы народа. Точно такая же ситуация и вокруг других партий, скажем, как “Гражданская”. Я бы не желал, чтобы народ голосовал за подобные партии.


Как специалист скажу, что лично я не верю одиноким кандидатам. Трудно услышать голос одного среди толпы. Такие депутаты могут легко изменить свои взгляды, свое мнение. На мой взгляд, самый эффективный путь — это довериться кандидату, представляющий надежную общественно-политическую структуру. Потому что такого рода структуры тоже несут ответственность за своего депутата.


К сожалению, не секрет, что казахстанские депутаты не соответствуют истинной своей роли. 90 процентов из них бюрократы-карьеристы, никогда не вглядывались в лица простых людей, никогда не интересовались истинным состоянием простого народа. Они не имеют никакого отношения к народу.


Таковы рекомендации и советы экспертов “Ак жол Казахстан”.


Валентинов день в Алмарасанском ущелье, или несколько слов о ценности духовной


Данную тему затронул журналист Болат Шарахымбай в литературном обозрении “Казак адебиетi” (№32, 8.08.03).


“На днях я ездил к дочери, которая отдыхает в летнем оздоровительном лагере в ущелье Алма-Арасан. Приехав сюда в третий раз, я удивился, насколько моя дочь изменилась. Я ее не узнал. Моя дочь, которая чтит свой родной язык и считает себя истинным патриотом своей страны, с ходу крикнула мне: “Папа, привет, у нас сегодня день Валентина”. Оказывается, в традициях этого лагеря все три сезона подряд отмечать день Валентина. Странно, весь мир, в том числе, естественно, и сами католики, отмечают этот день один раз в году – 14 февраля, а мы, казахи, в своей любви к разного рода празднествам и тоям готовы отмечать Валентинов день подряд все три сезона детского лагеря. Возникает законный вопрос, а зачем в детском лагере отмечать или проводить этот день, именуемый днем Валентина, тем более что 80 процентов отдыхающих – это наши казахские дети. Если организаторы, так называемые, вожатые, хотят привить детям понятие о чистой и красивой любви, то почему бы им не отметить день Козы-Корпеша и Баян-сулу?..


Если помните, в советское время вожатым пионерского лагеря выбирали человека с педагогическим образованием. А сейчас кто угодно может устроиться вожатым в детский оздоровительный лагерь, и, при этом, неизвестно, чему он учит детей, о чем им рассказывает. Кстати, в прошлом году в Алматы было закрыто пять лагерей, когда выяснилось, что там проводят свои уроки представители различных религиозных сект. А те, кто пытались одурманить детей ложными идеями, были задержаны. Кто знает, может, день Валентина в ущелье Алма-Арасан тоже имеет свой умысел. То есть, если заметили, наши дети – будущее страны, постепенно вовлекаются в процесс христианской глобализации. И никто в данный момент даже не догадывается, какими могут оказаться последствия такого рода глобализации. Надо сказать, что Валентинов день в Алма-Арасанском ущелье проходил на русском языке, от начала до конца. От “праздника” так и веяло русским духом. Кстати, в завершение всего был объявлен конкурс национальных танцев. Детям предлагали пляски всего мира, здесь и русские, таджикские, молдавские, цыганские мотивы, знаменитая лезгинка, негритянский рэп и т.д. Все танцы мира, кроме нашего, казахского. О каком национальном и духовном воспитании этих восьмидесяти процентов отдыхающих в Алма-Арасане детей, лихо отплясывавших под предложенную мелодию, после этого можно говорить… Собственно, речь идет именно об этом, о качестве воспитания подрастающего поколения, будущего нации. В частности, в детских оздоровительных лагерях. Кто и каким образом организовывает летний досуг наших детей в лагерях? Кто и каким образом составляет программу отдыха наших детей, на чем основывается? Данный вопрос, наверняка, беспокоит многих родителей. При этом не стоит забывать, что школьные учебники еще не успели обновиться, а электронные СМИ, вооруженные “западным трафаретом”, целенаправленно пытаются овладеть вниманием, а то и сознанием нашей молодежи. И в этот момент, вдобавок ко всему, и летние лагеря вносят свою лепту в процесс “захламления”, вместо того, чтобы организовывать мероприятия, пропагандирующие национальные и духовные ценности нашего народа. И это притом, что большинство работников такого рода лагерей, вплоть до сторожей, в основном казахи. Однако никого из них не беспокоит, что содержание программ детского лагеря составлено большей частью на основе всего русского и христианского.


Нынешним летом всего работало 300 лагерей, среди которых есть и приватизированные лагеря. Отсутствие единой программы в них создают препятствия в процессе воспитания, с точки зрения идеологии. Одним словом, если мы хотим уберечь подрастающее поколение от духовного кризиса в дальнейшем, то необходимо создать единую программу воспитания, основанную на духовных и национальных ценностях. А министерство образования и науки должно взять под жесткий контроль данный пункт, поскольку детские оздоровительные лагеря должны отвечать не только за физическое здоровье наших детей, но и за духовное здоровье тоже. Кстати, лично я был вынужден забрать свою дочь после той истории…” — заключает известный журналист Болат Шарахымбай.


Становление национальной идеологии берет начало в школе…


Считает Есенгуль Капкызы и ставит в пример опыт стран Балтийского региона. Об этом ее статья, опубликованная в широкоформатном еженедельнике “Туркестан” (№ 32, 7.08.03). Она основывается на публикации в “Известиях” “Великий и могучий”, где рассказывается о реформах в образовательной сфере Латвии. Напомним, в 1998 году латвийский парламент Сейм принял закон о повсеместном переходе на латышский язык всех государственных школ Латвии. Данный пункт входит в силу с осени текущего года.


“Понятно, что такого рода новшества оказались не по душе русскому населению, которое предпочитает жить за пределами России, при этом безразлично относится к языку государства, в котором оно проживает. Любопытно, что русские в Латвии составляют 30 процентов населения (700 тысяч) и считают себя малочисленной нацией в Латвии. Кстати, в Казахстане проживает 33 процента русского населения, и некоторые наши политологи склонны считать, что они составляют одну из основных наций Казахстана. Как говорится, там, где силен дух нации, там и “старший брат” впадает в депрессию. Русские обвиняют Латвию в том, что они ущемляют права малочисленных народов…


Совершенно иная ситуация в Казахстане. По нашим данным, на сегодняшний день в Астане имеется всего 9 казахских школ, а Костанае – 1, в Усть-Каменогорске – 4. Казахский язык в русских школах преподается всего 1 раз в неделю. Процентное соотношение языковой квоты в высших учебных заведениях составляет 50х50. Это говорит об отсутствии соответствующей динамики в системе обучения на государственном языке…


Постоянно меняются и министры, возглавляющие министерство образования и науки. А значит, о какой-либо реформе в системе образования и речи быть не может. Обычно каждый из них приходит со своей реформой, а вновь назначенный министр не считает нужным продолжать реформу своего предшественника. Не утверждена и национальная концепция воспитания в системе образования. А между тем, национальная идеология берет начало именно со стен школы. Кроме того, халатность, допускаемая со стороны ответственных за национальную безопасность, приводит к тому, что мы вынуждены терпеть разного рода кривотолки со стороны русскоязычной информации. К примеру, увеличение доли государственного языка в СМИ воспринимается как ущемление прав других национальностей, проживающих в многонациональном государстве. Попытка переименовать города и улицы, в которых запечатлено клеймо колониальной политики, становится основной темой русскоязычных изданий, как аргумент опять-таки ущемления старшего брата. Возвращение на историческую родину казахов объясняется как некий страшный факт, мол, казахи превращают Казахстан в государство казахов…” — отмечает журналистка газеты “Туркестан”.


Между тем, сам “старший брат” никогда не считал нужным говорить о проблемах государственного языка вслух и публично, и уж тем более о национальных проблемах народа, которого, ни с того, ни с чего определил вдруг своим младшим братом. Правда, казахи всегда уважали старших. Перечить старшему — воспитание не позволит. Выходит, определив себя старшим, представитель великого и могучего языка знал, на что он может надеяться, вступив на землю того, кого выбрал себе в братья меньшие…