То, что не от дьявола, то от Бога

Президент уверен в своем божественном предназначении,

а земледельцы – в том, что накормят страну


СМИ продолжают публиковать рейтинги политиков. На этот раз “Мегаполис” опубликовал данные национального агентства “Kazrating”. По итогам социологического исследования, первое место в таблице самых влиятельных людей Казахстана занимает троица: Нуртай Абыкаев, руководитель Администрации Президента РК, Даниал Ахметов, премьер-министр Казахстана, и Григорий Марченко, председатель Национального банка страны. У всех у них, судя по опросу, нейтральные позиции. Зато второе место, опередив Ахметжана Есимова, Нуржана Субханбердина, Тимура Кулибаева и прочих, поделили между собой Мухтар Кул-Мухаммед, министр культуры, информации и общественного согласия, и первый вице-премьер РК Александр Павлов. “Мегаполис” далее пишет: “Замыкает пятерку наиболее влиятельных людей Казахстана председатель КНБ РК Н. Дутбаев”, хотя на самом деле, если верить опубликованной таблице, г-н Дутбаев занимает пятое место, а замыкает десятку. Видимо, путаница возникла в связи с тем, что на одном месте в данном рейтинге умудряются поместиться сразу несколько претендентов (на первом – три, на втором – два, на третьем – снова три и так далее). Неудобно, конечно, да и непонятно, почему, например, Кул-Мухаммеда поставили перед Павловым, хотя набранные ими баллы одинаковы? Но далее издание опять допускает ошибку (или опечатку), заявляя: “Госсекретарь Имангали Тасмагамбетов занимает в июле 27 позицию. Возможно, этот момент можно объяснить недавней отставкой г-на Тасмагамбетова”. Опять же, если верить собственным глазам, позиция у госсекретаря 26-я. Но это мелочи, важнее другое: очень неудобную шкалу выбрали для оценки “казрейтинговцы”. Так, например, на 11-м месте с баллом 4,8 оказалось аж шесть человек, и среди них как раз и очутился экс-премьер Имангали Тасмагамбетов, и поэтому о нем можно было сказать, что он занимает 22-ю строчку политического хит-парада, и тоже не ошибиться. Но его почему-то предпочли задвинуть в конец, возможно, распределение в данном случае больше зависит от личных предпочтений “Kazrating”?


Ахас Тажутов рассматривает Центральную Азию как “мировой тупик”: “У нашей страны положение в этом смысле, конечно же, несколько лучше (чем у Узбекистана, не имеющего выхода к морю и граничащего с пятью странами, также не имеющими прямого выхода к открытым морским берегам – ред.). Но все же, что бы мы сейчас в Казахстане ни говорили о Великом шелковом пути, это будут разговоры о прошлом. Ему уже не вернуть и малой толики прежнего значения. Мир ушел вперед, как минимум, на пять веков. Нам надо найти в себе мужество признать, что у нашей страны при ее нынешнем геополитическом положении маловато шансов занять достойное место в мировом сообществе наций. Звонкие, услаждающие слух слова политиков и деловых людей (чужих и доморощенных) о блестящих перспективах Казахстана, о его роли посредника между Западом и Востоком, якобы подкрепленных колоссальными запасами сырья, к сожалению, имеют мало общего с реальными тенденциями. Причины: отдаленность от мировых торговых путей, неравноценный товарообмен с партнерами (по последним данным, главный торговый партнер Республики Казахстан – Бермудские острова, Актюбинской, к примеру, области – Виргинские острова) и отнюдь не выгодные для нас приоритеты во внешнеэкономической сфере”. Ничуть не меньше, по мнению издания, проблем и во внутренней экономике. Но, как утверждает “Соз”, “нет правителя, который не верит в свое божье назначение”. А следовательно, нет лидера страны, который бы не пытался уверить свой народ и себя в том, что у страны – великое будущее, и в этом немалая его заслуга. “Любой правитель искренне верует в собственную добродетель. Критики говорят о политических ошибках президента, но ведь сам он так не считает. В самом деле, чисто внешне политические шаги Назарбаева кажутся цельными. Другое дело, что шаги эти частенько принимают злодейскую окраску, ибо как бы ни был он талантлив, злодей в нем живет, что скорее всего неизбежно, причем все чаще злодей этот берет в нем верх”. Что ж, насчет последнего заявления судить не беремся, но утверждение, что президент уверен в своем божественном предназначении, имеет под собой реальную основу. В интервью “Времени” Ермухамет Ертысбаев так ответил на вопросы Виктора Верка: Недавно президент заявил, что любые попытки изменить действующую Конституцию – это от дьявола. Что на это скажете? – Если президент сказал, то так оно и есть. – Значит, поправки в Конституцию, спешно внесенные парламентом осенью1998 года – накануне президентских выборов, — это тоже от дьявола? – Это уже от Бога”. Кстати, в рейтинге влиятельности, о котором упомянуто выше, советник президента, набравший 4,8 баллов (столько же, сколько и Тасмагамбетов), занимает 22-ю позицию.


“Казахстанская правда” публикует материал о рабочей поездке президента в Костанайскую область: “Урожаи в области стабилизировались, четвертый год подряд выращивается три миллиона тонн зерна, техника к уборке подготовлена, и буквально на днях из Красноярска, от казахстанско-российского ОАО “АгромашХолдинг”, прибыла партия – из 200 единиц – новеньких комбайнов “Енисей”. Конечно, проблем у земледельцев еще достаточно. Однако теперь они уверены в том, что накормят страну”.


Г-же Карагусовой могут выразить недоверие


Причиной недовольства вернувшихся из отпуска мажилисменов стала ситуация с повышением пенсий, причем, по их мнению, Минтруда и соцзащиты зашло так далеко, что депутаты “были готовы инициировать парламентские слушания по этой проблеме и даже выразить недоверие Гульжане Карагусовой” (“Экспресс К”). “Лейтмотив депутатских претензий: перерасчета пенсий по заслугам, в зависимости от стажа работы, так и не произошло. Особенно в сельской местности, где проживают порядка 40 процентов пенсионеров страны. Народные избранники возмущены тем, что вышедшие на заслуженный отдых сельчане не получили ожидаемой надбавки к пенсиям, а определенная часть даже жалуется на ее понижение. Одна из причин, по мнению мажилисменов, заключается в том, что Министерство труда приняло в качестве отправной точки для расчета пенсий на селе очень низкую ставку среднеотраслевой зарплаты в связи с тем, что все годы становления независимости Казахстана в сельском хозяйстве фактически существовала натуроплата”. Напомним, ранее, когда сельчанам начисляли пособия, Гульжан Карагусова, ратуя за искоренение психологии иждивенчества на селе, предложила включать в доходы семьи наличие, например, дойной коровы. Вообще-то, сотрудников системы социальной защиты следовало бы называть “санитарами села”, уж очень активно они действуют, очищая казахский аул от наиболее слабых и больных аульчан.