Откровение от Азимбая: “казахские домыслы и русские тайны”

Отношение казахов к русским. Казахи отнюдь не наивные люди. Много написано о казахах трогательно сентиментального, да не вся правда в них. В них казахи предстают неизменными друзьями и союзниками русских, прямыми, честными и гостеприимными. Пред нами предстает некий народ — добряк, неотступно следующий указаниям старшего брата, который, в свою очередь, благороден и также благодарен последнему. Казахи как сформировавшаяся нация начали контактировать с русскими во времена Хакназар-хана. Сговор двух владык, Ивана IV с Хакназаром, заключался в неподдержке шейбанидского движения Сопротивления, он привел к разделу сперва Казанского ханства, потом Астраханского и Сибирского ханств. При разделе татарского наследства русские беспрепятственно двигались на Восток. Для казахской элиты (династия Орысхана) ненависть к шейбанидам была сильнее ненависти к неверным. Прагматический расчет показывал: для Великой Казахии (государство Алты Алаш) тактически выгоднее разгром военно-политических соперников в лице Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Ногайская Орда могла бы стать частью государства Алты Алаш, только будучи ослабленной. Так продвижение России выглядело более предпочтительным, нежели абстрактная опасность соседства с Россией. Реально казахи прибирали скот, имущество и новых подданных после разгрома русскими шейбанидской династии. К этому времени казахская элита имела военно-политический опыт взаимодействия в войнах и воинских союзов Золотой Орды с Московским государством. Контрфактический сценарий подсказывает, что казахи могли вернуть потерянное и отбросить Московию от Едиля (Итиля), Камы и Кубани в период “смутного времени”, скажем в 1598-1628 гг., но тогда казахи завязли в интригах с катаганами, джунгарами и новыми узбеками. Был соблазн закрепить за собой Ташкент, подчинив калмаков (джунгаров) и отбросив новую Узбекию в пределы Самаркандского округа. Все предпосылки такого исхода были налицо, военное преимущество (казахи применяли “огненный бой” — ружья, использовали окопы и залповый огонь из засад), но существовал досадный субъективный момент: Енсегей бойлы Ер Есим хан часто болел, военную инициативу иногда проялял его сын султан Салкам Жангир. Время упущено. Великое княжество Московия стала царством, Джунгария окончательно вышла из подчинения и стала сама угрожать казахам, военное счастье стало покидать казахов уже при Тауке Мудром хане. Характер казахско-русских отношений менялся от военного партнерства до вассалитета. Отношение к русским у высшей политической элиты было настороженно враждебным, постепенно оно меняется до ситуативно вассалитетного и, наконец, трансформируется до ситуативно верноподданного и полностью верноподданного. Периодически казахи восставали, а русские деловито истребляли их и заселяли земли. Русским такие верноподданные не были нужны.


Отношение русских к казахам. Русским нужны территории, русские росли достаточно быстро для хищнического земледельческого, охотнического промысла. Экстенсивный смысл хозяйства русских вызывал низкую хозяйственную емкость новых территорий и мотивировал новые земельные и территориальные изыскания. Русские как миссионерская и клерикальная нация обычно руководствовались конфессиональными мотивами истребления инородцев. Казахи, в отличие от остяков и других сибирских народов, не поддавались христианизации, это было доводом в пользу истребления последних. Таковым было отношение русских к казахам на протяжении от времен Абылхаира до декабрьских событий 1986 года. Истинно русское настроение по отношению к казахам было удивительно неизменным. Если вы почитаете русских ученых 18-19 веков, то получите такую картину: ханы и султаны вероломны, горазды на взятки, народ вороватый и нерелигиозный (примитивной магометанской веры), мужчины ленивы, женщины блудливы, дети бестолковы. (Русские исследователи XYIII века о казахах. — Алтын Орда, 1 февраля 2002 года. Объем – 0,3 п.л. — На казахском языке.) Если сравните эти высказывания с некоторыми публикациями в союзной и республиканской печати после 1986 года, то убедитесь сами.


Выводы:


1) нельзя идеализировать прошлое, настоящее и будущее этих двух народов — казахов и русских, даже из благих побуждений;


2) эти два народа — казахи и русские — составляют разные расы (казахи — монголоиды, русские — европеоиды) и разные антропологические типы, которые разнятся визуально;


3) эти два народа — казахи и русские — разнятся конфессионально (казахи — мусульмане, русские – христиане), христианский и мусульманский мир в настоящее время снова переживают период конфронтации. Прежнее классово-военно-блоковое противостояние советской эпохи сменилось после событий 11 сентября в США цивилизационным противостоянием, ислам понимается как идеология этой самой противостоящей цивилизации;


4) эти два народа — казахи и русские — имеют груз имперского прошлого, одни алкают прошлое, другие не хотят возвращения этого прошлого ни в каком виде. Это серьезное препятствие для выстраивания новых равноправных отношений;


5) эти два народа — казахи и русские — учредители государств, которые объективно конкурируют на внешних и внутренних рынках. Так, на внешних рынках и Казахстан, и Россия торгуют нефтью, газом, черными и цветными металлами, углем, а в последние годы — хлебом. На внутреннем рынке Казахстан предполагает заместить российское мясо, колбасу, молоко, водку, производство которого наращивается. На рынке внутренних услуг вытесняются русские школы, классы и русский язык. Вместе с эмигрирующей паствой сокращается поле православия, сами казахи все более исламизируются и дерусифицируются;


6) эти два народа — казахи и русские — взаимно отчуждаются идеологией жириновских, козловых, нарочницких, затулиных и многих других, в т.ч. с казахской стороны, а также погромами кладбищ и бытовым национализмом бритоголовых.


Как жить дальше. Считать отошения нормальными и не ухудшать их дальше. Каждая сторона должна строго следовать прагматическому началу. Помнить, что собственные интересы этих двух народов – казахов и русских — залог дальнейшей верной дружбы.